Сложные типы тестовых заданий: описание, примеры, рекомендации по составлению

Рассказываю о преимуществах и недостатках различных сложных типов тестовых заданий, а также делюсь гайдом по выбору типа тестирования.

Тестирование – самый распространённый способ формирующих и оценивающих заданий в онлайн-обучении.

По своей объективности и скорости получения результата тесты превосходят многие формы контроля. В то же время эффективность тестов напрямую зависит от опыта и умений проектировщика обучения.

В данной статье мы рассмотрим некоторые из сложных типов тестовых заданий:

  • Установление соответствия.
  • Установление последовательности.
  • Краткий открытый ответ.
  • Заполнение пропусков в тексте с выпадающими списками.
  • Задания на интерактивном изображении.

Задание на соответствие

Это задание, в котором обучающемуся необходимо установить соответствие элементов двух списков. Его разновидностью выступает сортировка или классификация элементов.

Посредством таких заданий можно проверить знание формулировок, определений, хронологии событий и т.д.

Можно усложнить задание если добавить лишние элементы в правый столбец. Эти избыточные элементы называют «дистракторы». В этом случае последнюю пару нельзя будет выбрать автоматически, используя метод последовательного исключения.

Сложные типы тестовых заданий: описание, примеры, рекомендации по составлению

Преимущества

Задания на соответствие помогают проверить умение студента находить связи, ассоциации между явлениями, событиями, процессами. А также его способность анализировать, классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки. Их применение позволяет в небольшом по размеру задании проверить бóльший объём знаний, нежели в задании на множественный выбор.

Недостатки

Разработка данного типа заданий занимает больше времени. Кроме того, у составителя могут возникнуть трудности с подбором правдоподобных дистракторов, если количество ответов в двух столбцах будет неодинаковым. Также нельзя исключать возможность случайного угадывания правильного ответа.

Задание на установление последовательности

Это задание, в котором необходимо установить правильную последовательность операций, действий, событий, явлений и т.д.

Данный тип тестирования будет полезен, если необходимо определить хронологию исторических событий, выбрать правильный алгоритм действий, расставить числа по возрастанию/убыванию и т.д.

Оптимально, если задание содержит от 3 до 7 элементов. Важно помнить, чтобы используемая последовательность не была искусственной, например, известной и понятной только автору задания.

Сложные типы тестовых заданий: описание, примеры, рекомендации по составлению

Преимущества

Данный тип характеризует краткость, простота проверки и возможность проверить большой объем знаний. Его использование также позволяет оценить способность обучающегося к установлению логических связей. Кроме того, для этой формы характерна крайне низкая вероятность угадывания правильного ответа.

Недостатки

Такие задания нередко до­пускают не одну последовательность ответов, что может вызывать трудности в процессе оценивания.

Краткий открытый ответ

Это задание, в котором от учащегося требуется вписать пропущенное слово, формулу или число в поле для ответа. Это может быть как одиночное задание, так и блок или текст с пропусками.

Данный тип не допускает двоякого толкования и требует чёткого и однозначного ответа.

Сложные типы тестовых заданий: описание, примеры, рекомендации по составлению

Преимущества

Данный тип позволяет проверить не только наличие знаний, но и готовность применить их на практике: решить задачу, применить формулу и т. д.

Недостатки

Трудности при разработке такого типа тестов могут быть связаны с необходимостью чёткой формулировки самого задания и эталонного ответа. Они также сложнее для учащихся по сравнению с заданиями закрытых форм.

Задание на заполнение пропусков в тексте с выпадающими списками

Тип задания, в котором учащийся заполняет пропуски в тексте и выбирает ответ из предложенных вариантов. Этот вариант сложнее, чем задания закрытой формы.

Источник: iSpring https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak-sozdat-onlajn-test
Источник: iSpring https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak-sozdat-onlajn-test

Преимущества

Данный тип дает возможность комплексно оценить разные уровни усвоения материала. Ведь помимо знания фактов, дат и терминов, текст имеет логику изложения (хронологическую, причинно-следственную связь или др.), которую учащийся должен понять для успешного выполнения задания.

Недостатки

Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания. Также есть вероятность, что учащийся выполнит задание, опираясь на память и знание фактологии, а не на понимание. Трудности при разработке такого задания могут быть связаны с подбором правдоподобных дистракторов.

Задания на интерактивном изображении

Это тип задания, в котором учащийся «перетаскивает» элементы картинки, подписывает области на картинке, выделяет или отмечает искомые элементы.

Источник: 1C:Урок https://urok.1c.ru/login=yes&backurl=/constructor/mathkit/1c/5983.phe
Источник: 1C:Урок https://urok.1c.ru/login=yes&backurl=/constructor/mathkit/1c/5983.phe

Преимущества

Данный тип проверяет знание местоположения объектов, положение объектов относительно друг друга, знание относительных размеров объектов и их форм. Подходит как для формирующего, так и для оценивающего тестирования. Обычно такое задание вызывает положительные эмоции у обучающихся, что помогает повысить мотивацию и интерес к предмету.

Недостатки

Задания на интерактивном изображении чаще всего проверяют именно знания. Так, ученик может по памяти нанести объекты на изображении, но не уметь интерпретировать полученную картину в целом.

Гайд таблица для выбора типа тестирования

Друзья, по пройденным типам тестирования при создании обучения предлагаю вам использовать небольшую гайд-таблицу.

Сложные типы тестовых заданий: описание, примеры, рекомендации по составлению

Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться. А какой тип тестирования предпочитаете вы? Делитесь в комментариях 👇🏻

Источники 📖

«Методика составления тестов» (статья)

Аванесов В.С. Челышкова М.Б. Клайн П. «Формы тестовых заданий» (методический материал)

Ефанова О.А. «Форма тестовых заданий» (научная статья)

М.Б. Челышкова «Теория и практика конструирования педагогических тестов» (книга)

55
реклама
разместить
Начать дискуссию