Полноценное IT-образование онлайн: миф или реальность?

Или как крупнейшая IT-академия перешла на дистанционку.

Начиная с середины марта пандемия коронавируса полностью перевернула не только российскую экономику, но и все в целом. В режиме самоизоляции люди поменяли свой образ жизни. И спрос, соответственно, тоже изменил свою структуру в корне. Весь бизнес стал плавно перетекать в онлайн. Одной из первых, кто почувствовал удар, была сфера образования. Как основного, так и дополнительного. Необходимо было быстро адаптироваться к новым реалиям.Перед Академией ШАГ встала задача перестроить свое обучение так, чтобы не потерять в качестве предоставляемых услуг. Работы предстояло много.

Академия располагается в 20 странах и имеет 95 филиалов. Из них на территории России функционирует 40 филиалов под руководством генерального директора Специан Павла. На Академии лежит колоссальная ответственность, поэтому ни о какой паузе в образовательном процессе речи не было.

Нужно было действовать незамедлительно.

На первоначальном этапе мы сконцентрировались на своих финансовых показателях.

1 шаг – сокращение расходов.

Для этого Академии потребовалось сократить расходы по арендной плате, фонду зарплаты и труда, абонентской плате за интернет в офисах, а также по всем остальным статьям не первостепенной важности, например, расходным материалам. Любой расход, даже небольшой в одном из филиалов – это расход. И это все было сокращено.

Особый подход требовался при сокращении зарплаты нашим сотрудникам, но команду мы сохранили.

Нам пришлось уменьшить оклады и ставки в зависимости от выработки сотрудника.

Мы обсудили с сотрудниками, что это неизбежная мера. И с пониманием отнеслись к любому, кто решил бы уйти. Мы были к этому готовы. Нам пришлось с каждым индивидуально обсудить новые условия организации труда, особенно с теми, для кого это было ниже границы комфорта или возможности жизни.

Мы не потеряли ни одного сотрудника, более того, во время кризиса расширили штат.

Академия помогла найти работу многим специалистам, которые из-за кризиса оказались в сложной ситуации. После того, как мы выйдем на прежние показатели по продажам, зарплаты сотрудников вернутся на прежний уровень. Уже сейчас наши продажи начинают восстанавливаться и мы постепенно выходим на плато.

2 шаг – увеличение доходов.

Необходимо было выжать максимум из этой ситуации. Было принято решение - реструктурировать продуктовый портфель.

В первую очередь, Академией была организована инфраструктура для занятий действующих студентов в дистанционном формате. Затем мы начали запуск новых продуктов онлайн: отличающихся по стоимости и продолжительности.

Занятия онлайн - это была абсолютно новая для нас ниша. Мы изучили опыт конкурентов, опросили наших клиентов и наших менеджеров по продажам. В результате из всего полученного сформировали ассортимент продуктов и начали отрабатывать гипотезы, анализировать рынок. Важно было понять, что будет продаваться, а что не будет востребовано.

В первый же месяц нам удалось избежать какого-либо падения или отрицательного денежного потока. А уже в мае мы увеличили продажи в полтора раза по сравнению с апрелем.

Технологическое решение

Рассмотрев не один десяток различных инструментов, мы поняли, что большинство не подходит под наш формат. В школах и университетах могли ограничиться только картинкой и звуком. Некоторые начинали использовать разные сервисы и много уроков срывалось из-за подключения посторонних к ресурсу. Для Академии ШАГ такая ситуация - недопустима. В нашем понимании инструмент должен был иметь связь с LMS (Learning Management System) – для выдачи домашних заданий и публикации отзывов как от педагогов, так и от студентов.

Помощь пришла от нашего проверенного партнера – Microsoft. Инструмент Microsoft Teams дал возможность каждому студенту Академии получить автоматический доступ к образовательным продуктам Microsoft: Microsoft Azure, несколько версий Windows, Microsoft Visual Studio и доступ к отдельному пакету Microsoft Office – 365. Не каждая школа или университет может получить такой доступ. До недавнего времени Microsoft давал такие преференции только организациям имеющим лицензию в сфере образования. Возможно сейчас, в связи с вирусом, получение упростилось.

Системный администратор устанавливает новое ПО на компьютеры Академии.
Системный администратор устанавливает новое ПО на компьютеры Академии.

Все наши педагоги еще до старта онлайн занятий подробно изучили сервис Teams, после чего провели тренинги для своих студентов. Для них это оказалось довольно просто – помог давно введенный в наше обучение элемент – электронный дневник – MyStat.

Формат обучения - какой выбрать?

Онлайн-образование бывает разных типов. Академия рассмотрела все варианты.

1) Самый распространенный – это покупка доступа к видеолекциям. Это достаточно удобный формат, который решает проблему часового пояса. Будь ты хоть во Владивостоке или в каком-то другом городе мира, можно в любой момент посмотреть контент, который в записи. Это несомненный плюс. Минус в том, что это односторонняя связь, и студент не сможет обсудить, поговорить или поспорить. И если он что-то не понял, то объяснить это с профессиональной точки зрения ему некому. Придется брать либо дополнительные занятия, либо самостоятельно в этом разбираться.

2) Следующий формат – это уже микс, в котором есть много записей, или так называемых «говорящих голов», и раз в месяц, либо раз в неделю происходит встреча с живым преподавателем для детального разбора вопросов.

3) И третий формат, который мы пропагандируем, это такое же классическое образование, при котором преподаватель может уделить внимание абсолютно всем в аудитории. Он отвечает на возникающие во время обучения вопросы и дополнительно разбирает материал с отстающими. И мы считаем, что это наиболее объективно. Мировая практика показывает, что обучаться по типу «говорящих голов» и при этом полноценно усваивать информацию могут не больше 5% населения.

У многих еще сохранилось стереотипное мышление. Они думают, что обучаться онлайн – это купить пачку записанных курсов, самостоятельно их смотреть и изучать. Наше обучение другое. Это такие же занятия, как и в классе. Другими словами, меняется в этом случае только формат подачи данных с очного на дистанционный и все.

Особенности дистанционного обучения

Для Академии

Руководящему составу было легко перестроиться. Процесс взаимодействия между генеральным директором, региональными директорами и директорами филиалов - всегда происходил в дистанционном формате. Таким образом, в этом ключе в коммуникациях ничего не изменилось. Главные изменения произошли во взаимодействии между директором филиала и его подчиненными, а их от 3 до 15 человек, в зависимости от размера филиала, не считая преподавателей. В марте контролировать процесс обучения нам стало сложнее, но начиная с апреля мы также стабилизировали и этот процесс.

Что касается преподавателей, для кого-то эти изменения были положительным моментом, для кого-то нет. Они все привыкли работать в аудитории, держать зрительный контакт со студентами и поддерживать живое общение.

Для лучшей адаптации к новому формату, мы провели ряд тренингов для педагогов.

Они учились преподавать, не видя класс, чтобы уметь дистанционно навести порядок и удерживать внимание на протяжении всего урока.

Большую роль в процессе обучения сыграли сами студенты и их родители. Конечно, их помощь неоценима. Качественное образование – наша главная цель. Мы просили родителей студентов и самих студентов содействовать педагогам во время уроков. Очень помог опыт зарубежных филиалов Академии. Пандемия коснулась их раньше и они уже успели разработать свод рекомендаций для студентов и родителей, чтобы извлечь максимальную пользу от дистанционных занятий.

Некоторым преподавателям нашей Академии до сих пор приходится тяжело, особенно тем, у кого есть дети или кто не имеет достаточно больших квартир, чтобы свободно и спокойно работать в тишине.

Для студентов

Для них переход был достаточно сложным. У одних студентов были “старые” компьютеры, которые по “железу” не поддерживали ПО для обучения, у других были компьютеры от компании Apple, на которые невозможно установить часть программ, у третьих дома не было интернета или имелся только один компьютер, который был нужен всей семье. Кто-то, как оказалось, вообще очень слабо умеет пользоваться компьютером.

Некоторые студенты отказались учиться дистанционно - они хотели только очно, для них мы предоставили академический отпуск. От общего количества учащихся таких было около 10%.

К сожалению, на первоначальном этапе мы потеряли около 25% студентов, несмотря на все наши усилия.

Первые 2 – 3 недели были сбои и мы старались как можно быстрее настроить бесперебойную работу. В итоге у нас получилось войти в спокойный рабочий режим спустя месяц после введения режима самоизоляции.

А в последние полтора месяца, такой невероятной, феноменальной посещаемости среди взрослых и детей мы никогда не наблюдали за все годы работы. Студенты не просто подключаются к занятиям, они действительно учатся. Наши педагоги просят “расшаривать” рабочие столы во время обучения и смотрят как работают студенты во время занятия, помогают им и сразу подсказывают, если что-то не получается.

Если студент забыл или не подключился к началу урока, то ему тут-же звонит методист и напоминает о начале занятия, сбрасывая при этом ссылку в личные сообщения в мессенджеры. Мы понимали, что такой подход - это трудоемко и энергозатратно, поэтому нам пришлось привлечь дополнительный персонал в учебную часть.

Менеджер контролирует, что у всех студентов получилось подключиться к занятию.
Менеджер контролирует, что у всех студентов получилось подключиться к занятию.

Техническая поддержка

На начальных этапах перехода на дистанционное обучение обращений в учебную часть по вопросам подключений к занятиям (классам), установки программ на личные компьютеры или когда что-то не работало или не получалось было очень много и нами было принято решение - организовать техническую поддержку для студентов по любому вопросу, который касался обучения.

Мы подготовили детальные инструкции, в которых все подробно объяснили. Студентам оставалось только выполнить несколько рекомендаций по установке программ. Но, как и у любой компании при масштабных запусках, у многих наших студентов возникли сложности, поэтому, мы собрали несколько системных администраторов из разных городов, около 5 – 6, которые почти круглосуточно, так как мы работаем в шести часовых поясах, оказывали поддержку нашим студентам и их родителям, разбирая обращения. Они подключали удаленные рабочие столы, настраивали программы, показывали как работать и в общем-то это прошло достаточно легко.

Более того, в некоторых городах мы запустили все рабочие компьютеры в аудиториях и использовали их как удаленные рабочие станции, для тех студентов, у кого компьютер по различным причинам не мог работать с нужными программами. Они подключались к этим компьютерам и работали на них.

Наши студенты до сих пор имеют возможность работать на удаленных станциях, если это необходимо. Сейчас нагрузка на техническую поддержку Академии гораздо меньше. Все прошло примерно, как и при наших обычных сентябрьских запусках. Мы отладили процесс работы за 2-3 недели.

Специан Павел, Директор Академии ШАГ по РФ

Создание грамотной технической поддержки – это фундамент в успешной организации дистанционного обучения.

Системный администратор за работой.
Системный администратор за работой.

В первые месяцы самоизоляции наша Академия запустила много новых успешных онлайн-продуктов.

Онлайн-лагерь

Большинство из занятий до введения режима самоизоляции проходило по выходным по две пары сразу. Мы получили обратную связь от родителей - они хотели, чтобы занятий было больше, один раз в неделю – это очень мало. Многие хотели перенести их на будние дни. Одним нужно было занять детей пока сами работают из дома, другим – организовать постоянные занятия детям, так как во многих городах в тот момент выходить на улицу было нельзя.

Так и появились наши тематические онлайн-лагеря на неделю. Занятия в них организованы так, что ребенок занимается с понедельника по пятницу по две пары в день. Продукт очень понравился родителям. Успех по онлайн-лагерям привел к разработке более насыщенной программы 2х-недельного лагеря онлайн.

В нем дети в интенсивной программе изучают программирование, разработку игр, YouTube и веб-дизайн. Занятия проходят в онлайн-классе под контролем преподавателя. Группы делятся по возрастам и дети получают реальную практику по работе в командах.

BootСamp

Отдельное направление - это лагерь для подростков по определению будущей профессии. Там детей обучают всем тонкостям ИТ-сферы доступным языком и за время обучения помогают создать свой проект. Во время обучения студенты могут пройти реальный “тест-драйв” одной профессии на выбор (программист, дизайнер, разработчик умных систем), найти себе новых друзей и понять, кем они хотят стать в будущем. В программу лагеря мы включили встречи с экспертами различных областей IT-сферы: дизайн, разработка игр, программирование, а также организовали онлайн-экскурсию в компанию Everypixel, которая разрабатывает решения на базе искусственного интеллекта. Стоит отметить, что экскурсию и интересную беседу провёл CEO компании Дмитрий Широносов, от которого все студенты были в восторге! Занятия в bootcamp ориентированы только на практику и получение знаний, которые необходимы в будущем в рамках выбранной профессии.

ПК Академии готовые к удаленному подключению студентов.
ПК Академии готовые к удаленному подключению студентов.

Подготовительные курсы

Изначально мы предлагали помощь школам по обучению учеников работе с компьютером, чтобы дать им базовые знания. В итоге мы поняли, что такой продукт необходим и нам. В планах Академии был запуск похожего проекта до введения режима самоизоляции, такой курс направлен в первую очередь на людей, которые не умеют пользоваться компьютером.

Изучив способности наших действующих и будущих учеников, мы выяснили, что очень многие привыкли к использованию смартфона и совершенно не представляют, что такое компьютер, как работает операционная система, не знают сочетания быстрых клавиш (Hotkey) и многое другое. А это очень большое препятствие для старта занятий, особенно по программам со специализацией - программирование.

Взрослым такой курс поможет быстро сориентироваться в сложном мире кода, освоить базовые принципы языков программирования и реализовать все эти знания на практике, а главное - понять, нравится ли им эта профессия. Дети научатся настраивать и подключать дистанционное обучение, работать с почтой, безопасно искать нужную информацию в интернете и скачивать ее, создавать презентации и текстовые документы.

Теперь, благодаря этому курсу больше нет преград для людей с любым уровнем владения ПК.

Возвращение в оффлайн

Сейчас мы все с нетерпением ждем возвращения в оффлайн. Расцвет онлайн-образования в России еще не настал. Доля людей, которая способна учиться дистанционно, крайне мала. Она растет на 10% - 15% каждый год, в зависимости от сферы, но это очень мало, если сравнивать с классическим обучением. Случившееся вынудило нас запустить онлайн-филиал. Сейчас он работает на всю Россию. Он был очень удачным на старте и его продажи по неделям все также растут. Сейчас прирост составляет в 2 раза к каждой новой неделе. За первый месяц онлайн-филиал набрал около 200 студентов. На сегодняшний день обучение проходит у наших первых групп.

Такой успешный опыт дает нам возможность реализовать гибридное обучение, которое мы планируем запустить в нескольких крупных городах.

Далеко не все наши предметы можно перенести в онлайн. Каким-то техническим предметам, техническим темам и робототехнике обучить дистанционно очень сложно. Сегодня есть различные симуляторы, с помощью которых можно визуализировать эти блоки и систему на экране, но это совсем другое. Необходимо физически все видеть: мотор, датчики, выстраивать робота, программировать, управлять и корректировать.

То же самое и с дизайном. Одним нашим студентам дистанционное обучение дается легко, другим – нет. Есть ученики, которые могут учиться самостоятельно и изучать основы рисунка. Но многим это не дано, им нужно чтобы рядом стоял преподаватель и помог правильно поставить руку, чтобы он дал комментарии по работе или взглянул на нее в живую.

У наших взрослых студентов основная проблема обучения – это мотивация. Если нет слаженной дружной группы и друзей, то некоторые в какой-то момент забывают, что пришли учиться и получать новую профессию. Большинство приходит в Академию не только ради учебы, а ради общения и встречи с друзьями. И это – сильнейший мотиватор продолжать и заканчивать обучение, который невозможно реализовать в онлайне ни для детей, ни для взрослых.

Мы смешаем онлайн и оффлайн.

Академия запустила и будет развивать отдельный онлайн-продукт и онлайн-филиал. Все остальные филиалы по-прежнему вернутся на 100% в оффлайн. Онлайн-филиал останется как единый на всю страну и, возможно, будет поддерживать остальные филиалы по некоторым продуктам.

Появление онлайн-филиала позволит нам совмещать студентов и преподавателей из разных городов. Мы уже запустили полный ассортимент продуктов узких специализаций, таких как, Java-программист, Java-разработчик, веб-разработчик, Python-разработчик, дизайнер, интернет-маркетолог, с формами обучения: стационарное обучение и полустационарное обучение, на всю страну. Мы расширили ассортимент в каждом городе и, соответственно, это дало большой толчок даже в маленьких городах.

Менеджер проводит консультацию студента по началу обучения в онлайн-филиале.
Менеджер проводит консультацию студента по началу обучения в онлайн-филиале.

Например, если взять Астрахань, Киров или Оренбург –раньше необходимо было набрать в каждом городе 15 – 30 человек, чтобы сформировать 2 группы, в которых будут заниматься и обучаться одной из специальностей. Это сложно и вероятность организации группы в маленьких городах раньше была практически равна нулю. Но сейчас, мы можем взять из Астрахани - 3 человека, потом из Кирова - 4 и из Оренбурга - 2, и у нас уже образуется большое количество групп. С таким результатом мы можем запускать новую группу каждый месяц.

Человек сможет очень быстро закрыть свою потребность. Например, принял сегодня решение учиться и через 2 недели уже начинает, а через полгода он уже специалист. Именно поэтому, мы считаем, что это прорывное решение – запуск онлайн-филиала и расширение «продуктового портфеля» на все города.

Мы хотим давать онлайн-образование в виде дистанционных классов, давать живое преподавание, а не обучать в формате записей видеоуроков.

Мы организовали группы с началом занятий каждые два часовых пояса.

Первый часовой пояс – Москва, в него попадают города в “нуле” к Москве или в плюсе и минусе по одному часу. К ним относятся Калининград, Тула, Волгоград и другие.

Следующий часовой пояс — это Челябинск +2 часа и Новосибирск +4 часа. Соответственно, дальше с расширением на восток мы продолжим добавлять часовые пояса, таким образом, чтобы мы могли преподавать в каждом из них. Но это не так просто организовать. Нам придется в значительной степени увеличить необходимое количество преподавателей, а также количество завучей учебных частей.

Если использовать видеозапись уроков, то конечно это все будет не нужно. Она даст возможность человеку из любого часового пояса смотреть занятия в удобное для него время. Но мы считаем это неэффективным и продолжаем пропагандировать, что нам необходима организация групп по часовому поясу.

Планы на будущее

«Первое, что мы уже делаем, это всеми усилиями развиваем наш онлайн-филиал. Он нужен на случай если подобное тому, что произошло сейчас - повторится. К этому надо быть готовым и имея долю в выручке больше, чем ноль от онлайн-продуктов, мы к этому подойдем без проблем.

Делать всю ставку на онлайн-продукт мы также не станем. В нашей структуре бизнеса онлайн-продукт будет и должен составлять лишь 10%-15%. Выводы из данной ситуации мы сделали и однозначно увеличим финансовые резервы на подобные случаи.»

Специан Павел, Директор Академии ШАГ по РФ

Что ждет отрасль дополнительного образования в ближайший год?

Мы стратегически готовимся к неизбежной просадке на рынке. Но если анализировать тендеры, то видно, что государство продолжает тратить деньги на образование. Минобразование по-прежнему обучает специалистов взрослых и пенсионеров. А это означает, что скоро ситуация стабилизируется.

«Мы не наблюдаем проседания только в онлайн-продуктах, которые мы создали для детей. Самоизоляция дала понять, что они сейчас очень актуальны. Но не смотря на это, все наши студенты ждут снятия ограничений, чтобы вновь вернуться в классы.

Что касается наших остальных продуктов, то спрос на них упал. Но мы берем во внимание опыт кризиса 2009 года, и поэтому были морально к этому готовы. Мы знаем, что ситуация обязательно повернется в сторону роста.»

Специан Павел, Директор Академии ШАГ по РФ

К концу года ситуация выровняется, а в следующем году показатели взлетят примерно в полтора раза.

Небольшой откат назад неизбежен. Люди во время кризиса вкладывают в образование себя и детей. Они перестают вкладывать в квартиры и в машины. Наш прогноз таков – к четвертому кварталу двадцатого года произойдет выход на плато и на уже хороший спрос, как до кризиса. А в следующем году будет полуторакратная прибавка.

22
8 комментариев

В статье рассматривается организация образовательного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Эта модель предлагается как дополнительная к очной системе образования — действенный способ повышения эффективности обучения. 
Общение преподавателя и студента дистанционно получает особую значимость. Выстраиваются партнерские отношения, когда студент является активным субъектом обучения. Преподаватель становится организатором процесса образования.
На мой взгляд, очень перспективно! Спасибо!

1
Ответить

Интересные кейсы, применимы в работе

Ответить

Отличная статья

Ответить

Полезно. Спасибо.

Ответить

Успехов! 

Ответить

Очень полезная статья! ШАГ крут!

Ответить

Так держать!!!

Ответить