Рисование на ткани. С чего начать?

Если вы совсем новичок в рисовании и ваш опыт ограничивается уроками в общеобразовательной школе, это не означает, что у вас ничего не получится. Ведь рисование на ткани - это почти тоже самое, что рисование картин на холсте.

Инструменты для работы будут те же самые, какие вы использовали бы при рисовании картин на бумаге и холсте - кисти, мастихин, палитра. Материалы - краски и маркеры нужны, конечно, специализированные, - акриловые для ткани. Хотя их отличие от обычного художественного или строительного акрила лишь в том, что вещи с такими рисунками можно стирать после закрепления их на ткани.

Ткань, на которой рисуют, это, собственно, и есть холст. Ведь холсты для художников изготавливают из хлопчатобумажной или льняной ткани, - натягивают ее на подрамник и грунтуют. И уже в таком виде большинство из нас видели холсты в продаже. К слову, множество художников покупают негрунтованный холст и самостоятельно производят описанный мной выше процесс подготовки холста к работе, оформляя его под свои нужды.

Есть дополнительные материалы и инструменты, помогающие сделать рисунок на ткани более интересным, а работу мастера проще, но о них поговорим чуть позже.

Так с чего же начать? Во-первых, определиться с поверхностью, на которой вы будете рисовать. Задекорировать красками по ткани можно что угодно: например, наволочки на диванные подушки, праздничные скатерть или салфетки, одежду, обувь и различные аксессуары, - холщевые сумки-шопперы, бейсболки, кепки, платки и т.п.

Но есть одно общее требование к поверхностям для декорирования красками по ткани, - состав ткани. На синтетических тканях рисунок держаться не будет. Поэтому в ткани, которую вы собираетесь разрисовать, должны присутствовать натуральные волокна (хлопок или лен) и не менее 50%, а в идеале - 80%.

Далее, какие кисти взять? Для рисования на ткани подходят синтетические кисти. Размеры выбирать нужно, исходя из размера рисунка. Но точно понадобятся для работы, как плоские, так и круглые, а также тоненькие кисточки-нулевки.

Кисти из натурального ворса (белка, пони) лучше не использовать, они менее прочные, больше подвержены растрепыванию и вбирают в себя слишком много воды и краски. Кисти с натуральным ворсом идеальны в работе с акварелью, но никак не с акрилом, тем более с акрилом по ткани.

Кисти из щетины тоже брать не рекомендую, если ткань не очень плотная. Они слишком грубые и нанесут механические повреждения ткани. Эти кисти хорошо подходят для мазковой живописи укрывными красками на холсте, но не подходят для росписи одежды.

Выбор красок по ткани тоже зависит от того, какая у нас будет поверхность - светлая или темная. Краски для ткани по светлым поверхностям не подходят для рисования на темных поверхностях, у них не такая большая укрывистость, как у красок для ткани по темным поверхностям.

На темной ткани можно, конечно, сделать подложку белой краской и наносить рисунок уже на нее. Однако это сделает рисунок более плотным. Это нужно понимать и учитывать при уходе за изделием и его хранении, чтобы рисунок не потрескался и не образовались заломы на краске.

Маркеры, линеры и карандаши тоже необходимо использовать специализированные, предназначенные для работы именно с тканью. Маркерами и линерами очень удобно прорабатывать тонкие линии, мелкие детали, акценты на росписи, наносить надписи.

Карандаш для ткани, - зачем нужен он? Прежде, чем начать работу с красками и маркерами, мы наносим эскиз на ткань. Обычный простой карандаш для этого не очень подходит, тем более, если у вас мало опыта в рисовании. Ваши линии на эскизе могут получиться слишком жирными и их не получится убрать при помощи резинки или клячки.

Проблема здесь в том, что под красками эти линии будут видны и это сделает рисунок небрежным и в конечном счете испортит всю работу. Кроме того, на темных тканях линии от простого карандаша не видны и его использование в этом случае вообще не имеет смысла.

Поэтому нужен специальный термоисчезающий карандаш (ручка). Рисовать ею эскиз можно на любой ткани, как и наносить сверху краски. После термобработки, которой закрепляются абсолютно все рисунки на ткани, линии от ручки исчезнут без следа.

Также для работы вам понадобится фен. Обычный фен для сушки волос). Им подсушивают участки работы для того, чтобы слои краски разных цветов не смешивались, если вы, конечно, изначально не планировалось такое смешение. Использование фена в работе экономит время и это очень важно.

Если сушить участки работы естественным путем, ваша работа с росписью даже маленькой вещички затянется на несколько дней. Намешанные оттенки краски на палитре не могут столько времени находиться без вреда для себя. Даже если палитру закрыть полиэтиленовой пленкой, краски неизбежно подсохнут и вам придется намешивать их снова. При этом вы должны понимать, что попасть тон в тон с предыдущим замесом красок непросто, тем более, если у вас глаз еще не наметан.

Поговорим, кстати, о цветах и их выборе для росписи. Если вы в самом начале пути рисования на ткани, то рекомендую вам, во-первых, начать с перерисовки готовых цветных картинок из интернета.

Начинайте идти от простого к сложному. Для этой цели идеально подходят мультяшные рисунки, созданные CG-художниками в графических программах. На таких рисунках в большинстве случаев четкие границы деталей, они окрашены чистыми, открытыми цветами. *Открытый цвет - цвет без смешивания красок.

Вот пример несложного рисунка, нарисованного открытыми цветами
Вот пример несложного рисунка, нарисованного открытыми цветами

И еще один совет. Есть вещь, без которой не обходится ни один художник или дизайнер. Это - цветовой круг Иттена. Что это такое? Это схема из 12-ти цветов, опираясь на которую, можно выбрать цветовую палитру рисунка. Цветовой круг обязательно вам пригодится, ведь вещь, над которой вы работаете, должна вписываться в интерьер.

Цветовой круг Иттена
Цветовой круг Иттена

Подробнее о цветовом круге Иттена можно почитать на сайте Skillbox,например. https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_tsvetovoy_krug_ittena/

Если же вы решили сделать роспись на одежде, то помимо цветового круга Иттена вам пригодятся знания о цветотипах внешности человека. Так вы сможете создать не только уникальную вещь, но и подходящую именно вам, которая выделит ваши достоинства внешности. Подробнее можно почитать вот тут, например, https://vseozozh.ru/kak-opredelit-svoj-tsvetotip-vneshnosti/

И напоследок: не замахивайтесь сразу на картинки большого размера. Без привычки вы быстро устанете и вместо удовольствия от работы получите негативный опыт. На начальном этапе лучше выбирать рисунок, работу над которым вы осилите за один день.

Например, мое знакомство с красками по ткани началось с росписи старых кед). Если бы результат мне не понравился, то и выбросить не жаль (признаюсь, что до росписи я их и хотела выбросить). Я их перекрасила, добавила яркие шнурки и снова ношу)).

Начать дискуссию