4 правила организации эффективного обучения, которые можно применить в любом образовательном курсе

Как максимально эффективно организовать учебный процесс? Какие нюансы следует учитывать?

Изучая литературу по педагогическому дизайну, вспомнил, что давно не ничего не писал об организации учебного процесса. Ведь как процесс организуешь — такие результаты и получишь. А организовать учебный процесс — это действительно искусство. Ведь необходимо учесть достаточно много нюансов.

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

Существует некий чек-лист по организации учебного процесса. Он универсален, опирается на научный подход. Его можно применять практически в любом образовательном курсе. И этот чек-лист формулируется в виде правила двух известных учёных-психологов Эдварда Торндайка и Берреса Фредерика Скиннера.

Собственно, перечислим ниже эти правила 👇🏼

1. Правило эквивалентной практики

Условия обучения и ожидаемые действия студентов в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена.

Например, если на экзамене по математике студентам предстоит решать уравнения определенного типа, то во время подготовки они должны решать именно такие уравнения, в том же формате и с той же степенью сложности.

2. Правило аналогичной практики

Возможность упражняться в «актах поведения», сходных, но не идентичных с «конечным поведением».

Например, если на экзамене по физике студентам нужно будет решать задачи на применение законов Ньютона, то на занятиях они могут решать задачи на применение этих законов в различных контекстах (например, движение тел по наклонной плоскости, движение планет и т.д.).

3. Правило знания результатов

Незамедлительное сообщение студентам результатов каждого действия; этот критерий лежит в основе текущей оценки. Выдвинутый ещё Э. Торндайком и развитый Б. Скиннером он использовался как принцип обратной связи в программированном обучении.

Например, при изучении иностранного языка студенты получают немедленную обратную связь от преподавателя о правильности своих ответов на упражнения по использованию времён глаголов.

4. Правило положительных подкрепляющих реакций со стороны учителя

Реакция на действие студента должна подкреплять желательные действия; неправильное действие не порицается, а комментируется конструктивным, побуждающим образом.

Например, если студент допустил ошибку при решении проектной задачи, то ему не говорят: «Ты все сделал неправильно!», а предлагается обсудить ошибку и сделать выводы, провести рефлексию.

Коллеги, как вы считаете, чем ещё можно было бы дополнить чек-лист по организации учебного процесса, используя когнитивистские и конструктивисткие стратегии обучения, а не только бихевиористские?

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе!

Источники 📖

• Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен (impsi. ru)

• Михаил Кларин «Инновационные модели обучения»

11
Начать дискуссию