Как обучение, основанное на исследованиях, помогает заинтересовать студентов и повысить вовлечённость

Что представляет из себя такое обучение? Чем отличается от проектного? Как реализовать данный метод на практике?

В своё время делился с вами цитатой:

Главное в обучении — это вызывать интерес. Остальное дело времени.

Обучение, основанное на исследованиях (IBL) как раз и строится на том, чтобы обучающиеся сами вызывали у себя этот интерес в процессе исследований.

«Каких ещё исследований, Михаил?» — спросите вы.

Обо всём по порядку...

Что такое IBL?

Если говорить просто, то это метод обучения, который побуждает студентов самостоятельно задавать вопросы и исследовать реальные проблемы, которые касаются темы обучения.

Такое обучение:

  • Ориентировано на студентов:
    IBL ставит учащегося во главу, т.к. предоставляет ему самостоятельность и позволяет управлять своим обучением (в определённых пределах).
  • Предполагает совместную работу:
    IBL способствует командной работе и взаимодействию при решении задач.
  • Развивает критическое мышление (и креативное в т.ч.):
    IBL развивает навыки мышления более высокого порядка за счёт самостоятельного решения задач различного уровня.
  • Основано на конструктивистской стратегии обучения:
    а эта теория, как вы знаете, побуждает студентов «добывать» знания посредством исследования и открытий.

Схематично это выглядит так 👇🏼

источник: https://www.barefootteflteacher.com/p/what-is-inquiry-based-learning (Рисунок 3.5.5 Обучение на основе исследовательской деятельности, адаптировано из работы Банчи и Белла (2008))
источник: https://www.barefootteflteacher.com/p/what-is-inquiry-based-learning (Рисунок 3.5.5 Обучение на основе исследовательской деятельности, адаптировано из работы Банчи и Белла (2008))

Кстати, IBL похоже на проектное обучение, но роль преподавателя (тут мне ближе роль инструктора) несколько отличается.
При проектном обучении инструктор определяет «главный вопрос» и играет более активную роль, направляя студентов в процессе.
При обучении IBL студент изучает тему и выбирает тематику для исследования, разрабатывает план исследования и делает выводы (хотя при необходимости инструктор может оказать помощь и дать рекомендации).

Как реализуется IBL на методологическом уровне?

Обычно IBL реализуется по-разному. Всё зависит от темы обучения (могут быть и гуманитарные дисциплины, а могут и естественно-научные, соответственно, модели построения обучения будут разные).

Поэтому для ответа на вопрос просто обратимся к проверенным источникам.
Бэнчи и Белл (2008) предполагают, что существуют разные уровни исследования, и обучающимся необходимо начать с первого уровня и пройти через другие уровни, чтобы достичь «истинного» или «открытого» исследования.

Всего Бэнчи и Белл выделяют четыре вида учебного исследования:

1. Подтверждающее исследование (confirmation inquiry)

В подтверждающем исследовании формулируется проблема, сообщается студентам метод её решения и ответ. Задача - подтвердить уже полученные результаты.
Такой вид исследования используется, чтобы закрепить изученный материал, погрузиться в сам процесс исследования или потренироваться в применении исследовательского навыка, например, сбора и записи данных.

2. Структурированное исследование (structured inquiry)

В структурированном исследовании формулируется проблема и сообщается метод её решения. Обучающимся необходимо самостоятельно найти решение проблемы и обосновать правильность своего ответа.

3. Направляемое исследование (guided inquiry)

В направляемом исследовании формируется только проблема. Метод решения проблемы студентам предстоит найти и довести до конца самостоятельно.
Для этого вида исследования важно предоставить возможность попробовать разные способы решения, чтобы в итоге они смогли прийти в к правильному выводу.

4. Открытое исследование (open inquiry)

В открытом исследовании студенты самостоятельно формулируют проблему, определяют метод решения, проводят исследование и сообщают о достигнутых результатах.

Теперь посмотрите на схему. Заметьте, чем выше уровни, тем меньше вовлеченность преподавателя (инструктора).

источник: https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev3m/chapter/4-4-models-for-teaching-by-doing/
источник: https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev3m/chapter/4-4-models-for-teaching-by-doing/

Как реализуется IBL на практическом уровне?

Приведу для вас пример, а в конце задам вопрос.

Например, ваша тема обучения звучит «Использование SWOT-анализа». Целевая аудитория — начинающие предприниматели.

Провести занятие можно по следующему алгоритму (всё-таки IBL достаточно стандартизировано).

1. Введение

  • Мотивация

Начинайте обучение с интересного примера, демонстрирующего как SWOT-анализ может быть полезен (например, при запуске нового коммерческого проекта). У нас всё-таки ЦА — это начинающие предприниматели

  • Объяснение понятий

Дайте определение SWOT-анализа. Рассмотрите каждую буковку аббревиатуры: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Конечно же, рассмотрите с примерами.

  • Постановка цели

Объясните студентам для каких целей они будут применять SWOT-анализ. Например, в качестве отправной точки можно использовать их коммерческие проекты. НО только верхнеуровнево.

2. Групповая работа

  • Разделение на группы

Поделите студентов на небольшие группы (по 3-5 человек).

  • Задание

Предложите каждой группе выбрать проект для анализа (например, это может создание консалтингового digital-агентства или организация event-мероприятия для ТОП-менеджеров).

  • Инструкция

Выдайте раздаточный материал как провести SWOT-анализ (желательно с шаблонами и примерами).

В целом, IBL бесполезен для обучающихся, если в нём нет сильных инструкций, а писать сильные инструкции могут единицы из тех коллег, с которыми мне приходилось работать.

  • Обсуждение

Дайте группам время для обсуждения и заполнения таблицы SWOT-анализа.

В этот момент как раз и начинается бурная работа согласно инструкциям. Студенты выдвигают друг для другам гипотезы, взаимодействуют и обсуждают предлагаемые решения, пытаются найти самостоятельно единственно-важные решения путём критического мышления и т.д.

Важно: инструктор/преподаватель не вмешивается в ход обсуждений, а является только наблюдателем. Я бы даже сказал, что он фасилитирует процесс.

3. Презентация результатов

  • Каждая группа представляет результаты своего анализа и решений по проектам. Остальные слушатели задают вопросы, делятся мнениями, предлагают дополнения.
  • Инструктор (он же преподаватель) подводит итоги. Акцентирует внимание на ключевых тезисах и выводах.

Казалось бы всё, но я бы ещё добавил сюда этап рефлексии. Чтобы студенты могли сами сделать выводы о проделанной работе.

Теперь вопрос:
«К какому из четырёх видов исследования относится данный пример? И почему?»

Ответы пишите в комментариях к статье👇🏻

Источники 📖

33
Начать дискуссию