Современное образование: всё плохо? Часть 1

Мы часто высказываем недовольство по поводу явлений нашей жизни, с которыми сталкиваемся ежедневно, и система образования — один из любимых объектов для обсуждения. Кто-то ищет негатив целенаправленно и самозабвенно, кто-то в целом доволен происходящим, но признаёт существование оплошностей, устранение которых точно сделало бы жизнь лучше.

Я, если что, отношусь ко второй категории. И сегодня я решила поделиться своим списком нюансов, после доработки которых жизнь должна заиграть новыми красками :).

Современное образование: всё плохо? Часть 1

Итак поехали. Топ-5 трендов современного образования, которые, на мой субъективный взгляд, нуждаются в доработке или переосмыслении.

Тренд №1. Нам нужен хороший аттестат!

В чём суть?

Зацикленность на оценках и использование их в качестве единственно возможного мерила успешности обучения. Проблема встречается как среди учеников и их родителей, так и среди педагогов и управленцев разного уровня.

Почему это плохо?

Ценность образования заключается не в оценках, а в знаниях, умениях, способности по-новому взглянуть на привычные вещи, получении опыта преодоления трудностей и развитии способности браться за решение проблем, которые на первый взгляд кажутся нерешаемыми. Именно ради этого всего работают системы образования в любой стране.

Фокусируясь не на качественных изменениях, а на цифрах, которыми отмечают локальные успехи, участники процесса тратят силы на достижение ложных результатов и упускают то, что по-настоящему важно.

Есть ли в этом тренде рациональное зерно?

Понятно, что высокий средний балл аттестата / диплома повышает вероятность попасть в более престижные вузы или колледжи, на хорошую магистерскую программу или, возможно, на стажировку в крутую компанию. Так что ситуация, в которой ученики хотят иметь хорошие оценки в аттестате/дипломе, вполне оправдана и логична.

Кроме этого цифры — это самый удобный и понятный способ понять, кто молодец, насколько успешно работает система, и что конкретно нужно поправить, если система дала сбой. Имея под рукой простую и удобную систему оценки качества образования, этим качеством легче управлять. Ну а желание работать в предсказуемой и управляемой системе не нуждается, я думаю, ни в обсуждении, ни тем более в осуждении ).

И что делать?

Для детей и родителей важно помнить, что любой долгий путь невозможен без неудач и ошибок, а успеха добивается не тот, кто меньше ошибается, а тот, кто правильно реагирует на неудачи и извлекает из них ценный опыт. Так что я бы посоветовала чаще напоминать себе о том, ради чего в принципе затевалась вся эта движуха с учёбой и оценками. А ещё важно не забывать о том, что даже если у вас не получилось с первого раза освоить сложный материал, поступить в желаемый вуз или попасть на работу в компанию мечты, вы всегда можете попробовать ещё раз (и не раз), или переключиться на план Б, В и далее по алфавиту. Это нормально и иногда даже весело.

Рекомендации для педагогов и управленцев я вряд ли смогу утрамбовать в пару абзацев, это скорее тема для отдельной статьи. Поэтому для краткости просто напишу, что оценивание и образовательная аналитика не сводятся к подсчёту количества ошибок, а используют более сложные, тонкие и разнообразные инструменты, которые надо осваивать и использовать. Если надо, могу написать на эту тему отдельную статью :).

Тренд №2. Больше позитива!

В чём суть?

Убеждение, что обучение должно быть «интересным», а дети во время учёбы не должны испытывать никаких отрицательных эмоций.

Это, конечно, не означает, что в «правильном» образовании дети должны страдать и мучиться под демонический смех преподавателей. Но точно означает, что идея наложить полный запрет на любые негативные эмоции нуждается в пересмотре.

Почему это плохо?

Для полноценного развития человеку важно испытывать не только радость, но и грусть, тревогу, фрустрацию. Конечно важно, чтобы уровень этих эмоций не был травматичным, но в разумных дозах грусть и фрустрация обогащают внутренний мир человека, делают его более разносторонним, развивают эмоциональный интеллект. Кстати, психологи утверждают, что эмоции работают в контексте контраста, поэтому не познавший грусти человек не может осознавать всей глубины и полноты радости.

Ещё один важный момент связан с тем, что многие образовательные результаты недостижимы без упорного кропотливого труда, который иногда вызывает скуку или другие отрицательные эмоции. Так что полный отказ от «скучной» части учебного процесса автоматически означает снижение планки в области результатов, которых в таком процессе получится достичь.

Есть ли в этом тренде рациональное зерно?

Мы с каждым годом всё больше узнаём о психологии когнитивной деятельности, о закономерностях работы мышления и памяти и о том, как усвоение информации связано с эмоциональной сферой. И полученные знания говорят нам о том, что учебный процесс действительно может быть более увлекательным, радостным и одновременно с этим эффективным, чем было 50 или тем более 150 лет назад. Поэтому желание детей и родителей получать удовольствие от учёбы вполне объяснимо.

Ну и не будем забывать о том, что психологическое насилие во всех проявлениях — это однозначное зло, с которым ученики и их родители имеют полное право бороться. Важно только отличать реальное насилие от рабочих моментов, из-за которых ребятишки могут скучать или расстраиваться. Например, если учительница говорит: «Вася, ты бестолочь и тупица!» — то учительнице нужно напомнить о недопустимости оскорблений и потребовать извинений. А если учительница сказала что-то вроде: «Вася, ты наделал ошибок в контрольной, и я вынуждена поставить тебе двойку», — то это часть деловой коммуникации, не очень искусной, но вполне укладывающейся в этические рамки. Так что даже если сообщение заставило Васю огорчиться, это совсем не повод обвинять учительницу в непрофессионализме.

И что делать?

Я бы выделила три основных действия, которые должны помочь всё улучшить.

Действие 1. Признать тот факт, что отрицательные эмоции — это естественная часть жизни, и отказаться от идеи выращивать ребёнка в «мире розовых единорогов», где все подстраиваются под его (ребёнка) желания и капризы, а ребёнок не получает адекватной обратной связи на свои слова и действия. Это очень важно в первую очередь для детей, их полноценного развития и способности адаптироваться к сложностям взрослого мира в будущем.

Действие 2. Научить ребёнка работать со сложными эмоциями:

  • проживать грусть,
  • экологично (т.е. безопасно для себя и окружающих) выражать гнев,
  • обращаться за помощью, если какая-то ситуация сильно ранила и не получается справиться с эмоциями самостоятельно.

Такие навыки сами по себе принесут немало пользы, а в рамках учебного процесса помогут правильно расставлять приоритеты, адекватно воспринимать обратную связь преподавателя и в конечном итоге добиваться более высоких результатов.

Действие 3. Постараться смотреть на сферу образования шире и научиться воспринимать его (образование) во всей сложности и многообразии.

Существуют профильные (спортивные, музыкальные, художественные) школы и элитные лицеи / гимназии, где детей ведут к высоким результатам, и где достижение результата ценится выше, чем комфорт, веселье и позитив в процессе. В таких учебных заведениях ученики умеют работать над долгосрочными целями, не испытывая нечеловеческих страданий.

Есть обязательное общее среднее образование, где важно соблюдать баланс между результативностью и комфортностью процесса. С одной стороны, в школе дети должны приобрести ряд знаний и навыков, в том числе гибких (и навык учиться — в их числе). Но с другой стороны далеко не все детишки приходят в школу мотивированными и заряженными на трудовые подвиги. И попытки надавить и заставить их учиться более усердно могут привести к тому, что остаток психической энергии дети будут расходовать не на учёбу, а на оборону от злых училок, которые не понимают их, детей, тонкой душевной организации и не разделяют их видения будущего, где для успешного успеха геометрия с географией совершенно не нужны. В такой системе педагогам приходится постоянно балансировать между двумя крайностями и выбирать меньшее из двух зол или лучшее из двух благ.

Ну и, наконец, сейчас всё большую популярность завоёвывает edutainment — сочетание обучения и развлечения, где развлекательной составляющей выделяется главная роль. Я всячески приветствую развитие этого направления, но призываю рассматривать его именно как способ проведения досуга, а не получения новой профессии. Раскрашивание картинки по номерам не сделает вас художником, участие в мастер-классе по созданию Телеграм-бота не превратит в программиста, а посещение тренировки по йоге в местном парке не приблизит к званию мастера спорта. Но во всех случаях вы отлично проведёте время, примерите на себя новый род деятельности и даже сможете оценить, есть ли у вас природные склонности к рисованию, программированию или спорту. По-моему, это уже стоит потраченного времени!

Кстати, о потраченном времени. Статья получается объёмная, поэтому я предлагаю прерваться и немного отдохнуть. А оставшиеся три тренда я рассмотрю в следующей публикации.

До встречи!

11
5 комментариев

сложно, с каждым годом всё сложнее

1

Полезная статья. Только есть ли надежда на то, что старая система канет в века? Хотелось бы надеяться

1

к сожалению у многих родителей и преподавателей складывается мнение о студенте или же ребенке полагаясь на отметки, получает 3 -плохой, получает 5-хороший

1

Согласна, есть такая проблема. Я думаю, что причина в тревожности людей и в потребности иметь какую-то простую и понятную систему координат. Систему, в которой легко ориентироваться и понимать, что хорошо и что плохо.

Вряд ли эту ситуацию можно разрешить по щелчку пальцев. Но я верю в силу просвещения ). Если долго, терпеливо и доходчиво объяснять людям, что можно смотреть на жизнь по-другому, они должны начать в это верить ). Кто-то поверит раньше, кто-то позже, кто-то никогда. Но "средняя температура по больнице" должна измениться.