ТОП-3 способа ведения конспектов, которые помогают учиться лучше и быстрее

Фраза «Я и так запомню» знакома, пожалуй, каждому студенту. Но насколько она соответствует действительности?

Может ли конспект стать инструментом, помогающим не просто зафиксировать информацию, но и глубоко её усвоить? Разберёмся вместе!

Что такое конспект?

Конспект — это краткая запись информации, полученной из курса обучения, книги, статьи или другого источника.

Чем полезен конспект? (можно использовать в качестве аргументации пользы конспектов для студентов)

1. Улучшение запоминания

Процесс конспектирования помогает осмыслить информацию и перевести ее из краткосрочной памяти в долгосрочную.

2. Улучшение понимания

В процессе конспектирования вы не просто записываете информацию, но и анализируете ее, что помогает вам лучше понять материал и увидеть его с разных сторон.

3. Повышение концентрации

Запись информации помогает отсеять ненужные детали и сосредоточиться на главном.

Главное не забыть поставить уведомления на беззвучный режим :)

4. Экономия времени

Хорошо составленный конспект может стать ценным справочным материалом, к которому вы можете обратиться в любое время.

Вам не придется перечитывать весь текст или просматривать курс, чтобы найти нужную информацию.

5. Развитие навыков

Конспектирование помогает развить навыки критического мышления, анализа информации, выделения главного и структурирования текста.

6. Формирование системы знаний

Конспекты по разным темам могут стать основой для вашей личной системы знаний.

Для этого вы можете систематизировать конспекты, используя различные методы, например, карточки, таблицы, схемы и т.д.

7. Повышение вовлеченности (когнитивной)

Сам процесс конспектирования вовлекает в процесс обучения, так как тут и результаты видно, сколько всего вы изучили, и в процессе самого конспектирования становится с каждой заметкой интереснее и интереснее шагать вглубь.

Методы конспектирования учебного материала

На самом деле, существует достаточно много методов конспектирования, начиная от линейного, при котором информация записывается в том порядке, в котором она преподносится, и заканчивая методом интеллект-карт, где создается визуальная карта, которая представляет собой взаимосвязь между ключевыми понятиями.

Мы же рассмотрим всего 3 метода, которые, на мой взгляд, являются достаточно эффективными🌟

Метод боксов

Метод боксов – это метод конспектирования, который заключается в том, что информация по каждой теме записывается ключевой в отдельный блок, напоминающий бокс.

Инструкция: просто создавайте под каждую тему отдельные боксы и выстраивай в ней логику, например, по ключевым идеям, важным деталям/нюансам и вопросам, которые возникают, требуя более глубокого погружения.

ТОП-3 способа ведения конспектов, которые помогают учиться лучше и быстрее

  • Помогает структурировать информацию и сделать ее более наглядной.
  • Позволяет выделить главное и отсеять ненужные детали.
  • Способствует лучшему запоминанию учебной информации за счёт деления на небольшие смысловые блоки (боксы).
  • Развивает аналитические навыки работы с учебной информацией.

  • При большом количестве информации может быть сложно уместить все боксы на одном пространстве.
  • Для некоторых людей может быть сложно организовать информацию в боксы и поддерживать логическую структуру конспекта.
  • Метод боксов лучше всего подходит для ручного ведения конспектов (может быть неудобно для тех, кто предпочитает работать с электронными устройствами).

Метод Корнелла

Метод Корнелла – это метод конспектирования, который помогает вести его структурно. Разработал метод профессор Уолтер Паук.

Инструкция: разделите лист на 4 части. Проведите горизонтальные линии вверху (для даты и заголовка) и внизу страницы (для вывода). Затем сделайте две колонки: правая должна быть толще левой в два раза. В правой части страницы вы сможете записывать важные сведения, а в левую — ключевые термины, даты, фамилии и так далее (в зависимости от предметной области). В конце занятия в «подвале» страницы сформулируйте выводы из 3−5 предложений.

ТОП-3 способа ведения конспектов, которые помогают учиться лучше и быстрее

  • Четкое разделение на заметки, ключевые слова и резюмирование облегчает понимание, а в дальнейшем и поиск нужной информации.
  • Переосмысление информации при составлении резюме способствует более эффективному запоминанию.
  • Ключевые слова и вопросы помогают фокусироваться на главных моментах.
  • Анализ информации и формулирование вопросов улучшают понимание материала.
  • Подходит для различных предметных областей.

  • Написание резюме и заполнение левой колонки может занять дополнительное время.
  • Иногда сложно успеть заполнить все поля во время занятия с высоким темпом.

Метод интеллект-карт

Интеллект-карта (mind map) — это метод конспектирования, где информация визуализируется в виде древовидной схемы с центральной темой и ответвлениями, представляющими ключевые идеи, подробности и взаимосвязи.

Инструкция:

  • Определите основную тему. Сформулируйте основную мысль, которую хотите законспектировать.
  • Создайте главные ветви. Выделите ключевые идеи темы и запишите их как основные ветви, отходящие от центра.
  • На каждой ветви запишите ключевые слова, факты, цитаты, относящиеся к этой идее.
  • При необходимости добавьте подветви для раскрытия подтемы.
  • Используйте цвета, формы, рисунки, символы для выделения важного и улучшения визуального восприятия.
  • Покажите стрелками отношения между разными элементами карты.
Простой пример конспекта в формате интеллект-карт
Простой пример конспекта в формате интеллект-карт

  • Помогает лучше понять и запомнить материал за счёт ассоциаций.
  • Запись информации ведётся быстрее, чем в традиционном конспектировании.
  • Подходит для разных предметных областей.

  • Большое количество подтем может усложнить структуру карты.
  • Сначала нужно привыкнуть к созданию и пониманию интеллект-карт, а потом уже конспектировать.
  • Интеллект-карта может быть субъективной, так как структура карты зависит от индивидуального восприятия информации.

P.s. опорные конспекты Шаталова не брал во внимание, т.к. сложновато в контексте «взял и применил», поэтому оставил для вас разбор этого гениального метода в источниках

Правила по составлению конспектов

  • Используйте свои слова и формулировки.

Вы же делаете конспект для себя :)

Используйте также символы: стрелку → вместо «следовательно», ↓ — вместо «уменьшения» и т.д.

  • Делайте конспекты краткими и понятными.

Как писал Антон Павлович: «Краткость — сестра таланта»

Используйте, например, аббревиатуры: Педдиз — «педагогический дизайнер», ЦА — «целевая аудитория» и т.д.

  • Используйте различные методы конспектирования, чтобы сделать процесс более интересным и эффективным.

Попробуйте комбинировать разные методы конспектирования, так увеличивается вероятность запоминания и усвоения материала (о методах мы говорили с вами выше).

Существуют ли «идеальные» методы конспектирования?

Конечно же, нет.

Всё зависит (как минимум) от 👇🏼

  • Цели конспектирования. Если цель — глубокое понимание материала, то лучше использовать метод «инсерт» (маркировка текста), если цель — быстрое ознакомление с материалом, то можно использовать метод mind mapping (интеллект карты).
  • Сложности материала. Например, для сложных материалов в той же электронике или биологии, или математике могут потребоваться более подробные конспекты. Чем сложнее материал, тем больше деталей может потребоваться для его конспектирования (соответственно, тут может подойти Шаталовский метод).
  • Превалирование типа информации. Для текстовой информации одни методы конспектов, для визуальной — другие и т.д.
  • Типа материала. Научные статьи, лекции и другие виды учебных материалов могут требовать разных подходов к конспектированию.
  • Своего уникального стили ведения конспекта. Разные люди учатся по-разному, кто-то предпочитает схематические конспекты, кто-то — текстовую запись, кто-то — комбинированные конспекты и т.д.
  • Формата обучения. Онлайн-обучение, традиционное обучение в классе или самостоятельное обучение могут требовать разных методов конспектирования.
  • Объема материала. Если материал большой, то может потребоваться более детализированный конспект, если же материал короткий, то достаточно будет краткого конспекта (соответственно, разные методы).

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru

Может ли ChatGPT заменить конспектирующего студента?

Нет, знания ведь получает студент, а не GPT. А вот помочь в качестве «саммаризатора» (но с вашей перепроверкой) вполне.

Всем спасибо за внимание 👍🏼

Делитесь в комментариях своими методами конспектирования.

1313
2 комментария

Интеллект-картами чаще всего пользуюсь )

1
Ответить

Только на последней иллюстрации у Вас не интеллект-карта, а логико-структурная схема.

Ответить