Полный гайд по разработке педагогических тестов: от постановки целей до анализа результатов

Как правильно поставить цели тестирования? Как разработать и оценить тестовые задания? Как улучшить качество теста на основе полученных результатов?

Совсем недавно листал книгу Аванесова Вадима Сергеевича «Композиция тестовых заданий» и наткнулся на этапы разработки педагогических тестов, изложенные автором. Хотел бы ими с вами поделиться (каждый этап я дополню своими комментариями).

Источник: Freepik.com
Источник: Freepik.com

Разработка педагогических тестов состоит из нескольких этапов:

1. Определение целей тестирования (форма контроля, вид теста, контингент обучающихся, ресурсы).

Любое создание педагогического теста начинается с целеполагания. Раскроем основные компоненты данного этапа.

Форма контроля — это то, как вы будете контролировать прохождение тестирования студентами (например, в цифровой среде используется защита от копирования, переход на другие вкладки, прокторинг и т.д.).

Вид теста. Классификаций тестирований достаточно много, начиная от предмета тестирования до его направленности. Я же рекомендую остановиться именно на типах тестовых заданий, которые актуальны для цифровой среды, т.е. платформенных: одиночный выбор, множественный выбор, верно/неверно, ввод числа и т.д.

Контингент учащихся — это особенности целевой аудитории тестирования (критерии могут быть разными: от возраста до социальных ролей).

Ресурсы — это те затраты, которые необходимы на разработку тестирования (финансовые, временные, информационные и т.д.).Проанализировав каждый из представленных компонентов, вы сможете эффективнее определить цели тестирования.

2. Анализ содержания учебной дисциплины и отбор учебного материала, уровень освоения которого контролируется тестом.

Данный этап проводится для того, чтобы понять, что именно вы хотите измерить тестированием и на каком эталонном уровне (например, вы проанализировали мини-курс «Управление проектной командой» и пришли к выводу, что необходимо проверить у студентов знание основных 20 терминов. Соответственно, данные 20 терминов вы и отбираете для тестирования).

3. Разработка спецификации теста.

На данном этапе необходимо создать некий сводный документ, в котором есть вся информация о тестировании. Спецификация теста — это и есть тот подробный план теста и процедуры самого тестирования, в котором отражены цель, структура и содержание каждой части тестирования, общий объём заданий, время для выполнения заданий и т.д.

4. Составление тестовых заданий в соответствии со спецификацией, компоновка пробного теста.

В течение этапа необходимо спроектировать тесты, опираясь на разработанную спецификацию, т.е. проверить насколько понятными и доступными являются требования к созданию тестовых заданий, а также скомпоновать пробный тест.

5. Апробация и рецензирование пробного теста.

На данном этапе проводится использование пробного теста на практике и оценка его эффективности. Если существует возможность, то апробацию теста эффективнее проводить на заранее сформированной выборке студентов, а не самостоятельно разработчикам таких тестов (например, методистам).

6. Статистическая обработка результатов апробации.

Если говорить о цифровой среде, то в течение данного этапа проводится ав­томатизированная обработка результатов выполнения пробного теста с помощью специального ПО (в нашем случае образовательной платформы). Т.е. главная задача этапа — оцифровать результаты пробного теста.

7. Коррекция тестовых заданий, исключение неудовлетворительных и отбор удовлетворительных в конечный вариант теста.

В течение этапа, опираясь на оцифрованные результаты пробного теста, формируется список улучшений для коррекции тестовых заданий. Исключаются тесты, которые являются неудовлетворительными (т.е. при помощи которых не достигаются поставленные цели в тестировании) и отбираются удовлетворительные в конечный вариант теста (т.е. при помощи которых достигаются поставленные цели в тестировании).

💬 Коллеги, а вы придерживаетесь данного алгоритма? Делитесь в комментариях👇🏻

📖 Источники

Аванесов В.С. «Композиция тестовых заданий»

22
11
Начать дискуссию