«Что мне мешает учить английский» — анализ главных отмазок ≈ 1000 человек

И что с ними делать

Всем привет! Я — Люба Салихова, автор и методист учебных программ, веду Telegram-канал S как доллар.

В рамках сами-знаете-какой-мировой-движухи тоже решили поступить «как большие» и раздать часть курсов бесплатно. Но за 10 лет преподавания я пришла к выводу, что халява развращает, а поэтому на входе к бесплатным курсам добавили фильтр от прожженных халявщиков aka «мне плевать что там — если это бесплатно, то мне надо». Фильтр простой: просили указать топ причин, которые мешают учить английский. Примерно 30% этот шаг не прошли.

Спустя 3 недели я решила собрать информацию по ответам и поделиться ее анализом здесь с вами. Возможно, есть шанс где-то узнать себя и понять, что с этим делать.

Слово «отмазка» использую в значении «причина, почему я этого не делаю». Хотя понятно, что главная причина — отсутствие острой потребности. Ключевое слово «острой». Потому что когда это появляется — остальное решается.

Откуда цифры?

Из автоворонок Senler, которые прикручены в паблике ВКонтакте. Механика: переходишь по ссылке → коротко отвечаешь на вопросы про «зачем английский» и «что мешает прогрессировать» → выбираешь бесплатные курсы → проходишь их → часть остается учиться.

Слева – приветственное сообщение. Справа — то, что приходит после ответа на вопросы.
Слева – приветственное сообщение. Справа — то, что приходит после ответа на вопросы.

В автоворонки трафик шел из таргетинга ВК, канала в Telegram и с вебинаров на YouTube.

Каждый день я старалась хотя бы по 10 минут просматривать ответы. Причины в статье расположены начиная с самой распространенной.

Дисклеймер

Да-да, английский на самом деле нужен не всем, бывают разные обстоятельства и приоритеты. Это понятно.

После каждой причины я предлагаю дежурное решение, которое потенциально может помочь. А может и нет. Универсальных рецептов нет — нужно общаться с каждым и действовать по ситуации.

Самые частые причины

У многих «лень» указана сразу как 3 причины, которые мешают
У многих «лень» указана сразу как 3 причины, которые мешают

Внезапное откровение: лени не существует. Существует отсутствие цели, нулевая дисциплина и действия наугад. Если решить хотя бы одну из 3-х этих ключевых проблем, то этого уже будет достаточно для первых успехов. Если не решить ни одной — лучше даже не пытаться начать. Еще одно разочарование ни к чему.

Что делать: придумать цель и поверить в нее. Например: «хочу работать в Google и переехать в Сан Франциско». Получится? Теоретически да. А получится ли со слабым английским? Скорее всего, нет. Но вера даже в самые эфемерные цели может помочь не забить.

Причина #2. Нет времени

Вторая по популярности причина
Вторая по популярности причина

Вопрос не во времени. Вопрос в приоритетах. Если находится 15 минут в день на Stories бывших коллег в Instagram, а на английский нет, то Stories важнее. Если находится часок на сериалы, а на английский нет — выходит, сериалы значат больше. Хотя их можно смотреть на английском и немало запомнить оттуда, но это другая история.

Что делать: перестать себя обманывать, для начала. Быть занятым — легко, местами круто, а кое где и модно. Уметь эффективно распоряжаться временем, чтобы все успевать — сложнее и подходит не каждому. А про приоритеты я уже рассказала.

Причина #3. Нет денег

Или нет «лишних» денег
Или нет «лишних» денег

Есть 2 основных ресурса: время и деньги. В таком порядке. Как правило, если хватает одного, то тяжеловато с другим. Если нет ни того, ни другого, есть смысл задуматься: «что я делаю не так?». А прогресс в английском можно обеспечить и безо всяких денег очень недорого или совсем бесплатно, если вы готовы взамен тратить время. Как далеко получится уйти — зависит от степени наличия уже упомянутых 3-х ключевых вещей: цели, дисциплины и алгоритма действий.

Что делать: перераспределить ресурсы или признать, что проблема не в деньгах. Деньги — это лишь инструмент, с помощью которого легче достичь приоритетных целей. Если английский был и есть на уровне «когда-нибудь наверное надо бы попробовать взяться», то никакие деньги не помогут.

Кто-то даже пишет про «грамотную» мотивацию
Кто-то даже пишет про «грамотную» мотивацию

Эта причина в двоюродном родстве с ленью. Формулировка про «у меня нет мотивации» переводится так: «Я не понимаю, зачем мне это надо, не хочу напрягаться, но если это можно быстро и легко, то я в деле». Поэтому со всех щелей прет реклама про «английский за 3 часа», «заговори сразу на первом уроке» или «вся грамматика за 40 минут». Ведь там обещают главное: результат здесь и сейчас, легко и без усилий. Для этого мотивация не нужна.

Что делать: универсального решения нет. Знаю студентов, которыми движет внешняя мотивация: я заплатил деньги, меня заставил начальник, коуч из интернета зарядил меня энергией за 30 000 рублей, моя лучшая подруга ходит — мне тоже надо. Нюанс в том, что эти студенты исчезают, как кончаются занятия по оплаченному пакету, начальник перестает заставлять, магия коуча растворяется, а лучшая подруга родила и теперь не может приезжать на уроки.

Причина #5. Нет системы или структуры

Системы, структуры, последовательности или понимания, что за чем делать
Системы, структуры, последовательности или понимания, что за чем делать

Вот это разговор по делу. Эта причина почти всегда означает, что человек уже проделал самостоятельную работу и понимает, зачем он ее делает и чего хочет добиться. Система со временем может развиться самостоятельно, у каждого своя. Проблема в том, что для 90% это недостижимый этап — они сдаются раньше. Но причина «нет структуры» — это хороший знак, с этим можно работать.

Что делать: проконсультироваться с нормальным преподавателем. Если «нет денег», то злоупотребить бесплатным уроком, который есть в любой школе. При достаточной сноровке можно пройти его в разных местах и получить несколько мнений про то, что за чем учить и на чем остановиться на вашем уровне. Вот только за экспертность методистов на этапе вводного урока ручаться не могу. В идеале стоит пройти хотя бы десяток уроков с опытным человеком, который сформирует для вас roadmap прогресса, предложит тропинку и даст карту, куда идти. От вас останется лишь идти.

Остальные варианты

Причина #6. Боязнь допустить ошибку и опозориться

Синдром школьника
Синдром школьника

Спасибо нашей системе образования, после которой люди оказываются в замкнутом круге. Я плохо говорю → потому что боюсь говорить → потому что боюсь ошибиться и сказать не то → поэтому нет практики → поэтому я плохо говорю...В принципе, на уроках с нормальной атмосферой это решается примерно на 5-ое занятие, но потерянное до этого время никто ж не вернет.

Что делать: делать как получается и держать в голове вот эту картинку. Путь только такой.

В начале ошибки будут в любом случае. И это хорошо
В начале ошибки будут в любом случае. И это хорошо

Причина #7. Плохие ресурсы, непонятное объяснение

Сложна 
Сложна 

С английским все должно быть по любви. Люди меняют города и страны, работы, машины, друзей и привычки, кто-то даже пол меняет. Ничто не мешает поменять школу, препода или формат обучения. Здесь, как и везде, работает итеративный подход.

Что делать: если вам не подходит препод — надо найти другого. Если не подходит второй — третьего. Раз на пятый у большинства получается. Если с этим тяжело — пишите, посоветую кого-то из коллег. Если не подходит офлайн-формат (далеко или неудобно ездить, тяжело контактировать с людьми) — все можно делать онлайн. Если наоборот хочется коллектива и движухи — лучше приезжать на урок и менять обстановку.

Причина #8. Не с кем практиковать

Practice makes perfect, как мы все знаем 
Practice makes perfect, как мы все знаем 

Подразумевается наличие нейтива или соответствующей тусовки, где можно поговорить на английском как умеешь. В крупных городах это хоть как-то решается наличием разговорных клубов и носителей языка, но в районных и даже областных центрах почти всегда ловить нечего. И там только онлайн.

Что делать: если позволяют условия, уровень языка, личное обаяние и коммуникабельность, то можно поискать людей для практики офлайн. Даже бесплатно и даже носителей. Если с этим сложно, то за 10-15-20 долларов в час ждут собеседники на сайтах вроде italki.com. Ну а так — на любых нормальных курсах преподаватель обязательно добавляет элемент разговорной практики и делает занятия, направленные исключительно на говорение. По крайней мере я так делаю.

Что в итоге?

Есть 4 составляющих стабильного прогресса в любом деле, в частности в английском. Главная — сформулированная потребность. Остальные 3 — измеримая цель, дисциплина и понимание последовательности действий. Все. Чем меньший набор у вас есть, тем выше вероятность прибегнуть к базовым отмазам, о которых я написала. А вот что с ними делать — решайте сами. Для некоторых лучшее решение — вообще не делать ничего. Не английским единым.

Если остались вопросы — пишите мне в Telegram, попробую помочь.

Всем успехов!

13
1 комментарий

И правда, лень и время перестают быть проблемой, когда ты зарегистрировался, скажем, на IELTS и уже заплатил за него) По себе знаю, без такой конкретной осязаемой цели меня может потянуть разве что на поболтать по-английски, но не никак не на заседание над горой учебников и правил. Первое время, когда до экзамена моего международного, оставался почти год, мне и то было сложно себя заставить что-либо учить. У меня была та самая нулевая дисциплина, поэтому мне пришлось зарегистрироваться на курсы онлайн, чтобы уже кто-то готовил меня. Занималась я в EnglishDom и очень им благодарна за поддержку и простую человеческую заботу. Да, я была явно не дура и могла сама подготовиться, но заставить себя просто нереально сложно! Мне нужен был контроль и наставления и я была только рада за их предоставление платить. 

Ответить