Елена Боева: Быть левшой совершенно нормально

Елена Боева: Быть левшой совершенно нормально

Мы поговорили с участницей Всероссийского сообщества наставников-просветителей, основателем научно-просветительского проекта про левшей «ПравоНалево», социальным предпринимателем — Еленой Боевой.

10 интересных фактов о Елене Боевой:

1. Педагог в третьем поколении;

2. Амбидекстр с «почерком Леонардо»;

3. Имеет три высших образования — техническое, маркетинговое и педагогическое;

4. Пишет стихи;

5. Была на экваторе — стояла одновременно двумя ногами на Северном и Южном полушариях;

6. Любит дождь;

7. Видела самое большое африканское чудо — Великую Миграцию животных на реке Мара; (Информация из открытого источника)

8. Видела «большую пятерку» животных; (Информация из открытого источника)

9. Поднялась на воздушном шаре над легендарным национальным заповедником Масаи-Мара;

10. Побывала на Великой Китайской стене.

— Елена, здравствуйте! Спасибо, что откликнулись на интервью. Меня в детстве переучили с левой руки на правую. Но я до сих пор могу использовать левую руку в быту без особых усилий. Например, пишу я правой рукой, но при этом есть, резать ножницами или использовать открывашку могу — левой. И такой разброс — не редкость, а зачастую необходимость. Большая часть моего окружения левши. И самое удивительное, что в обществе принято считать леворукость отклонением от нормы нежели закономерностью.

— Что сподвигло вас? Как вы пришли к исследованию этой темы?

— Моя история началась давным-давно, когда я совершенно случайно обнаружила, что левой рукой пишу так же свободно, как и правой. Оказалось, что я — амбидекстр*, и о многих особенностях как праворуких, так и леворуких детей могу судить не понаслышке, а исходя из личного опыта. Сама тема левшества настолько многогранна, что находит свое отражение не только в нише, связанной с леворукостью у человека, но и в разных областях и сферах. Левшество — в природе и у животных, хиральности молекул*, даже во вращении планет по определенной траектории. Поэтому тема левшества интересовала меня с детства.

Амбидекстрия* — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. (Из открытого источника)

Хиральность* — свойство молекулы не совмещаться в пространстве со своим зеркальным отражением. Термин основан на древнегреческом названии наиболее узнаваемого хирального предмета — руки. Так, левая и правая руки являются зеркальными отражениями, но не могут быть совмещены друг с другом в пространстве. (Открытый источник) Исследование по теме читайте в материале журнала «Наука и жизнь».

— В России сложно купить канцелярию или какие-то бытовые предметы для левшей. Поэтому многие родители, не определив левшество по письму, начинают переучивать своих детей. Вредно ли это?

— Действительно раньше было сложно найти канцелярские принадлежности для левшей. В настоящее время все стало гораздо проще. Существует огромный выбор — ручек, ножниц, точилок для леворуких детей. Но важно понимать, какие именно канцелярские принадлежности необходимы. А вот с бытовыми предметами для левшей действительно есть сложности. Рынок еще не адаптирован к стремительному росту числа леворуких детей. И, чтобы найти, например, ножи, турку для кофе, нужно постараться.

— Переучивание, скорее всего, происходит по другой причине — от незнания родителей и педагогов о психофизиологических особенностях леворуких. Очень часто влияющими факторами в вопросе переучивания — становятся необоснованные страхи родителей и влияние самой праворукой среды. Если раньше переучивание могло сопровождаться физическим насилием, — детей били указкой по рукам, привязывали руку к стулу, оправдываясь тем, что леворукость — заболевание, то сейчас — формат переучивания сместился в другую плоскость. Родители, не подозревая о последствиях, предлагают ребенку взять ложку, вилку или карандаш в правую руку. Но даже в таком, казалось бы, безобидном формате, мы наносим ребенку непоправимый вред, навязывая определенный вид деятельности, не свойственный его биологической природе. В результате переучивания у ребенка могут появляться неврозы, повышенная утомляемость и тревожность, снижение работоспособности. А в самых сложных случаях это может привести даже к энурезу*, заиканию и нервным тикам.

Энурез* — заболевание, характеризующееся недержанием мочи у человека. В большинстве случаев носителями энуреза являются дети. (Из открытого источника)

— Часто слышу миф, что леворукие — уникальнее праворуких. Это правда?

— Действительно, у многих леворукость ассоциируется с чем-то уникальным. У всех на слуху знаменитые левши, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Никола Тесла, Чарли Чаплин, Марк Твен, Иван Павлов и много других. Университет Индианы даже собрал список знаменитых исторических личностей, которые были левшами. Однако, до сих пор нет единого мнения, почему так сложилось, ведь и среди правшей не меньше гениальных людей. Важно понимать, леворукость — это индивидуальный вариант нормы. И что леворукий ребенок, как и праворукий может иметь особенности в развитии. Априори леворукий ребенок — не есть гениальный.

«Важно понимать, леворукость — это индивидуальный вариант нормы»

— Нередко у левшей возникают трудности со зрительной памятью, пространственным восприятием и моторной координацией. И это у здоровых детей. А обращаются ли к вам мамы детей с ограниченными возможностями здоровья?

— К нам часто обращаются мамы леворуких детей с ограниченными возможностями здоровья. В таких случаях, в первую очередь, необходимо стараться установить истинную причину определенных нарушений у ребенка и исключить влияние разного рода мифов и стереотипов о левшах для дальнейшей коррекции. К сожалению, именно они очень часто приводят к некорректным мерам по работе с леворукими детьми. В разных случаях необходима комплексная работа специалистов — нейропсихолога, логопеда, психолога. Только квалифицированная помощь и поддержка педагогов может дать свои результаты.

— Исследования, которые проводились в Институте возрастной физиологии, показывают, что леворукие дети с генетическим вариантом леворукости (не имеющие факторов риска в развитии) ничем не отличаются от праворуких сверстников. И среди леворуких, и среди праворуких детей примерно одинаковое количество тех, у кого есть проблемы зрительно-пространственного восприятия, их примерно 30%. Если у ребенка есть трудности определенного плана, то это, в первую очередь, связано с особенностями его развития, но никак — не с леворукостью. А вот самое большое число трудностей в обучении наблюдается у переученных леворуких детей и детей с компенсаторным (патологическим) вариантом леворукости. Здесь встречаются, в том числе, случаи нарушения речевого развития, несформированности моторного развития, дефицита зрительно-пространственного восприятия. Но леворукость не является причиной таких трудностей, а скорее всего сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии.

«Если у ребенка есть трудности определенного плана, то это, в первую очередь, связано с особенностями его развития, но никак — не с леворукостью»

— С какими сложными случаями в практике вам приходилось сталкиваться?

— В своей педагогической практике, я нередко сталкиваюсь с трудностями зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у детей как дошкольного, так и школьного возраста. Очень часто наблюдается комплекс дисграфических и дислексических ошибок. Зачастую самые большие затруднения у левшей возникают в начальной школе, при письме. Именно от педагога и его профессиональной компетенции во многом зависит дальнейшее успешное обучение ребенка.

«Именно от педагога и его профессиональной компетенции во многом зависит дальнейшее успешное обучение ребенка»

— Вы являетесь основателем научно-просветительского проекта про левшей «ПравоНалево». Как клуб помогает леворуким детям?

— В рамках нашего проекта мы проводим тренинги, мастер-классы, семинары для педагогов и родителей, основанные на современном научном подходе. На практике эти знания позволяют улучшать качество жизни леворукого ребенка. Основная задача Клуба — повышение информированности о потребностях левшей. Привлекая экспертов в этой области, мы можем ответить на все практические вопросы, связанные с левшеством, и, в частности, с леворукостью детей.

— В интернете активно обсуждают ваш новый мультитренажёр для диагностики и тренировки зеркальности цифр и букв. Он подходит только для леворуких детей? Или на нем могут тренироваться и праворукие тоже?

— Конечно же, мультитренажер подходит для всех детей. Зеркальное письмо букв и цифр в начальных классах — это следствие оптической дисграфии, профилактикой и коррекцией которой важно заниматься с дошкольного и раннего школьного возраста. Набор конкретных упражнений зачастую носит разрозненный и узконаправленный характер, что затрудняет прогнозирование эффективности и конечного результата занятий. Поэтому и возникла идея создания мультитренажера для диагностики и тренировки зеркальности цифр и букв, где применяется технология случайной генерации сочетаний по заданному алгоритму. Фактически это бесконечные тренировочные матрицы. Разработка предназначена как для специалистов (педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, нейропсихологов), где матрицы могут быть интегрированы в структуру занятий с ребенком, так и для заботливых родителей. Для занятий с ребенком матрицы необходимо распечатать.

— Мультитренажер — это только один тренажер?

— Запустив мультитренажёр для диагностики и тренировки зеркальности цифр и букв, мы пришли к выводу, что концепция выходит за рамки первоначального замысла. Так уже сейчас реализованы другие тренажеры, направленные на изучение букв и цифр, тренировку внимания и отработку навыков штриховки. И это только начало.

— Адаптированы ли тренажеры для детей с ограниченными возможностями здоровья?

— Тренажеры универсальны. Он позволяет как здоровым, так и детям с особенностями, с раннего возраста отрабатывать навыки зрительно-пространственной ориентации.

— В чем уникальность концепции мультитренажера?

Мультитренажер — это бесконечный тренажер. Специалисты, педагоги или родители могут самостоятельно в любой момент сгенерировать новый вариант тренажера и так до бесконечности При этом вероятность повторения тренажера минимальна. Это позволяет надежно закреплять навык и предотвращать ошибки в дальнейшем.

«Мультитренажер универсален. Он позволяет как здоровым, так и детям с особенностями, с раннего возраста отрабатывать навыки зрительно-пространственной ориентации»

— Кто из ваших близких левша?

— В моей семье оказалось много переученных левшей — пробабушка, бабушка и даже тетя, социо-культурные стереотипы накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Но вот были ли они амбидекстрами, к сожалению, нет информации. Видимо, мне просто повезло родиться амбидекстром.

— Я могу писать двумя руками одновременно — в зеркальном отражении, как Леонардо да Винчи. Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. Очень интересные данные были обнаружены в результате исследований: в сентябре 2020 года были найдены 41 участок генома, обуславливающих леворукость, и семь — амбидекстрию. Между областями генома, связанными с леворукостью, и участками, ответственными за амбидекстрию, оказалось мало совпадений. Это говорит о том, что амбидекстрия сложнее, чем полагали ранее.

«Я могу писать двумя руками одновременно — в зеркальном отражении, как Леонардо да Винчи»

— Как определить ведущую руку?

— Определение ведущей руки является необходимым компонентом для дальнейшей успешности обучения ребенка. Определять ведущую руку можно уже в возрасте 4-5 лет, наблюдая за тем, какой рукой ребенок выполняет те или иные действия. И важно, чтобы действия, связанные с рисованием и письмом, ребенок старался выполнять уже ведущей рукой. Родители даже могут не подозревать, что ребенок левша — дети иногда копируют поведение родителей. А бывает, что вообще делают все и левой, и правой рукой. Поэтому существуют специальные диагностические методики — М. Озьяс и М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского, помогающие определить ведущую руку у ребенка. А такие тесты, как «Поза Наполеона», «Переплетение пальцев рук» и «Аплодирование» не эффективны и малорезультативны.

«Определять ведущую руку можно уже в возрасте 4-5 лет, наблюдая за тем, какой рукой ребенок выполняет те или иные действия»

— Когда я проходила практику в университете, мне было очень интересно узнать, как влияет леворукость на изменения в психике, можно ли их корректировать с помощью музыкальных занятий?

— В целом можно сказать, что правое и левое полушария обладают специфическими особенностями, которые вносят важный вклад во все виды психической деятельности человека. Но всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает, как единое целое. В музыкальном развитии левшей необходимо учитывать не только музыкальные способности, но и особенности их развития, исходя из ведущей левосторонней асимметрии. Важен поиск оптимальных форм, методов и средств в музыкальном развитии левшей, в условиях которых они будут развиваться исходя из природной ведущей асимметрии.

«В музыкальном развитии левшей необходимо учитывать не только музыкальные способности, но и особенности их развития, исходя из ведущей левосторонней асимметрии»

— К сожалению, многие музыкальные инструменты сконструированы под правшей, что представляет собой значительное неудобство для леворукого музыканта. Чтобы подобрать инструмент, адаптированный под левшу, (например, гитару) нужно приложить максимум усилий. Не редкость, когда ребенок левша в процессе обучения сталкивается с проблемой адаптации под сложившиеся неудобства, что зачастую приводит к переучиванию, которое может повлечь за собой негативные последствия в развитии навыков. Переучивание левшей в музыке — ведет к потере ориентиров в игровых навыках. Для ребенка левши важен подбор репертуара, т.к. большая часть музыкальных произведений написана для праворуких исполнителей и партия правой руки в них сложнее.

Отметим, что Николо Паганини, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, а также из «другой оперы» Пол Маккартни, Мирей Матье, Курт Кобейн и Джими Хендрикс – все природные леворукие музыканты.

— Влияет ли леворукость на выбор профессии?

— Это самый часто задаваемый вопрос, особенно с ростом реализуемых профориентационных проектов и программ. Представление о том, что среди леворуких больше творческих профессий не доказано. Левши, также как и правши, выбирают профессии в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Но, конечно, в силу специфики праворукого мира, ряд ограничений может в какой-то мере влиять на этот выбор. Например, мы уже говорили о выборе музыкального инструмента для левшей.

— Зависит ли распространение леворукости от региона? Например, в Москве больше праворуких, чем в других областях России?

— Научные данные свидетельствуют об изменениях структуры латеральности в разных странах с течением времени и о том, что этот процесс происходил неравномерно. Статистические данные о количестве левшей среди общего числа населения колеблются в пределах — от 5 до 30%. Так, например, самая большая статистика по леворукости наблюдается в таких странах как Нидерланды, США, Канада и Великобритания. В России по экспертным оценкам число леворуких детей составляет порядка — 25%. Для того чтобы более детально посмотреть распределение левшей по регионам необходимо проведение специальных исследований.

— По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Дайте 5 советов молодым мамам детей с леворукостью?

Что бы можно было порекомендовать, во-первых, это отбросить все страхи и сомнения и радоваться тому, что в семье растет ребенок левша. А в процессе воспитания учитывать индивидуальные особенности ребенка.

— Во-вторых, ни в коем случае не переучивать леворукого ребенка в любой, даже самой мягкой форме. Важно понимать последствия такого воздействия. Рекомендую располагать письменные принадлежности и столовые приборы на одинаковом расстоянии от ребенка (сверху от листа тетради или тарелки), чтобы ребенок сам мог совершать осознанный выбор.

— В-третьих, создать комфортную среду и атмосферу для левши дома, учитывая любые мелочи и детали. Если ребенок сидит за столом, то будет лучше, если свет падает справа. Специальные ножницы и точилки для левшей во многом облегчат деятельность ребенка, и избавят его от дополнительного стресса. Лезвие у таких ножниц заточено под определенным углом, чтобы ребенку было удобно вырезать, и бумага не заминалась. Также и у точилок лезвие перевернуто в обратную сторону, чтобы леворукий ребенок мог заточить карандаш, вращая его, как и правша, от себя.

— В-четвертых, заранее готовить руку ребенка к письму с помощью специальных упражнений на развитие крупной и мелкой моторики. Обратить внимание, на то, как сидит ребенок и держит ручку. Самое эргономичное положение — когда рука находится под строкой, а тетрадь (или лист) с наклоном вправо. Это обеспечивает свободное движение пишущей руки и позволяет ребенку видеть то, что он пишет. При этом дать возможность писать ребенку с прямым, либо левым наклоном курсива, т.к. это соответствует принципам биомеханики письма левшей.

— В-пятых, наладить процесс взаимодействия с учителем. Лучше, если педагог будет заранее знать об особенностях развития вашего ребенка. Обстановка в классе по отношению к левше должна быть дружелюбная и спокойная. Леворукому ребенку в классе комфортнее сидеть слева от соседа по парте, чтобы при письме не сталкиваться локтями и не мешать друг другу.

— Елена, спасибо вам большое за интервью! Я верю, что популяризация темы левшества положительно отразится на воспитании и обучении всех детей, которые сейчас сталкиваются с трудностями.

Источники:

— Вконтакте Елена Боева;

Телеграм-канал проекта «ПравоНалево».

Начать дискуссию