Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Друзья, привет! Меня зовут Эдуард Джафаров. Я коуч, психолог и исследователь.

Сегодня поговорим, почему привычный путь от точки А к точке Б в 8 из 10 случаев – ведет к ТРЕВОЖНОСТИ, ВЫГОРАНИЮ И ОТКАТУ.

А так же, как начать получать желаемые результаты с большей легкостью, фиксацией и силами идти дальше.

Приглашаю вас глубоко погрузится в текст и не просто читать, а добавить свою способность анализировать. После каждой подтемы сделайте паузу и подумайте, насколько это про вас, как эта информация может быть вам полезна.

Желаю приятного чтения! Начинаем.

Интуитивность и прошлый опыт

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Мы часто действуем на основе прошлого опыта. Это нормально. Мозг стремится экономить энергию, и если он раньше что-то делал и это получалось, значит, надо продолжать.

Когда в 4 года нам нужно взять кружку с водой, чтобы утолить жажду, мы просто берем и делаем это. Точка А - Точка Б - Жажда утолена. И вроде нет здесь каких-то откатов, тревожности и тд. Цель – ВЫПОЛНЕНА!

Мы становимся старше, и цели наши становятся больше, а то, как мы к ним приходим, остается тем же. Вроде бы кажется: подумал о том, чего хочешь, начал делать, получил желаемое.

Однако все не так однозначно.

Люди часто не видят эту неоднозначность из-за чувства интуитивности и прошлого опыта. Раньше же получалось! Но со временем получаться перестает, или получается, но с большими “потерями”. И здесь нужно перестать действовать по-старому и сделать по-новому.

Что называется КОНТРИНТУИТИВНО.

Контринтуитивность

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Проще говоря это такая способность, часть системного мышления, которая помогает видеть ответы в том, что могло не прийти даже в голову.

В голову, что называется не приходит, а вот бессознательное все видит, слышит и чувствует и поэтому делает ставит нам преграды на пути к желаемому.

Примеры контринтуитивности в жизни:

  • Когда вас засасывает водоворот, нужно не барахтаться, пытаясь выплыть, а нырнуть в воронку, а потом резко уйти в сторону.
  • Когда на скользкой дороге машину заносит, незнающие люди интуитивно выкручивают руль противоположно заносу. Заносит вправо, крутят влево и наоборот. Это интуитивная ошибка! Верным решением будет крутить руль в сторону заноса.
  • Некоторые предприниматели думают, что рост бизнеса придет через увеличение часов работы. Интуитивно это так… И как многие бывают удивлены, когда наибольший рост они получают в периоды отпусков и отдыха.

Вот это всё про контринтуитивность. И это то, что полезно развивать. Это то, что поможет не только в нашем с вами вопросе, но вообще в любом!

Что не так со стандартным целеполаганием?

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

У людей, кто хоть немного умеет ставить цели, есть, как им кажется, очень крутая техника SMART

  • S — specific, конкретная;
  • M — measurable, измеримая;
  • A — achievable или attainable, достижимая;
  • R — relevant, актуальная;
  • T — time bound, ограниченная во времени.

Использование SMART - идея намного лучше, чем просто “поставил цель – иди к ней”. Она действительно немного помогает описать цель, дать ей твердости и понятности, но на этом все.

Она не учитывает все то, важное и ценное, из-за чего ваше бессознательное не пустит вас к реализации цели. А если вы и получите желаемое, то таким трудом, после которого вам все это становится ненужным.

В том числе по этой методике ставила цели для своих учениц моя близкая знакомая. Я видел, какую крутую пользу получают девчонки с ее обучения. А потом я наблюдал, как они все слегли наповал с выгоранием и апатией.

Вторичные выгоды

Когда мы говорим про целеполагание, мы всегда должны помнить, что сейчас у нас есть точка “А”, и в ней, несмотря на то, что мы хотим в “Б”, есть очень много положительного для нас, независимо от того осознаем мы это или нет.

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Вторичная выгода – это значимая потребность человека, не имеющая прямого (первичного) способа удовлетворения, а реализующуюся косвенно, за счет поведения, на одном из уровней оказывающего негативное воздействие на самого человека

Например:

  • Мальчик в 5 классе хотел общаться со старшеклассниками. Он видел, как старшие курят на перемене за школой. Он пошел к ним и начал курить, чтобы общаться с ними и чувствовать себя старше. Прошло время. Мальчику 35 лет, и он все еще курит. Он уже взрослый, сигареты ему для того, чтобы знакомиться с людьми и чувствовать себя старше, уже не нужны. Однако он все еще ими пользуется. Вторичная выгода курения – так можно легко знакомится с людьми и заводить знакомства.
  • Девушка хочет уйти с работы и открыть свой бизнес. Она всячески этого не делает. Почему? Потому что на работе есть стабильная зарплата (безопасность), потому что на работе она знает чего ожидать, а в бизнесе нет, потому что опыта не было и тд. Вроде бы хочет свой бизнес, но вторичные выгоды держат. Хоть обставься целей, но бессознательное сделает все, чтобы не получилось или получилось с трудом.
  • Другая девушка находится в отношениях 5 лет и 2 года из них просто потому, что там “все понятно”. Она знает изъяны мужчины, знает, что он ее не бросит, знает что всегда будет где жить и тд, тд, тд. Поэтому она хоть и хочет выйти из этих отношений, но не может, очень уж много всего, что держит.

При постановке целей со своими клиентами я всегда выявляю их вторичные выгоды. Иногда они бывают очень явные, а иногда такие “засекреченные”, что на это уходит приличное количество времени. И все же без этого никак, иначе мы столкнемся с сильным сопротивлением.

Что делать, когда выгоды выявлены?

Мы думаем, “Как эти вторички перенести с собой в новое будущее?” ))

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Одна из моих клиенток, Елена, имела два салона красоты в Ростове. Она очень хотела масштабировать свой бизнес. Это “очень хочу” продолжалось 4 года, пока мы с ней не встретились и начали работать.

Как думаете, какие ее вторичные выгоды выявили?

Не буду вас томить. Все просто, но опять не очевидно.

Елена боялась, что открыв еще одну точку, она должна будет украсть время у своих двух дочерей. Ей не хотелось уходить в работу с головой и оставлять малышей без мамы на долгое время.

Вторая важная ВВ была в том, что у нее только начали завязываться отношения с мужчиной, и она так же не хотела обделять его временем.

Если тезисно поделиться с вами нашими успехами, то вот как мы смогли сохранить то, что важно и ценно для нее:

  • Она наняла управляющего директора двух первых салонов и высвободила время для работы над третьей точкой, при этом времени на дочерей стало даже чуть больше
  • Пообщалась с мужчиной, объяснила, как ей важно расти дальше и при этом сохранить их отношения. Таким образом, когда им хотелось побыть вместе, он приезжал к ней на работу, помогал, и их отношения еще больше укреплялись, она почувствовала его мужское плечо и поддержку

Недостающий пазл

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

Вот мы и подошли к самому главному - к недостающему пазлу, без которого прийти к цели в радости и благополучии практически не возможно!

Я говорю про ЭФФЕКТЫ. И мне нравится идея. Я её главный амбассадор. Мыслить нужно не целями, а ЭФФЕКТАМИ.

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

“Какие нафиг эффекты? Что это вообще такое?”, – подумали некоторые. Рассказываю.

Если простым языком, то эффекты – это результат результата. Некая точка “В”, если угодно.

Если ваш доход 100.000 рублей, то навряд ли вам нужно просто вырасти в три раза и зарабатывать 300.000 рублей. Скорее всего, при этом вы хотели бы сохранить отношения с друзьями, продолжать ходить на любимый теннис и иметь некую стабильность, чтобы расти дальше.

Или если вы одна, то навряд ли вам нужны именно отношения. Вам нужны гармоничные отношения, чтобы вы понимали друг друга, и при этом от вас не отвернулась любимая подруга, с которой вы дружите со школы. И желательно, чтобы это не сказывалось на работу и доход.

Ну и так далее.

Эффекты позволяют посмотреть на 3-6-12-24 и более месяцев вперед от достигнутой точки “Б”, чтобы вы точно знали, что там, за горизонтом, есть жизнь. Да не какая-то, а еще более чудесная, чем вы могли себе представить))

Когда мы не мыслим эффектами, мозг думает: “ну окей, я выполню точку “Б”, а что там будет потом? Все ли будет хорошо? Выживем ли мы? Останемся ли в порядке? Будет ли нам комфортно” ну и тд…. И наша задача показать ему (мозгу), что в будущем все классно, мы все предусмотрели и нам точно туда надо!

Как я рекомендую ставить цели

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

В этой статье я не дам полнейшую инструкцию, потому что это обычно занимает 2-3 часовые сессии, однако использовав то, что я написал ниже, вам уже станет значительно проще приходить к желаемому.

Где мы находимся?

Полноценно описываем точку “А”. Не просто “зарабатываю 100 тысяч” или “работаю в найме” или “без отношений”, а описываем как можно подробнее, даже если нам что-то кажется не важным.

Что нас держит?

На втором этапе мы определяем наши вторичные выгоды. Самое простое - это спросить себя: “а почему и чем текущая ситуация важная для меня?”. Еще можно попробовать “продать” себе вашу текущую точку “А”.

Кристально понятная цель

Теперь нам нужно описать точку “Б”. Для нас важно, чтобы она была понятна не только на уровне интуиции, но и на рациональном уровне. Для этого я пользуюсь пятью шагами:

Шаг 1. Позитивная утвердительность

Цель должна быть позитивно сформирована, без “не”. Думайте о том, чего хотите, а не о том, чего не хотите. А еще она должна быть сформулирована утвердительно.

Пример: Я хочу зарабатывать 500 тысяч рублей/ Я хочу серьезные отношения с мужчиной/ Я хочу открыть еще 3 филиала своего магазина.

Шаг 2. Ответственность

Вам нужно четко понимать насколько вы ответственны за реализацию цели. Не торопитесь ставить 100 баллов из 100.

Задайте себе вопросы: На что я влияю?/ За что я полностью отвечаю?/ Что под моим контролем?

Может быть 70/30, тогда вам нужно описать, что входит в 70 баллов, на которые вы влияете и что входит в 30 баллов, на которые вы не влияете.

Далее для всего, на что не влияете, вы создаете “правила действий”. Вы можете:

  • Понять, что с какими-то вещами нельзя ничего поделать, их можно только принять и мысленно, эмоционально подготовить себя к этому
  • Определить как вы можете подстраховаться и сделать это
  • Переопределить в раздел “Влияю”, если поняли, что все таки можете это сделать

Шаг 3. Сенсорность

Как вы поймете, что цель достигнута? Что вы увидите, услышите и почувствуете?

На этом этапе мы визуализируем цель, ощущаем ее, прислушиваемся к тому, что внутри нее происходит.

Здесь же мы описываем, какими критериями должна обладать цель, чтобы мы поняли, что она реализована.

Пример: увидела на карте 300 тысяч рублей/ познакомилась с парнем, у которого спортивное тело и он любит собак породы как моя Стейси и тд.

Шаг 4. Контекст

Когда мы хотим достичь цели? При каких обстоятельствах? С кем? В каком случае цели, не будет иметь никакого смысла?

Отвечаем на эти вопросы.

Шаг 5. Экология

Это этап, в котором нам нужны наши вторичные выгоды, которые мы уже выявили. Определив ВВ, понимаем, какие можем оставить в прошлом, какие хотим взять с собой, а также описываем, как мы можем это сделать.

Мыслить эффектами

Самое время мыслить эффектами. Если мы планируем, что придем к цели через 6 месяцев, то представляем как - будто бы мы уже там. Теперь от точки “Б” нам нужно заглянуть в будущее на тот период, который чувствуем важным. Дайте себе минуту тишины, прислушайтесь и подсознание даст вам ответ.

Например, вы почувствовали, что заглянете на год вперед. Мысленно отправьтесь туда, в вашу точку “В” и проговорите, что вы видите.

Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Как моя точка “Б”, повлияет на меня через год такой жизни?
  • А на моих близких? (подумайте о самых важных для вас людях)
  • А на другие мои важные сферы жизни (определите для себя 2-4 сферы и посмотрите как это повлияет на них)

Что здесь важно?

  • Важно вдохновиться и укрепить желание, увидев позитивные эффекты
  • Как-то подготовится, или отредактировать все то, что складывается нежелательным образом

На этом все! Теперь можно составлять пошаговый план и идти к желаемому!)

Хотя вот вам напоследок пример, как действительно опасно не думать эффетами, и как часто это бывает неочивидно.

Как кампания по истреблению воробьев стала одной из причин Великого китайского голода, который поразил страну в период с 1959 по 1961 годы. По разным данным, погибло от 15 до 36 миллионов человек. И все из-за желания РЕЗУЛЬТАТА не обращая внимания на ЭФФЕКТЫ.

Мыслить Эффектами или Как получать желаемые результаты и не умирать

12 февраля 1958 года лидер коммунистического Китая Мао Цзэдун подписал указ об уничтожении в стране «четырех вредителей» — крыс, комаров, мух и воробьев. Эта кампания в итоге привела к массовому голоду и вошла в учебники по экологии во многих странах мира, как пример нарушения экологического баланса человеком.

В конце 1950-х — начале 1960-х китайское правительство проводило политику Большого скачка, которая должна была обеспечить стране резкий подъем экономики. Местные зоологи подсчитали, что из-за воробьев страна недополучает столько зерна, что его бы хватило, чтобы прокормить более 30 миллионов человек. Поэтому, согласно плану, снижение численности птиц должно было привести к повышенной урожайности.

Уничтожать крыс, комаров и мух было сложно, а вот кампания против воробьев приняла массовый характер. Поначалу птиц пытались травить и отлавливать силками, но такие методы оказались малоэффективными. Тогда был придуман простой и эффективный «способ борьбы». Так как воробьи не могут находиться в воздухе дольше 15 минут, ловцы просто не давали им сесть: птиц пугали тряпками, криками, стучали в кастрюли. Через какое то время пернатые попросту падали на землю изможденные, где их уже добивали.

К концу 1958 года поголовье воробьев в Китае было практически уничтожено. Однако урожайность в следующем году не сильно повысилась, а еще через год урожай и вовсе оказался съеден расплодившимися насекомыми-вредителями, так как воробьи выступали их естественным регулятором в экосистеме.

Заключение

Как видите, мыслить эффектами гораздо важнее, чем это могло казаться. Я искренне надеюсь, что статья была полезной, и каждая ваша будущая цель будет достигаться с большей легкостью, желанием и экологичностью.

Еще больше моего контента на моих официальных площадках:

2
Начать дискуссию