Как повысить вовлечённость студентов? Практические рекомендации на основе научных исследований

Что такое студенческая вовлечённость? Как её правильно измерять? Существуют ли универсальные рекомендации по повышению вовлечённости обучающихся?

Сегодня хочу поделиться с вами некоторыми интересными наблюдениями относительно студенческой вовлечённости, которые основаны на исследованиях российской и зарубежной практики (США, Великобритания, Китай, Австралия и т.д.).

На этапе анализа мной насчитано довольно много определений этого понятия. Трудность сводится к тому, что научно установить вовлечённость сложно. Поделюсь одним из тех определений, которое, на мой взгляд, полноценно описывает сущность понятия:

Студенческая вовлечённость — это энергия и усилия, которые прилагают студенты для достижения образовательных целей, наблюдаемые с помощью количества поведенческих, когнитивных или эмоциональных показателей.

Выходит, что вовлечённость проявляется не только в поведении, но и в когнитивных и эмоциональных аспектах.

Вопрос: «Как можно рассуждать о вовлечённости в целом и разрабатывать для неё инструменты, не конкретизировав показатели для её проявления?»

Вы всё верно поняли – начинать нужно с определения того, на что вы хотите влиять: поведение, мышление или эмоции учащихся.

Когда мы говорим о вовлечённости, то часто имеем ввиду нечто «общее» и поэтому не всегда получается опредметить и правильно измерить вовлечённость.

Например, национальное исследование вовлечённости студентов в США (NSSE) чётко определяет её темы и индикаторы.
Как пример, тема «эффективная педагогическая практика», индикатор «предоставление оперативной и подробной обратной связи по тестам или выполненным заданиям».
Поэтому самый простой и эффективный способ опредмечивания вовлечённости учащихся – это создать и заполнить таблицу Excel с двумя столбцами: «тема» и «индикатор».

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

Студенческая вовлечённость измеряется порой субъективно.
Когда мы пытаемся выяснить у студентов факторы влияния вовлечённости на академическую успеваемость, то оцениваем их личные мнения, которые могут быть неустойчивыми, что в итоге влияет на валидность исследования (особенно на широкой выборке). Поэтому рекомендуется вдобавок к исследованиям опрашивать и преподавателей, а также использовать научные знания
о вовлечённости.

Показатель вовлечённости и показатель доходимости студентов (COR) – это взаимосвязанные, но разные вещи.

Показатель доходимости (COR) без достигнутого образовательного результата студентами является неэффективным.

Если у нас при создании курса стоит задача довести студентов до конца обучения, то мы можем это сделать путём внедрения инструментов вовлечённости, например, геймификацией.

Эффективно ли это с точки зрения финансовой модели?
Да! Потому образовательный продукт будет полностью освоен потребителями.

Эффективно ли это с точки зрения образовательного результата?
Нет! Потому что образовательный результат не измеряется доходимостью.

Он измеряется полученными ЗУНами (или компетенциями). Получается, что вовлечённость должна помогать достигать образовательные цели.

Уникальные рекомендации по увеличению вовлечённости – это миф. Образовательная среда везде разная и, соответственно, инструменты вовлечённости не могут быть одинаковыми.

«Что же делать?» – спросите вы.
Использовать проверенные рекомендации.

Например, в информационном бюллетене ВШЭ сказано:
«На основании исследований, которые проводились в течение 50 лет, предшествовавших данной работе, ученые выделили семь критериев «хороших практик».

1. Поощрение контакта между студентами и преподавателями;

2. Развитие взаимного обмена и кооперации среди студентов;

3. Поощрение активного обучения;

4. Наличие своевременной обратной связи;

5. Внимание ко времени, выделенному на выполнение задания;

6. Трансляция высоких ожиданий;

7. Уважительное отношение к разнообразным талантам студентов и способам обучения [Chickering, Gamson, 1987, P. 3].

💭 Вот и все наблюдения, которыми я хотел с вами поделиться относительно студенческой вовлечённости. Уверен, что было полезно!

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие ваши инструменты вовлечённости уже зарекомендовали себя на практике 👇🏼

33
Начать дискуссию