8 вопросов для эксперта, который решил создать свой курс: задайте их себе перед тем, как выходить на рынок онлайн-образования

Вы когда-нибудь задумывались о создании своего продукта? Например, проведении вебинара или интенсива, а может быть, полноценного курса? В этой статье предлагаю всем экспертам взглянуть на свою практику шире и ответить на вопрос, что еще поможет увеличить ваш доход. А главное, какие риски стоит учесть.

Меня зовут Анастасия Коренева, я основатель методологического агентства Stayer. Мы специализируемся на создании и улучшении образовательных продуктов для экспертов, предпринимателей и корпоративных университетов. Наша миссия — помогать профессионалам, обладающим глубокими знаниями и опытом, разрабатывать программы, которые не только отвечают высоким стандартам качества, но и позволяют им стать лидерами в своих нишах. За плечами нашей команды — успешная работа более чем в 35 нишах и 65+ созданных и улучшенных продуктов.

1. Из какого состояния я делаю продукт?

Создать свой продукт – это как родить ребенка. Первое время от него не отойдешь, а потом нужно достаточное количество ресурсов, чтобы воспитать и обеспечить. С продуктом та же история и нужно быть к этому готовым.

8 вопросов для эксперта, который решил создать свой курс: задайте их себе перед тем, как выходить на рынок онлайн-образования

Создавать продукт и браться за задачу, которая подразумевает длительную работу, конечно, лучше в ресурсном состоянии. Тогда у вас будут силы подготовиться основательно, ясно увидеть пользу и создать “вкусное” наполнение, что точно привлечет внимание клиента. С вами и вашим продуктом захочется соприкоснуться, чтобы тоже получить такое же состояние.

Нересурсным состоянием считается состояние дефицита: нехватка энергии, стабильности и желания действовать. Этому состоянию свойственны лень, злость, обида, неуверенность и даже страх.

Опасность создания продукта из дефицита в том, что все силы могут уйти на подготовку, а на предоставление услуги и проведение мероприятия сил не останется. Даже если удастся привлечь клиентов, они могут разочароваться, столкнувшись с экспертом «не в ресурсе». Согласитесь, мы приходим на обучение не только за знаниями и практическими результатами, но и побыть в поле эксперта. Это не просто о том, чтобы передать информацию — важна атмосфера, которая создается вокруг эксперта. Если предлагаемый контент и стиль подачи не зажигают аудиторию, они могут потерять интерес и мотивацию. Захочется ли аудитории наполняться тем, что их не зажигает?

2. Какие ресурсы нужны?

Еще до начала работы над продуктом составьте максимально полный список того, что потребуется для его реализации. Учитывайте все: время, деньги, подрядчиков, техническое обеспечение. Например, на создание продукта с анализом аудитории от задумки до полной реализации может уйти 2-4 месяца. Такая работа будет требовать серьезных вложений как в плане денег, так и сил. Если вы решите создавать продукт с методологом, дизайнером и делегировать монтаж и выгрузку продукта на обучающую платформу, это еще увеличит объем необходимых ресурсов.

Рекомендую также закладывать время на полноценный отдых и выходные в сроки подготовки проекта. Иначе рискуете перегореть и потерять желание довести проект до конца. Также важно учесть ресурсы, необходимые не только на подготовку, но и на сопровождение продукта и его предоставление.

Когда список готов смело умножайте все на три, чтобы заложить риски и форс-мажоры, которые заранее просчитать невозможно. Если вы сейчас подумали, что с вами такого не произойдет, предлагаю умножить исходный список на 10. Потому что незапланированные ситуации случаются даже у оптимистов.

3. Что драйвит именно меня?

Запускать свои курсы, марафоны и уроки последние 2-3 года уже не то, что мода, а скорее «классика». Аудитория становится все более искушенной, завоевать ее доверие и интерес все сложнее, а вот подмочить себе репутацию легко.

8 вопросов для эксперта, который решил создать свой курс: задайте их себе перед тем, как выходить на рынок онлайн-образования

Как понять, с чем выходить на рынок онлайн-образования? Найдите тему, в которой у вас накопилось достаточно знаний и опыта, чтобы ими делиться. Отдать можно только то, что у вас есть в достатке. Что получается у вас настолько хорошо, чтобы стать основой продукта? Что нравится именно вам? Ответы на эти вопросы помогут понять, в каком направлении двигаться, какую нишу занимать.

Будьте аккуратны – здесь вас может настигнуть другая крайность – сомневаться в своей экспертности, хронически повышать свою квалификацию и думать, что пока не время, вы не готовы. У знаний и опыта есть такое свойство: они могут потерять актуальность. Пока вы копите свои «фишки», завтра они могут стать олдскулом, а кейсы 5-летней давности точно никому не интересны. Делитесь тем, что есть сейчас.

И важное дополнение. Если вы создаете продукт только ради усиления своей экспертности или повышения дохода, это будет видно. У таких продуктов нет фокуса на клиенте. Люди чувствуют, когда за предложением стоит искренний интерес и желание помочь, а когда оно создается лишь ради личной выгоды. Клиенты часто ищут не просто информацию, а настоящие решения своих проблем, и если они увидят, что вы фокусируетесь на своем успехе, а не на их потребностях, это может негативно сказаться на вашей репутации. В конечном итоге, чтобы создать по-настоящему успешный продукт, важно быть искренним, ориентированным на потребности своей аудитории и стремиться к созданию ценности, а не просто следовать за доходами.

4. Для кого я делаю свой продукт?

Когда вы определились с тем, что нравится именно вам, найдите ту аудиторию, у которой есть запрос на ваши знания и компетенции. Кто они? Что у них “болит” в вашей теме? Какой формат обучения будет наиболее эффективным для них? Как вы будете предлагать им свой продукт?

Ответить на эти вопросы вам помогут интервью с потенциальной аудиторией (кастдевы). О них можно почитать в другой моей статье.

5. Могу ли я позволить себе рисковать?

Учитывая второй пункт, стоит на старте честно ответить себе на вопрос: «Я потяну?». Любой продукт требует вложений, есть вероятность не окупить эти вложения с первого раза. Готовы ли вы к этому? Каким количеством времени, денег и энергии вы готовы рискнуть так, чтобы это не имело сокрушительных последствий для вашей деятельности и других сфер жизни?

Свой продукт требует от эксперта не только подготовки материалов и выступлений, но также упаковки и продвижения, сопровождения участников, корректировки программы при необходимости, исправления ошибок, которые вы не заметили, а участники заметят. Стоит ли игра свеч именно для вас?

8 вопросов для эксперта, который решил создать свой курс: задайте их себе перед тем, как выходить на рынок онлайн-образования

6. Как я могу сделать продукт всегда актуальным?

Об этом также стоит подумать сразу. Долгосрочные проекты или курсы, которые могут проводиться несколько раз в год, требуют более тщательной подготовки. С одной стороны, важно понимать, за счет чего будет сохраняться актуальность материалов. Будут ли дополнения и обновления в будущем? Если да, то какие именно? Есть ли у продукта сезонность? Или он как-то связан с окончанием года и началом нового?

Ответы на эти вопросы помогут скорректировать содержание, сроки подготовки, учесть будущие изменения в самом начале, чтобы позже избежать тех самых форс-мажоров, о которых я писала ранее.

Чтобы не прогадать с дальнейшим развитием продукта, для начала можно выпустить первую достаточно хорошую версию или, как называют это в маркетинге – «минимально жизнеспособный продукт» (MVP). MVP может быть и в формате вебинара или марафона, и небольшим курсом на 1-2 недели. Такой небольшой продукт поможет понять, есть ли реальный спрос на рынке на эти темы. Вы сможете убедиться, что ваше детище действительно вызывает отклик у аудитории, он интересен, а главное – за него готовы платить. После этого можно начинать совершенствовать продукт, учитывая также мнение аудитории.

7. Буду ли я масштабировать этот проект?

Может показаться странным думать об этом еще до реализации продукта, но опыт показывает, что не всякий продукт можно масштабировать. От этого зависит, как и когда вы планируете окупить вложения. Если это вебинар, который вы хотите провести один раз, то сколько энергии, времени и денег стоит вложить изначально, чтобы сработать в плюс? Если, скажем, вебинар первый в серии, а в дальнейшем из этого сложится курс, то готовы ли вы окупить вложения со вторым или даже третьим мероприятием?

Даже если сейчас кажется, что развивать продукт вы не хотите, рекомендую предусмотреть такую возможность. Лучше ею не воспользоваться, чем не иметь вовсе. Как известно, аппетит приходит во время еды, и будет обидно, если, изначально выбранные тема и формат, не позволят масштабировать продукт, не переделывая все с нуля.

8. Какие есть ограничения?

Для любого продукта решающее значение имеет то, как вы будете его предоставлять. Продукт можно красиво и профессионально упаковать, прогреть аудиторию и в конечном счете его продать, но если внутренняя логистика будет не продумана – весь процесс может быть сорван.

Сколько объективно участников можно одновременно пригласить, не теряя в качестве предоставления услуги? Сколько вашего активного времени вы готовы вложить в сопровождение участников? Одно дело дать ссылку для просмотра заранее записанных уроков, другое дело проводить по два вебинара в неделю. Найдите комфортный баланс: все, что можно предоставить в заранее заготовленном виде без потери качества, делать именно так. Это поможет высвободить ваше время и ресурс на что-то более значимое, например, на личное общение с участниками.

Важно помнить, что создание продукта и его продажи – это часть пути. И, например, для продюсеров, маркетологов, методологов здесь часто ответственность заканчивается, но для вас как эксперта она продолжается в предоставлении услуги. Поэтому важно распределить усилия так, чтобы после создания продукта и продаж, была энергия качественно отдавать.

Три неочевидных риска создавать свой продукт

Если после ответа на 8 вопросов вы все еще не потеряли желания создать и запустить свой продукт, предлагаю взглянуть на риски, с которыми вы можете столкнуться.

1. Репутационные риски

  • Чем больше клиентов, тем выше шанс встретить недовольных
  • Свой продукт требует большей отдачи, чем индивидуальная работа

О чем подумать: помните, что угодить всем невозможно. Готовы ли вы к этому? Составьте план действий на случай недовольства клиентов.

2. Риск не наладить поток клиентов для повторяющихся запусков

  • Чтобы делать продукт на постоянной основе, его нужно кому-то продавать
  • Аудитория выгорает, продавать постоянно одним и тем же один и тот же продукт невозможно

О чем подумать: как обеспечить постоянный приток новой аудитории? Какие ресурсы уже есть, а какие еще нужны? Потяну ли я это?

3. Риск потерять себя и свою ценности, слишком опираясь на мнение других

  • Бывают участники, которые лучше всех знают, как правильно
  • Есть риск менять продукт каждый раз, когда им кто-то недоволен

О чем подумать: вы здесь эксперт, а продукт – ваша собственность и важно опираться на свою экспертность. При этом важно слышать и свою аудиторию, брать и реализовывать «фишки», которые действительно того стоят. Сможете ли вы держать этот баланс?

На этом все! Свой продукт – это круто и если вы решились, вам поможет другая моя статья “9 шагов для создания качественного продукта: используйте как пошаговую инструкцию”.

Остаемся на связи здесь и в Telegram.

11
Начать дискуссию