Педагогический дизайн и проектирование образовательного опыта: есть ли принципиальная разница?

Сегодня объясню, почему педагогического дизайнера категорически нельзя приравнивать к проектировщику образовательного опыта. А в предыдущей статье мы обсуждали различия между педагогическим дизайнером и специалистом по электронному обучению.

Что с рынком?

В последнее время стал замечать как на образовательном рынке организации начинают более активно искать не только педагогических дизайнеров, но и проектировщиков образовательного опыта.

Напимер, на hh.ru % упоминания лично на моём еженедельном ресерче выросли с 5 до 10-13 %.

Причём многие копании ставят знак равенства между, например, методистом и проектировщиком образовательного опыта.

источник: hh.ru
источник: hh.ru

А иногда и между методистом и педагогическим дизайнером.

источник: hh.ru
источник: hh.ru

А это априори неверно.

Друзья, так что же такое педагогический дизайн? И чем он отличается от проектирования образовательного опыта, когда мы говорим о создании образовательного продукта?

Обо всём по порядку...

Определение «instructional design» и «learning experience design»

Instructional design

Считается, что первыми термин использовали Роберт Милс Ганье в работе «Principles of Instructional Design» и Роберт Глейзер «Psychology and Instructional Technology» ещё в начале 1960-х годов.

На сегодняшний день педагогический дизайн (англ. «instructional design») имеет уже десятки определений, у которых, как правило, есть общие закономерности, которые помогут вам «слепить» картинку воедино.

Вот что пишут коллеги из ВШЭ в журнале «Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка»:

«Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что педагогический дизайн — это: система процедур, системный вид обучения, систематическое (приведенное в систему) использование знаний об учении и обучении, целостный процесс [Reinmann, 2009; Dick et al., 2005; Уваров, 2003; Тихомирова, 2017; McArdle, 1991; Briggs, 1977],

а) основанный на результатах анализа потребностей аудитории, целей обучения, существующих проблем [Reinmann, 2009; Briggs, 1977; McArdle, 1991].

б) включающий в себя разработку дидактических средств, способов доставки материалов учащимся, процесс проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов, содержание, стиль и последовательность изложения и т. д. [Reinmann, 2009; Dick et al., 2005; Уваров, 2003; Тихомирова, 2017; Briggs, 1977; Richey, 1986; McArdle, 1991; Абызова, 2010].

в) с целью сделать образовательный процесс доступным и понятным учащимся, для удовлетворения потребностей (см п. а) [Reinmann, 2009; Курносова, 2011; Briggs, 1977; Richey, 1986; McArdle, 1991; Краснянский, 2006; Spector, 2000; Merill, 2001].

В моём же понимании педагогический дизайн — это система проектирования обучения, основанная на результатах анализа целевой аудитории и целей обучения, включающая в себя разработку программы обучения, методических и дидактических материалов, систем оценки и использования учебных материалов т.д., необходимых для реализации и оценки эффективности процесса обучения.

Learning experience design

Проектирование образовательного опыта (LXD), на самом деле, не новое явление, и оно существует уже более десяти лет.

Этот термин был придуман Нильсом Полом, голландским пионером LXD, в 2007 году (Floor, 2018a). Хотя существует множество определений LXD, давайте посмотрим на то, которое создал автор, чтобы дать общее представление:

Дизайн учебного опыта […] — это процесс создания учебного опыта, который позволяет учащемуся достичь желаемого результата обучения, ориентированным на человека и целеустремленным образом.

Что значит «проектировать инструкции»?

Ученые в области образования обычно сходятся во мнении, что существует тесная взаимосвязь между обучением и инструктажем.

Например, в 1889 Уиллманн ввел понятие «преподавание как процесс обучения», а затем и в 1954 году вышла статья Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания», где иллюстрируется эмпирический подход к решению образовательных задач: анализ содержания на специальные бихевиористические цели, планирование шагов для достижения этих целей, проверка программ на соответствие заявленным целям и т.д.

Вообще педагогический дизайн не только про инструкции.

В совокупности он должен отвечать на 3 главных вопроса:

  • Что студент должен знать/уметь? (образовательные результаты)
  • Какие методы и методики помогут студенту достичь этих результатов? - вот это уже про инструкции (instructional)
  • Как мы сможем узнать, что эти результаты достигнуты? (т.е. метрики)

Что значит «проектировать опыт»?

Когда студент взаимодействует с учебным контентом в онлайн-среде, то он не только получает знания, но испытывает определенные чувства, эмоции, сталкивается с трудностями и т.д. Всё это в совокупности называется опытом. Образовательным опытом. Потому что он реализуется в образовательной среде курса.

Кстати, пользовательский опыт частично пересекается с образовательным, а точнее является его компонентом в цифровой среде.

Чтобы понять подробнее приведу один из наиболее удачных примеров инструмента LXD — это дорожная карта студента («learning journey map»). Вот вам и верхнеуровневая, субъективная карта того самого образовательного опыта в руках пирата-проектировщика, которая открывает ему сокровищницу целей студентов.

Педагогический дизайн и проектирование образовательного опыта: есть ли принципиальная разница?

Отличие ID от LXD

Главная ошибка в сравнении ID и LXD в самом сравнении. Так как педагогический дизайн является компонентом проектирования образовательного опыта.

Но а если говорить кратко, то ID делает упор на источник знаний — другими словами, на проектировании учебного контента, а LXD больше концентрируется на назначении знаний и потребностей учащегося.

Где место научному подходу в проектировании образовательного опыта?

Научный подход — это фундамент. Вектор, который задаёт развитие всех моделей, методов и методик в обучении. Невозможно проектировать обучение, не зная особенностей тех, кого мы учим.

На одном из моих образовательных эфиров Соня Смыслова приводила довольно занимательную иллюстрацию по данному вопросу именно с точки зрения зарубежной трактовки. Посмотрите на рисунок и попробуйте определить, что такое проектирование образовательного опыта и как с ним связан научный подход.

Педагогический дизайн и проектирование образовательного опыта: есть ли принципиальная разница?

Ну что ж. Подытожим-с!

Научная база («evidence-based learning»/научный подход) отвечает на вопрос: «Как правильно учить, не нарушая особенностей человека?»

Учебный дизайн («instructional design»/педагогический дизайн) на вопрос: «Как эффективно проектировать и доносить учебный контент до студентов?»

Опыт человека («user experience») на вопрос: «Как эффективно провести студента из точки А (точки входа) до точки Б (точки выхода) в обучении?».

Все перечисленные элементы и составляют проектирование образовательного опыта («learning experience design»).

🙂 Коллеги, вот и всё, чем хотел с вами поделиться. Спасибо за то, что читаете. Делитесь вашими мнениями в комментариях.

Источники 📖

Norbert M. Seel, Thomas Lehmann, Patrick Blumschein & Oleg A. Podolskiy «What is Instructional Design?»

Такушевич И. А. «Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии»

Matthew Martin Schmidt Rui Huang «Defining Learning Experience Design: Voices from the Field of Learning Design & Technology

Современная аналитика образования № 3 (63) 2022 г. «Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка»

«“ID 2 LXD” From Instructional Design to Learning Experience Design: The Rise of Design Thinking»

Why You Need a Learning Journey MapWhy You Need a Learning Journey Map?

55
реклама
разместить
Начать дискуссию