Какие вызовы и тренды влияют на выбор программы бизнес-образования

Образовательные программы бывают разного типа: начиная от форматов MBA или Executive MBA, где в мини-группах занимаются люди из разных индустрий, и заканчивая корпоративным обучением. Все они значительно отличаются по содержанию, поэтому к выбору стоит подойти внимательно.

Какие вызовы и тренды влияют на выбор программы бизнес-образования

Предыдущий материал из цикла «Знакомство со СКОЛКОВО» читайте по ссылке Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

Запрос на образование в бизнес-школе формируется, исходя из задач и целей, которые ставит перед собой руководитель организации, или из того вызова, с которым лидер или компания уже работают или начнут работать в ближайшее время. Так, 2022 год был годом стратегий: руководители думали, куда бежать дальше, нужно ли что-то менять. Тогда были крайне актуальны три темы, которые вскоре ушли на задний план, а именно: изменение стратегии, перестройка логистики, пересмотр продуктового портфеля. 2023 год был годом поиска новых целей и смыслов. Возможно, в 2024 году акцент будет на способах сохранения и поиске новых резервов для развития, так как наблюдающийся рост требует больших усилий.

Главным трендом за последние четыре года стало повышение операционной эффективности, поэтому наблюдается большой запрос на обучение этой дисциплине. Она подсказывает, как искать резервы для внутреннего роста не на новых рынках, а внутри себя, а также помогает кратно улучшить производительность и экономить ресурсы.

Есть еще три важные темы, которые постепенно начали выходить на передний план год назад и, скорее всего, останутся важными в 2024 году:

  1. Построение и развитие корпоративной культуры: то, как мы взаимодействуем в компании в целом и внутри команд. Руководители многих организаций сейчас хотят сделать коммуникацию более комфортной и при этом более быстрой. Также корпоративная культура поможет сформировать общие ценности, на которые ориентируются сотрудники и лидеры, что способствует объединению людей. Многие предполагают, что вызовы и кризисы, которые мы переживаем в последние годы, могут быть не последними. Никто не знает, что еще может произойти в мире и когда. Люди не хотят проходить через сложности в том же режиме, что и раньше, и повторять все ошибки, которые были совершены в последние годы. Поэтому многие руководители планируют подготовить и команды, и организации к большей гибкости, устойчивости и жизнестойкости: сделать это поможет корпоративная культура.
  2. Цифровизация, которая опять поднимается в топ трендов. Сейчас речь идет не о цифровом клиентском опыте, которым многие компании уже занимались. Цифровизация сегодня ушла вглубь: она помогает принимать решения на основании данных, которые мы знаем о клиенте, и улучшать внутренние процессы предприятия.
  3. Повестка ESG, постепенно возвращающаяся с немного другим фокусом. Если раньше основной акцент делали на E – environmental, то есть на экологию, что особенно касалось экспортных рынков, то сейчас он сдвинулся на S – social, на социальные аспекты. Руководители задаются вопросом, как создать такие условия работы, чтобы люди не переходили в другие компании, а также как поддержать не только людей из своей команды, но и их семьи, ведь от ситуации дома во многом зависит то, о чем человек думает на работе.

Self skills, политический интеллект и коэффициент витальности

Важный момент – понять, какие компетенции, прежде всего управленческие наиболее востребованы в турбулентное время. Сегодня в топе находятся базовые темы лидерства и управления изменениями, которые есть в любом MBA-формате, сформированном около 70 лет назад. Это говорит о том, что многие руководители решили сейчас выполнить работу, недоделанную ранее. В прошлом у многих компаний были возможности для изучения новых тем: цифровизации, ИИ и других. Организации реагировали на их появление и бежали вперед, часто забывая про управленческую гигиену. Быстрый рост, которого компании добивались раньше, списывал те огрехи и издержки, которые они несли, не занимаясь должным образом процессами, проектами или отношениями с людьми. Настало время, когда практически во всех компаниях каждый рубль, каждый человек и каждая секунда на счету. Основы управления должен понимать любой руководитель, поэтому сейчас по факту идет восполнение того знания, на которое раньше не хватало времени. Устойчивая база, которую лидеры вскоре должны наработать, поможет обеспечить компаниям дальнейший рост.

Все привыкли к существованию понятий «профессиональные компетенции» и «мягкие компетенции», что на международной арене называется hard skills и soft skills. В силу того, что ситуация быстро меняется и перед компаниями встают действительно серьезные вызовы, появляется новый класс компетенций – self skills, то есть понимание себя, работа со своими целями, ресурсами, сознанием. Это эмоциональный интеллект, критическое мышление, здоровье и управление собой. Новый класс навыков будет получать все большее признание в программах бизнес-школ, и все большее внимание на него будут обращать руководители.

На образовательном модуле, Кампус Школы управления СКОЛКОВО
На образовательном модуле, Кампус Школы управления СКОЛКОВО

Важно понимать, что необходимые менеджерам и руководителям знания и программы зависят от той позиции, которую они занимают в компании. Условно можно разделить студентов бизнес-школ на линейных менеджеров среднего звена, топ-менеджеров и собственников. Если сотрудник просто занимается продажами, логистикой или финансами, для него главное – это hard skills. Как только он переходит на ступень выше и под ним появляются люди, за которых он отвечает, одних профессиональных навыков уже недостаточно. У человека появляется потребность в soft skills, так как мягкие навыки важны для выстраивания отношений с другими людьми. Навыки переговоров, организации работы команд, time management – этого часто не хватает тем, кто растет по карьерной лестнице. Пополнять эти умения можно на специализированных программах, а также на коучингах или программах Executive MBA. Следующий уровень – топ-менеджмент, у которого уже есть hard skills и soft skills. Кроме того, у руководителей высшего уровня появляется то, что отличает их от линейных менеджеров: PQ и VQ.

  • PQ – это политический интеллект, то есть способность понимать, считывать, анализировать контекст и видеть то, что написано между строк. Это умение помогает быстро действовать в зависимости от ситуации, иногда интуитивно. На самом деле то, что люди называют интуицией, – это информация, которую человек когда-то знал и забыл, а потом она всплыла в памяти в нужный момент. Другими словами, интуиции нет, но есть насмотренность.
  • VQ – это коэффициент витальности, то есть жизненной энергии и силы руководителя. Он подразумевает управление своим состоянием, ориентируясь на которое люди решают, идти ли им за лидером и слушать ли его. Это не научное понятие, но на этот коэффициент обращают внимание руководители разных уровней.

Для обучения топ-руководителей нужны другие программы: либо менторство, либо Advanced management program – формат, в котором занятия проходят в маленьких группах равных друг другу людей.

Выбор образования на разном уровне профессионализма

Еще одним важным фактором, влияющим на выбор образовательной программы, является уровень зрелости и профессионализма человека или компании в своей сфере. От точки, в которой вы находитесь, зависит то, чему, как и зачем вам нужно учиться:

  • Новички хотят разобраться, как работают другие компании в выбранной сфере, и приступить к действиям. Начинающим компаниям или людям, которые только заходят на рынок, нужно получить знание, как правильно работать в своей отрасли в нормальных условиях. Для этих целей серьезное и дорогостоящее образование пока не нужно: все базовые вещи описаны в учебниках, обучение основам доступно онлайн, причем зачастую бесплатно. Освоить азы можно легко и быстро, но этого недостаточно, если вы хотите достичь мастерства и подняться выше.
  • Растущие компании или люди, имеющие некоторый опыт, после получения глобальное представление о происходящем в их сфере начинают стремиться к успеху. Их основной запрос на образование – желание учиться у лидеров, то есть работа с кейсами. Они хотят лучше понимать, как поступают успешные люди в разных ситуациях, какие решения у них работают, а какие приводят к неудачам. Именно на примерах строится обучение во многих бизнес-школах: студенты изучают кейсы лучших, учатся у них, перенимают опыт, пытаются применить к себе.
  • Крупнейшие компании, очевидные лидеры рынка и выдающиеся профессионалы сами нередко проводят обучение в классах. Казалось бы, чему бизнес-школа может научить большую телеком-компанию или успешный маркетплейс? Новыми для них будут только знания из других сфер. Лидеру в банкинге может быть интересно, как ведут себя лидеры в медийной отрасли или даже вообще не в бизнесе: например, он может узнать, как работают дирижеры или как добиваются успехов спортсмены. Это совершенно другое обучение, направленное не на то, что делает человек, а на то, что делают совсем другие люди. Основной вызов — попытаться разобраться, как устроены представления о мире у лидеров из непохожих сфер, понять, почему эти профессионалы добились высот, и в конечном счете применить это понимание к своему опыту. Способность осуществить перенос этого знания – это сверхкомпетенция, которая нужна лидерам для дальнейшего роста.
Начать дискуссию