{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Пандемия цифрового образования

Из-за введения режима самоизоляции традиционное образование вынуждено было перейти в онлайн-формат, который в той или иной форме продолжится и в новом учебном году. Технологическая революция обещала в будущем перевести все образовательные коммуникации в цифру, и вот это "прогрессивное будущее" наступило. Так почему студенты ведущих вузов и родители многих школьников бунтуют против продолжения дистанционки? Какие платформы и сервисы взяли на себя основную нагрузку в сегментах школьного, вузовского, дополнительного и корпоративного обучения во время пандемии и способны ли они заменить оффлайн-уроки? Как повлиял на рынки EdTech многократно увеличившийся трафик и привел ли он к "буму стартапов" на самом деле? В этом большом аналитическом обзоре мы попробуем ответить на эти вопросы с помощью экспертов и аналитиков из сферы образования и высоких технологий.

Прогноз динамики объема мирового рынка онлайн-образования Global Market Insights Inc

Мировой рынок образования в 2019 году составил порядка 6 трлн долл. Однако в оценке его «цифровой» части аналитики расходятся: так, по данным международного аналитического агентства HolonIQ, она составляет чуть больше 1%, или 74 млрд долл., по версии Всемирной федерации профсоюзов учителей Education International, ее доля – около 3%, или 165 млрд долл., а исследователи из Global Market Insights называют еще большие цифры – Global Market Insights более 200 млрд долл.

Эксперты сходятся в одном: сегмент EdTech год от года стабильно растет. При этом самые большие темпы роста демонстрируют Юго-Восточная Азия и Россия. Аналитики Национальной Технологической Инициативы прогнозируют ежегодный прирост российского сегмента в 20–25% в течение ближайших пяти лет. Правда, при этом отечественные технологии и сервисы дистанционного обучения составляют всего лишь 1% от мирового рынка (около 50 млрд руб. по итогам 2019 года). Но и инвесторы, и участники рынка полны оптимизма: это значит лишь то, что есть куда расти.

Цифровая школа: «обрыв на линии»

По подсчетам ЮНЕСКО, около 1,5 млрд школьников по всему миру были переведены в режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19. Многие из них до сих пор остаются на карантине, даже там, где режимы ЧС уже сняты: например, в Китае младшие классы закончили год на удаленке, а в некоторых островных государствах, где учеба начинается в июне, начало занятий перенесено на август – сентябрь (например, на Филиппинах).

И если развитые и развивающиеся страны смогли так или иначе перестроиться на дистанционный режим обучения, то большинство стран Южного полушария оказалось в патовой ситуации: около 800 млн учащихся на планете не имеют домашнего компьютера и доступа к интернету. По данным ЮНЕСКО, лучше обеспечены цифровыми технологиями школы в Северной Америке и Европе (98%), Океании (92%), Восточной и Юго-Восточной Азии (86%).

В России дела обстоят несколько хуже. В апреле Высшая школа экономики опубликовала доклад «Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей», в котором отмечалось, что около 25% школьников живут в малообеспеченных семьях и из-за отсутствия нормального интернета и персональных компьютеров дома не имеют возможности обучаться в дистанционном режиме.

ВШЭ

Но и у более обеспеченных семей не всегда есть дома компьютер или ноутбук, поскольку, согласно статистике, для выхода в интернет чаще используются смартфоны, посредством которых ученики не могут выполнять учебные задания. Кроме того, в стране сегодня около 1,56 млн многодетных семей, 100 тыс. из которых растит более 5 детей – большинство из таких домохозяйств ни финансово, ни физически не может обеспечить детям условия для одновременной онлайн-учебы на дому.

Однако для перехода на «цифру» школьному образованию мешает не только материальный фактор. Аналитики указывают и на невысокий уровень цифровых компетенций у младших школьников, а также отсутствующие у них навыки самоорганизации, что требует присутствия взрослых при их обучении.

Во время пандемии коронавируса, когда дети и взрослые остались дома вместе, это стало возможным, но большинство родителей сами оказались морально не готовы к постоянному участию в образовательной жизни своих чад. Особенно в многодетных семьях и семьях, в которых растут будущие творческие личности. Они учатся, к примеру, в музыкальных школах, тоже перешедших в онлайн-формат.

Еще одной проблемой оказалось то, что 55% учителей старше 60 лет (и треть – в возрасте от 45 до 59 лет) вообще не умеют пользоваться интернетом и дистанционными образовательными сервисами. Такую цифровую неготовность демонстрирует каждый пятый педагог в стране.

Однако и те учителя, которые обладают цифровой грамотностью, во время введенного режима самоизоляции не всегда могли полноценно проводить занятия: пытаясь вести дистанционные занятия из рабочего кабинета, они столкнулись со скоростным барьером школьного интернета.

По данным ВШЭ, лишь 21% российских школ сегодня имеют достаточную для полноценного дистанционного образования скорость передачи данных (30 Мбит/с и выше).

В основном это школы из урбанистических регионов и мегаполисов. Однако, по подсчетам Минпросвещения, 60% российских школ находятся в сельской местности, где ситуация более критическая. Например, министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарии отмечало в прошлом году, что, хотя доступ к Сети имеется во всех школах региона, скорость в 95% из них составляет менее 5 Мбит/с.

В целом по стране каждая третья сельская школа имеет скорость подключения менее 1 Мбит/с, а 12% – ниже 256 Кбит/с. Чтобы скачать учебник при таком уровне связи, потребуется час, а на загрузку видеофайла может уйти до 2 рабочих дней, отмечают исследователи.

ВШЭ

Очевидно, что качество дистанционного школьного образования на сегодняшний день определяется не столько уровнем подготовки учителей, сколько технологическими и техническими стоп-факторами. Впрочем, пандемия пришла неожиданно, и, скорее всего, к возможным в будущем ЧП такого масштаба система будет подготовлена лучше.

Так, в 2019 году правительство выделило 37 млрд руб. на трехлетнюю программу в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика», которая предполагает централизованное подключение к широкополосному доступу в интернет всех российских школ.

Кроме того, существует еще один из трех крупнейших нацпроектов страны – «Образование» с плановым бюджетом более 780 млрд руб., по которому планируется к 2024 году обеспечить все городские образовательные учреждения интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, а сельские — 50 Мб/с, а также обновление их сайтов и создание сети центров цифрового образования. Бюджет на создание цифровой образовательной среды по нацпроекту составляет около 80 млрд руб.

Разработчики: «неуд» за домашку

Однако если техническая сторона вопроса решается в плановом режиме, то контентная составляющая цифрового образования оказалась еще слабее. Стресс-тест пандемии коронавируса продемонстрировал отсутствие универсальных платформ для дистанционного обучения. Учителя даже в рамках одной школы вынуждены были использовать до десяти различных сервисов, не совместимых друг с другом, что очень затрудняло образовательный процесс.

По замерам социологов, и родителям, и детям оказалось сложно ориентироваться в информационном массиве различных онлайн-платформ.

Родители жалуются, что ученики вынуждены общаться с разными учителями посредством различных мессенджеров – Zoom, Skype, WhatsApp, Teams, Meet, Youstreamer, Viber и даже Facebook Messenger, а учить уроки – через не меньшее количество специальных сервисов, например математику – в «Российской электронной школе», русский - в ГИС СОЛО, окружающий мир – на «Учи.ru», а физику – в МЭО.

Из минусов дистанционки ученики называют как технические неполадки на самих платформах (не всегда загружается учебный материал, зависают страницы с тестами, а результаты могут вообще не сохраниться), так и проблемы в коммуникациях и образовательном процессе: им не хватает живого общения с учителем и одноклассниками, увеличивается объем домашней работы, при этом знаний передается меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках (в большом числе школ уроки шли сокращенными по времени, также сокращенным оказался и учебный год).

«История с пандемией показала, что полноценно перейти на онлайн-образование пока невозможно, тут много факторов и организационных, и методологических», – говорит директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности Александр Лукичев.

По словам эксперта, мессенджеры, которые в большинстве своем использовали школы во время введения режима самоизоляции, это все же не специализированные площадки для проведения занятий, их основной профиль – онлайн-общение.

Это сервисы, которые просто были мобилизованы на период пандемии, чтобы закрыть отсутствие каких-то специализированных сервисов и платформ. На самом деле у нас есть немало рабочих региональных платформ (например, «Московская электронная школа»), которые могли бы использоваться в качестве такой площадки в будущем. Но им нужен какой-то импульс, чтобы доделать, дошлифовать, довложиться. У меня самого двое сыновей: один – первоклассник, второй скоро пойдет в школу. За время пандемии мы с ними все платформы посмотрели, попробовали, и из всего того, что есть на рынке, более-менее доработанной, посчитали “Учи.ru”. Но это локальные системы, и надо понимать, что сегодня централизованной платформы нет, и вряд ли она появится в ближайшее время.

Александр Лукичев, директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности

С ним согласен руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково» Алексей Каленчук:

В массовом школьном образовании таких продуктов фактически не было. Есть отдельные стартапы, которые закрывают какие-то частичные ниши – Дневник.ру, Якласс или Skyeng, например. У них есть образовательные продукты в виде отдельных курсов, и они, конечно, сегодня получили ускорение. Но если говорить о полноценном дистанционном образовании, то школы к нему были вообще не готовы, а потому стали экспериментировать с мессенджерами для проведения обучения онлайн.

Алексей Каленчук, руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково»

Впрочем, некоторые школы все же нашли полноценную дистанционную образовательную среду, которая их полностью удовлетворила. Так, в частной московской «Новой школе», которую в 2018 году журнал Tatler включил в список лучших новых школ, все занятия были переведены в экосистему Google Suite for Education.

Учитель информатики, ответственный за выбор цифровой среды, Владимир Погодин объясняет: «Мы начали работать с нашим электронным журналом и быстро поняли, что его возможностей не хватает для того, чтобы обеспечить все нужды по организации дистанционного обучения. Нужен был сервис, который позволяет, с одной стороны, не внедрять ничего принципиально нового, чтобы учителя и дети смогли продолжить комфортно работать, а с другой стороны, эффективно решать образовательные задачи».

Основной компонентой экосистемы стал «Google Класс». В нем, по словам педагога, удобно выдавать задания, загружать материалы, указывать сроки выполнения задач с точностью до минуты, а также собирать результаты заданий и предоставлять ученикам развернутую обратную связь как в группах, так и индивидуально. Кроме того, «Google Класс» позволил организовать работу с «Google Документами» на основе разделяемого доступа, который предоставил множество вариантов взаимодействия учителей и учеников как друг с другом, так и между собой.

Важно понимать, что “Google Класс” как ядро экосистемы – всего лишь рамка для работы с многими другими инструментами. К примеру, ни один сервис видеовстреч не стал в школе ведущим, мы используем параллельно Zoom и Google Meet. Также используются электронные доски Draw.Chat, Google Jamboard или Miro, которые обладают разным потенциалом и возможностями.

Владимир Погодин, учитель информатики в "Новой школе"

Еще одним серьезным подспорьем оказалось то, что все основные сервисы Google, включая «Google Класс», имеют мобильную поддержку в виде приложений, и это облегчает возможности взаимодействия.

«А электронный журнал остался у нас необходимой компонентой экосистемы для учета посещаемости, простановки отметок и предоставления доступа родителям», – рассказывает Владимир Погодин. По словам учителя, школа планирует продолжить работу с платформой, даже в «живом взаимодействии» – после возвращения в классы. Так, уже в июне на платформе «Google Класс» был запущен проект «Заочка», так что теперь «Новая школа» доступна во всем мире.

Профессор позвонит

Среду Google Classroom выбрали не только в «Новой школе». Так, бывший сотрудник СО РАН, а сегодня профессор бразильского университета UNICAMP Артем Лопатин рассказывает, что бразильские вузы тоже перешли на эту экосистему: «Gmail в качестве университетской почты у нас ввели около полугода назад. До этого была обычная ситуация: за почтовый сервер университета отвечали разные студенты, которые часто менялись, и поэтому он периодически “слетал”. Когда перешли на Gmail, то автоматически у всех профессоров и студентов появились университетские Google-аккаунты, поэтому дальнейшее использование продуктов Google представляется закономерным».

По словам профессора, Google Classroom представляет собой эдакий учительский чат с продвинутыми возможностями:

Основной плюс сервиса – в том, что все студенты всех моих групп туда уже централизованно добавлены (всего студентов у меня около 250). Также можно использовать сервис видео-конференц-связи Google meet, который похож на Zoom, но удобно совмещен с Google Classroom. Поначалу мы использовали Skype и WhatsApp, но их возможности нам не подошли.

Артем Лопатин, профессор бразильского университета UNICAMP, д.м.н.

Российским вузам тоже пришлось экстренно переориентироваться на «цифру». Однако согласно докладу «Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории» аналитического подразделения «Интерфакса», в России онлайн-курсы уже не первый год существуют в большинстве ключевых вузов. Такие курсы размещаются как на международных платформах (Coursera, edX, Udacity), так и на национальной платформе «Открытое образование».

Большинство опрошенных представителей академического сообщества отметили, что в их учебных заведениях создаются собственные онлайн-системы. В то же время администрации некоторых университетов заявляют, что не все сотрудники вузов побороли страх использования цифровых образовательных технологий.

Кроме того, эксперты отмечают, что в отличие от школьной, в системе высшего образования нет возможности централизации платформенных решений, а потому рынок цифрового обучения в вузах не так интересен венчурным инвесторам и разработчикам.

«Вузам поставили задачу коммерциализировать их внутренние разработки, и они стали наполовину бизнес-структурами. Каждый вуз – это отдельная планета, и все работают по-разному: у кого-то отдельно свои лаборатории, у кого-то своя внутренняя цифровая система, построенная на внебюджетные деньги», – говорит Александр Лукичев.

Как и в школьном образовании, информационная инфраструктура многих вузов во время пандемии COVID-19 оказалась неготовой к переводу учебного процесса в дистанционный режим. Об этом в мае заявил и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков: «Сыграло роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организации образовательной деятельности в дистанционном формате».

Лишь 7% потребностей вузов в образовательном онлайн-контенте удалось закрыть за счет 900 курсов ресурса «Современная цифровая образовательная среда». Остальное пришлось закрывать теми же способами: сервисами видео-конференц-связи, мессенджерами и записанными на видео лекциями.

Троянский конь пандемии

Представители крупнейших вузов страны уверены, что онлайн-образование будет и после пандемии вытеснять очный формат: ректоры заявляют о состоявшейся трансформации образовательной парадигмы, а оптимистично настроенные приверженцы технологий прогнозируют, что к 2024 году уже 30% программ профессионального образования будет доступно в онлайне. Однако, как показала «эпоха ковида», студенты даже самых цифровизированных вузов не готовы к такому повороту событий.

Так, студенты НИУ ВШЭ, администрация которого планирует в следующем году перевести часть курсов в онлайн-формат, в июне опубликовали коллективное обращение к руководству и сотрудникам университета под названием «Трудности цифровизации».

В частности, в письме указывается, что онлайн-формат не сможет заменить процесс обучения: «Мы понимаем, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но мы хотим, чтобы университет сохранил себя в сложившемся на протяжении веков виде. На наш взгляд, проведение занятий в онлайн-формате сопряжено с определенными проблемами, разрешить которые представляется затруднительным».

Наиболее критичными среди них студенты ВШЭ считают неспособность онлайна воспроизводить социальный опыт, который можно получить в стенах университета, и качественно осуществлять учебную и научно-исследовательскую деятельность.

Здание университета является одним из важных аспектов разграничения жизни человека на обучение и науку (сферу публичности) и сферу досуга (частную жизнь). Отсутствие подобного разграничения оказывается негативным фактором, смешивающим требующее полного погружения в процесс и абстрагирование от всего остального образование с обстановкой частной жизни, которая изобилует отвлекающими факторами. Все это влечет к снижению качества образования и к ухудшению общего качества жизни, главным аспектом которого является наличие границ между публичным и частным, между работой и сферой семьи и досуга.

Трудности цифровизации, коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ руководству и сотрудникам университета

Авторы также поднимают вопрос некомфортных условий дистанционки для жителей студенческих общежитий, которые не имеют отдельных комнат для занятий, и вопрос влияния цифровой формы образования на состояние здоровья всех участников образовательного процесса: ухудшение зрения и слуха из-за постоянного использования монитора и наушников, а также общее негативное влияние на психологическое состояние.

«Онлайн-формат обучения в университете, безусловно, является шагом вперед на пути к общей популяризации образования. Однако мы, студенты, на чьих плечах оказалась ноша онлайн-формата в данной чрезвычайной ситуации, смогли непосредственно прочувствовать и осмыслить большое количество минусов, которые влечет за собой данный формат обучения. Мы просим вас, дорогие и уважаемые коллеги, пересмотреть концепцию цифровизации образования в сторону уменьшения количества онлайн-формата», – завершают свое обращение учащиеся ВШЭ.

РБК

Впрочем, как показывают свежие опросы Минобрнауки и РАНХиГС, подавляющее большинство преподавателей крупнейших российских вузов солидарны со студенческим протестом против дистанционки (в опросе принимала участие и ВШЭ) – правда, по другим причинам.

Пандемия схлестнула противников и сторонников цифрового высшего образования не только в России, но и по всему миру. Причем против дистанционки выступают не только учащиеся и родители, которые столкнулись с ухудшением образовательного процесса во время экстренного перевода в онлайн, но и ведущие профессора вузов.

Так, крупнейший специалист по итальянскому Возрождению, профессор итальянской литературы университета Калабрии Нуччо Ордине в мае записал видеообращение к научному сообществу, озаглавив его «Дистанционное обучение – это смерть образования»:

Дистанционное образование – это троянский конь, который, пользуясь пандемией, хочет прорваться через последние бастионы нашей частной жизни. Контакт с учениками в аудитории – это единственное, что дает подлинный смысл образованию и даже самой жизни учителя. Я должен это подчеркнуть – никакая цифровая платформа не может изменить жизнь студента. Только хороший учитель сможет это сделать! Студенты – это не резервуары, которые нужно заполнить понятиями. Это человеческие существа, которые, как и преподаватели, нуждаются в диалоге, общении и в жизненном опыте совместного обучения. Во время эпидемии видеозвонки, Facebook, WhatsApp и аналогичные инструменты превращаются для запертых в домах людей в единственную форму поддержания наших отношений. Когда же наступят нормальные дни, эти же самые инструменты могут привести к опасному обману. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут отравить. Все зависит от дозы.

Нуччо Ордине, профессор итальянской литературы университета Калабрии

Бум едтех-стартапов

Все цифровые хайтек-продукты развиваются по большому счету одинаково: сначала они завоевывают технологически продвинутую аудиторию, а затем, пройдя проверку временем и рынком, становятся общедоступными. Так было с интернет-банкингом, онлайн-покупками, облачными технологиями, онлайн-кинотеатрами, стриминговыми сервисами и сервисами доставки.

В цифровом образовании сегодня идет промежуточный этап: миллионы людей и тысячи крупных компаний и ведущих университетов по всему миру уже пользуются платформами дистанционного обучения, но до повсеместного внедрения едтеха еще не дошло, несмотря на неожиданную помощь пандемии.

И пока академическая среда дискутирует о пользе онлайн-обучения, на рынке уже вовсю идут слияния и поглощения технологических стартапов, а капитализация крупнейших «единорогов» уже превышает 3 млрд долл.

По данным одной из ведущих мировых аналитических компаний в области едтеха EdSurge, венчурные инвестиции в образовательные стартапы в США составили в 2019 году 1,66 млрд долл. (в этой стране около 99% стартапов в образовании – это EdTech). Правда, это всего лишь 1,1% от всех венчурных инвестиций в Америке.

Объем венчурных инвестиций в едтех США по годам. EdSurge

Как отмечают аналитики «Интерфакса», образование традиционно считается рынком, который достаточно сложен для венчурного инвестирования, поскольку он не дает быстрой отдачи: продавать услуги школам и университетам в настоящее время сложно и долго. Более привлекательным для инвесторов выглядит разработка нового софта для образования, контента или оказание финансовых услуг для тех, кто обучается вне традиционной школьно-университетской системы.

При этом эксперты сходятся во мнении, что влияние пандемии на рынок пока рано оценивать: да, крупнейшие платформы столкнулись с многократным ростом трафика, но разработчики понимают, что это временное явление, которое к тому же потребовало от компаний больших усилий и преобразований.

Так, гендиректор компании «Учи.ру» Илья Паршин в апреле заявлял: «Востребованность образовательных продуктов сервиса значительно выросла за последний месяц. Число уникальных пользователей превысило 3 млн в день. Это в шесть раз больше, чем было до карантина. Конечно, это пиковая, нетипичная для текущего периода активность. Из-за нее нам, как и многим другим, пришлось экстренно масштабировать технические мощности, усиливать службу поддержи. К такому наплыву пользователей и непредвиденным нагрузкам не был готов никто на рынке».

«Любая чрезвычайная ситуация усиливает только то, что гарантировано работает, – поясняет высокую нагрузку популярных платформ Алексей Каленчук. – Ни инвесторы, ни бизнес не хотят в боевых условиях экспериментировать. Например, многие пилотные проекты, которые еще шли в январе – феврале, или даже масштабирование решений заморожены на время пандемии. При этом X5 Retail Group и Русгидро реализуют масштабные проекты по обучению в виртуальной реальности. То есть тут работает общий подход: те продукты и технологии, которые были введены на уровне прототипов или мелкой серии либо проверены и апробированы до пандемии, получили явный толчок в развитии во время карантина. Все остальное ушло на паузу».

Сделки на рынке едтеха за последние несколько месяцев подтверждают слова эксперта. Едва ли не единственная крупная сделка во время пандемии на отечественном рынке дистанционного образования произошла в июне: Mail.ru Group получила в залог 40% в образовательном онлайн-сервисе SkillFactory и может стать его совладельцем. Весь актив, по оценкам, стоит порядка 2 млрд рублей.

SkillFactory специализируется на обучении в сфере data science, big data, программирования и разработки. Mail.ru Group уже несколько лет создает собственную экосистему на образовательном рынке (ключевыми игроками в корпоративном сегменте российского едтеха также являются «Яндекс», Сбербанк, «Северсталь» и Skyeng) и уже имеет доли в онлайн-университетах Skillbox (лидер рынка дополнительного профессионального образования) и GeekBrains и онлайн-школе «Алгоритмика».

Интерфакс

По официальным данным компании, выручка образовательного сегмента Mail.ru Group за первый квартал 2020 года «выросла в трехзначных числах» к прошлому году и составила 738 млн рублей. С новым приобретением эта цифра может вырасти вдвое.

Крупные корпорации в России обращают на EdTech особое внимание: они покупают самые перспективные наработки и решения и интегрируют в свои внутренние образовательные системы, а также в b2b-продукты. К примеру, по данным аналитиков «Интерфакса», Сбербанк инвестировал уже более 10 млрд рублей в собственный корпоративный университет, в деятельности которого активно используются цифровые технологии.

«Все ключевые вещи, необходимые для полноценного развития цифрового образования в стране, у нас уже есть, – говорит Александр Лукичев. – Просто все эти технологии и сервисы находятся в разных руках, и никто никогда не ставил задачу все это собрать воедино. Например, если взять корпоративный университет Сбербанка, то у него для обучения сотрудников построена шикарная система. Но эта система нацелена на корпоративные задачи, и какие-то нюансы, к примеру, школьного или вузовского образования ею просто не учитываются. Если, например, Сбербанк договорится с государством, что Сбертех будет делать для страны единую цифровую платформу, то вот уже готовая платформа есть. Для хранения данных «Яндекс» тоже уже создал прекрасную платформу – там есть и дата-центр, и шифрование и т. д. Вопрос в том, насколько корпорации готовы эти сервисы выделить в отдельный кластер под нужды государства и общества».

История высоких технологий в других отраслях показала, что рано или поздно хайтек перестает быть уделом избранных и распространяется по планете, становясь все более доступным и повседневным. То же будет и с EdTech. Пандемия коронавируса продемонстрировала необходимость и полезность цифровых сервисов для непрерывного обучения не только в корпоративном сегменте, где EdTech уже прочно обосновался, но и в самых традиционных видах образования – школьном и вузовском.

Но полноценный массовый переход среднего и высшего образования в онлайн в ближайшие годы (даже - десятилетия) вряд ли случится: скорее, мы увидим целый спектр гибридных форм обучения на стыке технологий и очных занятий.

Этот обзор был написан для журнала «Интеллект&Технологии» в июне. Т.к. журнал выходит только в бумажной версии, с разрешения редакции (есть в письменном виде), публикую текст здесь с небольшими актуальными добавлениями. По той же причине в статье изначально не предполагались гиперссылки, поэтому их меньше, чем могло было быть. Фото спикеров в статье предоставлены спикерами.

Автор – аналитик, бизнес-консультант, предприниматель Кинес Кизиитов.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Вероника Журавок

Очень интересная статья, спасибо! Понравилась полнота материала, его разностороннесть и развернутость. Было полезно узнать о программах для онлайн-обучения, которые стали особенно популярны в период пандемии. Я веду онлайн-уроки рисования только через мессенджеры и хотя качество видео связи в целом меня устраивает, я столкнулась с проблемой масштабирования своих курсов и как раз нахожусь в поиске адаптированных под такие курсы платформ. 
А что касается того, что родители против перевода школьной учебы на дом, то, конечно, их можно понять. Но при этом такая мера вынуждает их искать больше онлайн занятий, помимо учебы в школе. И у частных преподавателей различных курсов, таких как я, растет число учеников. Что не может не радовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Платформы для онлайн-курсов во время пандемии сильно выросли по траффику, это факт. Но большинство из них не было к такому готово (в статье есть цитаты из компаний-разработчиков), да и универсальных или даже полностью готовых к необходимому функционалу сервисов пока практически нет. Хотя, конечно, на таких платформах должен быть трафик более целевой. 

А вот про рост числа учеников - это, конечно, здорово! Но есть сомнения в том, что это будет восходящим трендом в среднесрочной перспективе, потому что родители ищут занятия своим чадам не по своей воле, а по необходимости. Их ресурсы - как финансовые, так и моральные - будут зависеть от продолжительности пандемии и появления господдержки (в некоторых странах она есть, причем значительная, у нас же пока существуют крайне неэффективные меры в бизнес-секторе, но нет массовой матпомощи). 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Родители, которые раньше и так водили своих детей в различные кружки, сейчас, также имея в семейном бюджете статью расходов на дополнительное обучение чада, ищут варианты в онлайне. И находят. Мои ученики в большинстве своем рады тому, что они могут позаниматься не выходя из дома. А для родителей плюсом является то, что онлайн курсы дешевле. Так что это не приводит к увеличению ежемесячных расходов и я думаю, что даже после окончания пандемия, часть моих учеников останется в онлайне из-за удобства и экономии. И если существующие онлайн программы для проведения курсов будут совершенствоваться, то я уверена - число их пользователей будет и дальше расти. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Да, соглашусь с тем, что онлайн-курсы для "продолжающих" часто и удобнее, и экономичнее, и позволяют сократить временные затраты (время на дорогу). В эволюционной модели цифровизации это привело бы к постоянному росту сегмента (как например, на заглавной картинке к моей статье) в течение ближайших двух десятилетий.

Но я о том, что сейчас, когда пандемия решила за всех, цифровое неравенство, о котором говорят в статье аналитики Интерфакса и ВШЭ, к примеру, одним упрощает жизнь, а другим - наоборот, осложняет. По исследованиям, не менее трети российских школьников не имеет возможности полноценно обучаться через интернет. Многие вузовские преподаватели жалуются на то, что дистанционные экзамены приводят к большому росту неподконтрольного списывания. У школьников эта проблема, наверняка, стоит не менее остро - в том числе потому, что дети из малообеспеченных семей, по всей видимости, учатся совместно с кем-то из одноклассников.

Примерно об этом говорят противники цифровой революции в профессорской среде (например, упомянутый в статье итальянский ученый): она сильнее разделяет "классы", угнетая права и возможности самых бедных слоев населения. В той же Бразилии, к примеру, где проживает один из спикеров - профессор математики - эта проблема учитывается на государственном уровне: права беднейших студентов являются важным критерием при переходе на дистанционный формат обучения. 

Возможно, у них есть какая-то система соцподдержки бедных школьников, позволяющая им заниматься онлайн на дополнительных курсах. Это было бы логично. Но пока ее нет, все онлайн-курсы тоже под вопросом. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

О, про бразильский университет было очень интересно прочитать в вашей статье! Про их перипетии с почтой очень забавно. И это ведь университет, не школа даже! Они молодцы, что учитывают интересы бедных студентов. Я считаю, это правильно! А что касается курсов, то вы смотрите глобально, а я изнутри процесса. На моем уровне нет таких глобальных проблем и переход в онлайн был постепенным и логичным. Конечно, во время пандемия появились свои проблемы такого формата, например, невозможность помочь ученику поправить его работу, показать на его рисунке. Но все равно это лучше, чем ничего: можно объяснить словами и показать, как нужно, на своем рисунке. Вы пишите про гибридный формат обучения. Ну мы к этому и идем. И до пандемии шли в этом же направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Про тренд я писал, конечно же, с точки зрения отрасли / технологии в целом. Безусловно, будут те, кто выиграет от цифровизации, и те, кто не сможет адаптироваться. Не изучал дотошно платформы для курсов по рисованию, поэтому не берусь точно утверждать, но раз уж есть сервисы с общим доступом к документам, ресурсам, программам, то наверняка есть и сервисы с общим доступом к цифровому рисованию. Т.е., конечно, краской на холсте вместе через интернет не порисуешь в привычном смысле, но через планшет / десктоп нарисовать картину в графическом редакторе, наверняка, можно.
А что касается краской по холсту - тут есть гибридные варианты. Так, мои знакомые разработчики несколько лет назад утверждали, что написали код, который пишет картины, подобно современным художникам. Да и в Сети есть много таких плюшек про художников - ИИ. Так что, вангую, появятся сервисы когда-нибудь, через которые можно будет настроить нейросеть так, что ты рисуешь в цифре, а ПО реализует это же на холсте потом. Причем не принтом, а именно кистью... :)

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Я не против технического прогресса, но как художник, не представляю , в чем ценность таких картин, созданных через код. Это прикольно, хайпово, но не больше. Но если такие технологии смогут расширить возможности художников в плане обучения, то это уже другое дело! То есть технологии - и есть технологии, они должны использоваться как инструмент, но не быть соавтором в искусстве!

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Актуальные художники поспорили бы с этим утверждением. )) Но я соглашусь: такие "творения" интересны скорее историкам технологий и антропологам технологий. Увы, но вполне себе могут появиться и "цифровые искусствоведы", которые будут различать художественную ценность картин, написанных ИИ. Или уже есть. 

Конечно же, цифра должна дать технологии, прежде всего, для обучения, облегчения технологического процесса создания произведений и - расширение инструментов. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Чтобы появились цифровые искусствоведы, должна появиться такая специальность в вузах. Думаю, это вряд ли произойдет. Но на уровне инфоцыганства конечно, появятся самовоспровозглашенные "экспериы" из числа скучающих блогеров. Но к искусству это отношения иметь не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

А до 2020 года разве искусствоведы учились где-то? ) Большинство - такие же "самопровозглашенные" искперты. Вряд ли цифровизация обелит эту специальность. Впрочем, и среди художников много самоучек, самозванцев и "кустарщиков" - среди тех, кто проводит курсы через интернет или ведет студии для детей, как ни странно. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Да, это так, художников без образования немало. Но и среди тех, кто получил образование, есть много бездарностей. В нашей сфере все довольно запутанно. Про искусствоведов вообще молчу, тас очень мало серьезных специалистов. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Ну вот если так сложно регулировать сферу настолько "аналоговую" и "древнюю", как курсы рисования и вообще искусство, то о чем говорить тогда в плане цифрового допобразования! Да, как мы выше обсуждали, поэтому платформы-маркетплейсы и растут: они дают хоть какой-то шанс отсечь профи от дилетантов благодаря системе отзывов и оценок. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Чаще всего высокие позиции в таких ресурсах имеют не самые лучшие профи, а те, у кого много друзей и подписчиков. Кстати, чем инстаграмные художники преподаватели не маленькие маркетплейсы? К ним так же тянется поток учеников, просто из-за системы рекомендаций их подписчиков, несмотря на то, что есть очень высокого уровня художники и педагоги, кто совсем не раскручивает свои соцсети. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Хороший пример! Да, "инстаграмные маркетплейсы"! :) Скоро еще тиктоковые маркетплейсы появятся. ))) 
В цифровую эпоху каждый специалист, доход которого зависит от количества клиентов, должен адаптировать свою модель жизни / бизнеса под цифровые реалии. К сожалению, инфоцыганства действительно много, и согласно закону увеличения энтропии, будет еще больше, но это же еще и закон рынка: только конкуренция развивает среду. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

В художественном вузе не учат законам рынка, а только технике рисования и истории искусства. В этом и соль проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Странно, конечно. В императорской Академии искусств в 19 веке, который породил плеяду великих художников, конкуренция между ними была очень жесткая. И может быть, их и не учили законам рынка в теории, но на практике она была весьма действующая. Подозреваю, что Союз Художников и систему худграфов в СССР преследовали такую же цель, но уже давно эта система не работает так, как задумывалось. Наверняка, ее ждет какое-то преобразование в будущем - может быть, благодаря как раз цифровизации. Поскольку в цифровую эпоху аналоговые игроки постепенно уйдут в андеграунд. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Ооо, Да, интересная мысль!  Система сегодня может и работает , просто сама Организация не имеет того влияния и значения, какое было у академии тогда.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Это, конечно, так. Но еще и школы как таковой ведь нет. У Академии тогда была школа. Русская школа живописи - как раз от нее же и пошла, по сути. Сегодня система есть, а школы - нет. Так что это палка о двух концах, и реформировать там нужно всё и полностью, если есть необходимость сделать так, что бы система заработала. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

В реальности это вряд ли возможно. Но это единственный путь, иначе мы потеряем и школу, и искусство. Останется только "арт" и кич.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Ну, реформы в принципе дело сложное, особенно с эмоциональной точки зрения. :) Но все же реализуемое. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Слабо себе представляю. Экономические реформы например намного понятнее реформ в искусстве. Там и менталитет другой, и законы и правила более костные.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Менталитет и правила - это понятно. Но у реформ и реформаторов тоже есть свои каноны и механики. Реформы бывают же не только экономические - социальные, пенсионные, образования и пр. И мы все их в том или ином виде уже проходили. А среда искусства "закостенела" лишь благодаря тому, что, видимо, давно реформ как раз и не испытывала на себе...

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Наверняка. Когда система постепенно теряет влияние, но при этом ее не трогают, она становится все более самоуправляемой. И это не всегда приводит к улучшению. Все таки художнику нужны зрители и покупатели. И признание. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Да, я знаю о внутренней системе рейтинга в Союзе Художников с весьма специфической шкалой. Вроде бы и есть это внутреннее ранжирование, но оно исключительно формальное, и явно не отражает реальности. По всей видимости, это все от упомянутой вами причины - система закупорена изнутри, а потому не отвечает веяниям времени.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Ну у них есть формальное подчинение министерству культуры.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Минкульт от слова культ? :) мединский ушел, но дело его живет. Даа, если минкульт чего-то нареформирует, то это будет не более, чем косметическое преобразование. Патовая ситуация в текущем положении дел. И изнутри, похоже, никто не видит, куда двигаться. Тут самое логичное начинать реформу с самого минкульта, и, возможно, в процессе систему СХ выводить из под подчинения министерства (но это гипотеза).

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Тогда захотят отделиться и театры, и музыканты, наверняка. Скорее, действительно, нужно сначала привести министерство в норму, а потом сверху вниз. Только когда у нашего государства руки дойдут до искусства?)

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Два варианта: либо после стадии "осуверенивания" (как в советское время было: искусство - главный движок пропаганды), либо после смены курса. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

То есть никогда((

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Поживем увидим. Если говорить о полноценной реформе системы СХ и обучения изобразительному искусству, то так или иначе это долгий процесс. Но несмотря на все препятствия изнутри, есть еще общемировой тренд того же цифрового образования, которое будет менять правила игры на этом рынке. Вот вы ведете курсы, и куча онлайн-школ и платформ еще ведет. И это число будет расти. Такая внешняя история будет очень мотивировать внутреннюю. Но это, конечно, горизонт 2-3 десятилетий, не раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Что в переводе на наши реалии - сто лет в обед

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Москва не сразу строилась (с). 
Но так да, дело не быстрое. 

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

Бедные реформаторы )) дайте им печенек побольше, чтобы не фрустрировали ))

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Ну кроме шуток, Гайдар вон до смерти переживал о своем реформаторстве. Хотя, конечно, с реформами начала ХХ века не сравнить - там был последовательный процесс, а тут внезапный и экстремальный. И, если мы будем продолжать обсуждаемую тему, то наши "реформы" образования в 21 веке все же довольно примитивные по сути. А в искусстве их и вовсе еще не было.

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

Гайдар в лучшем случае младореформатор )) Еще Чубайса вспомним ага )) Им на роду написано переживать до скончания лет ))

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

А у нас осталось что-то кроме актуальщины и кича?! Где искать? ))

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Да, интересная фактура. Но вряд ли такая уж редкая для университетов. Хотя у российских университетов давно свои почтовые домены, все же админы этих почтовых серверов действительно часто - обычные студенты, за которыми почти нет надзора. Занятно, что схожие проблемы есть в иностранных вузах, в том числе, кстати, и в американских, вопреки расхожему мнению. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Ну мне сложно представить уважаемый университет с почтой на Гугле и с перебоем с отправкой и доставкой писем в 2020 году! Какое-то не солидное разгидьдяйство.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Бразилия вообще - самая расслабленная страна из всех мною виденных. :) Там не то, что почтовый сервис университета, банки работают примерно так же через пень колоду. ))) Ну, а если воспринимать такие явления всерьез, то, конечно, очень странно знать, что университет, ведущий образовательную и научную деятельность, может иметь проблемы с почтовым сервером. Вот им приходит запрос от коллег из другого университета или письмо от абитуриента в приемную комиссию - и оно просто не доходит!.. Это не просто разгильдяйство, это наплевательство и пофигизм. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Насколько я понимаю, такое случается в вузах, находящихся за пределами рейтингов вузов, второго плана, так сказать. И это больше всего расстраивает, потому что цифровизация образования ведет к тому, что обучение ведут не несколько сотен крупных вузов, а сотни тысяч небольших контор. Как отличить университет от инфоцыган тогда? И как можно доверять такому университету, который может просто сменить сервер, домен, специализацию или потерять лицензию?!

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Инфоцыгане уже и сами давно прикрываются вывесками реальных вузов, так что да, процесс этот будет только усложнять задачу желающим получить качественное образование. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

И для чего тогда все эти технологии спрашивается? )

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

В случае с инновациями законодательство всегда запаздывает на несколько лет, поэтому да, регуляция сферы цифрового образования (особенно в части дополнительного) - сложная задача. И даже представить себе систему контроля за таким "глобальным маркетплейсом" сегодня непросто. По видимому, поэтому локальные маркетплейсы по типу указанных в моей статье, например, и набирают вес и траффик: на фоне тысяч предложений, люди, чтобы не изучать каждое из них, выбирают посреднические сервисы с какой-никакой страховкой/гарантией. 

По этому же принципу растут Авито, Юла, Профи и прочие.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

У художников есть свои "маркетплейсы" например Ярмарка мастеров или Артнау. Но проблемы в том, что там сидят только сами художники, а покупателей очень мало. Авито и прочие конечно хорошие площадки, но там жуткий хаос и у всех знакомых художников, кто выставляет там свои картины, почти ничего не продается. Остается надежда на курсы- поэтому многие художники и преподают.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

А Pinterest? 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

В Пинтересте продаж не бывает, это же соцсеть. У них нет инструмента оплаты , как на специальных площадках художников. Это скорее элемент рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Вполне себе неплохой элемент рекламы: я регистрировался в ней несколько лет назад, там просто запредельные траффики, как мне показалось. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Да, в Пинтересте количество просмотров зашкаливает. У меня десятки тысяч просмотров в день там. Не сравнить с другими соцсетями. Но там другая аудитория, она не заказывает картины...

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Десятки тысяч просмотров в день?! И ни одного заказа? Там же есть переадресация на другие, сторонние ресурсы...

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Есть. Но там заграничная аудитория, а у меня русскоязычный инстаграм. Сохраняют мои работы там активно, но там это привычное дело. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Это у всех художников так?

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

В пинтересте можно продавать как минимум всякие обучающие курсы

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Спасибо, изучу этот вопрос. Не видела возможности оплаты и вывода денег там. 

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

Вывода денег и оплаты нет. Но можно отправлять с каждого пина на свой сайт / инстаграм / магазин. Перенаправлять трафик. Вполне себе действенный инструмент. И еще вроде бы так реклама есть. 

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

У российских да. Зарубежом наверное все иначе. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Интересно было бы изучить эту часть. В фейсбуке, например, продавать же можно. И в вк, и во многих других соцсетях.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Журавок

Я была бы только рада такой возможности. Потому что там самый большой трафик. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Или еще проще - может смениться педсостав, а лицензия и домен останутся. И качество программы упадет.
Кстати, истории с отзывом лицензий во время обучения студентов в некоторых вузах происходили и с оффлайн университетами, когда началась реформа системы высшего образования. 

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда