Цифровая академия ДОМ.РФ: как мы создавали курсы для школьников и «строили» города в эпоху постапокалипсиса

В декабре 2023 года Цифровая академия ДОМ.РФ запустила свой первый курс для подростков, который положил начало серии профориентационных курсов для школьников 8-11 классов и студентов колледжей. Пока в портфеле академии два курса: «ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик», а в ближайших планах - целая линейка направлений.

В этом материале мы расскажем о том, с чего всё началось, как малыми силами мы старались делать большое дело, к каким результатам пришли и как планируем развиваться дальше.

Стройка в поисках талантов или "не кирпичом единым"

Не секрет, что строительство в последние годы набирает обороты. Увеличивается не только объём строящегося жилья, растёт и дефицит кадров.

Согласно данным главного строительного вуза страны НИУ МГСУ, нехватка рабочей силы в строительстве достигает 3 миллионов человек, а студентов строительных вузов привлекают к работе уже со второго курса. И речь идёт не только о рабочих специальностях, но и о таких профессиях, как архитекторы, инженеры, геодезисты и др.

Становится очевидно: необходимо привлекать всё больше кадров в отрасль, а чтобы воспитать высококвалифицированных специалистов, начинать нужно как можно раньше. Именно поэтому мы сосредоточили внимание на подрастающем поколении.

В качестве целевой аудитории профориентационных курсов мы выбрали школьников 8-11 классов и студентов колледжей — тех ребят, которые ещё находятся на пути выбора профессии.

Обучением мы планировали решить следующие задачи:

● подчеркнуть престижность строительной отрасли и повысить интерес аудитории к ней;

● показать, что отрасль развивается, цифровизация меняет портрет строителя и само строительство, появляются новые специализации;

● дать возможность «попробовать» себя в некоторых из этих специализаций и помочь ребятам найти своё призвание.

Дополнительно запуск курсов помог бы нам расширить линейку продуктов, охватить новый сегмент аудитории и усилить бренд Цифровой академии и ДОМ.РФ в целом.

Выбирая первые профессии для курсов, мы ориентировались на «Атлас новых профессий» и внутреннюю экспертизу ДОМ.РФ. Атлас помог понять, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, а специалисты ДОМ.РФ — выбрать те из них, в которых мы обладаем достаточной экспертизой. В результате мы остановили свой выбор на профессиях «ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик». Так мы приступили к созданию курсов.

Как быть, если мы не TikTok?

Первая проблема, с которой мы столкнулись, — это поиск подхода к обучению. Курс должен быть одновременно и полезен, и интересен детям.

Нам предстояло рассказывать о довольно сложных темах: управление измерениями и осями в Renga, проведение инженерно-экологических изысканий, цели ООН и устойчивое развитие и т.д.

Как конкурировать за внимание школьников в эпоху TikTok и выиграть эту битву?

К поиску ответа мы обратились к профессиональным статьям и научным исследованиям о методах обучения подростков, особенностях поколений и восприятии контента. Дополнительно, чтобы подтвердить тезисы, почерпнутые из материалов, мы провели фокус-группу с самими школьниками.

В ходе беседы мы узнавали, видеоконтент какой длительности они предпочитают, как хотели бы обучаться, какими мессенджерами и платформами для трансляций пользуются. Кроме того, мы интересовались их личными увлечениями, критериями выбора будущей профессии и представлениями о ней.

Проведённый анализ позволил нам сделать следующие выводы:

● наша целевая аудитория (позднее поколение Z и раннее поколение Альфа) отличается неустойчивым уровнем внимания, им важны яркие эмоции и впечатления, необходимо постоянно увлекать их процессом и результатами, чтобы поддерживать интерес к обучению;

● дети любят игры, а знания, представленные в игровой форме, усваиваются ими на 13% лучше (при условии здорового баланса классического обучения и геймификации);

● при выборе контента наша аудитория отдаёт предпочтение видеороликам и материалам, в которых визуальная составляющая преобладает над текстовой;

● при выборе профессии им важны возможность самореализации, хороший заработок и гибридная форма работы;

● опрошенные нами школьники уже определились со сферой, в которой хотели бы развиваться, но пока не выбрали конкретную профессию. Им хотелось бы знать, как проходит рабочий день специалиста, слышать честный рассказ о профессии (не только плюсах, но и минусах) и пообщаться с представителями этой сферы, чтобы лучше понимать, что их ждёт.

Здесь важно отметить, что мы понимаем: каждый наш ученик уникален. Данные выводы усреднены для того, чтобы у нас была опорная информация при формировании концепций курсов.

Квесты, каски, Диснейленд

Концепции курсов рождались из дашборда идей, которые появлялись по мере погружения в материалы. В основу обоих курсов легли общие принципы, о которых мы поговорим позже, а пока остановимся на различиях.

Дашборд идей для курса "ТИМ-проектировщик"
Дашборд идей для курса "ТИМ-проектировщик"

Подходы к созданию курсов отличались и имели свои сложности.

Курс «ТИМ-проектировщик» создавался по мотивам уже существующей взрослой версии курса. Основная сложность заключалась в том, чтобы адаптировать его материалы под аудиторию помладше.

Предстояло определить, какой контент следует убрать, а какой вывести на первый план, оценить достаточно ли материала для понимания сути профессии или необходимо вносить дополнения. Также мы думали над тем, как переделать упражнения, чтобы они были интересными и посильными для детей.

В результате были приняты следующие решения:

● Часть примеров из взрослого курса была заменена на более интересные для нашей аудитории примеры. Так в курсе появились отсылки к Диснейленду и пирамиде Хеопса, Minecraft и LEGO, VR и AR.

Фрагменты курса с примерами
Фрагменты курса с примерами

● Курс был поделён на уровни, за прохождение каждого из которых выдаются «ачивки».

Награда за прохождение уровня курса
Награда за прохождение уровня курса

● Промежуточные задания курса представлены в виде интерактивных упражнений, а финальная практика – в виде игр. Так, учащихся ждёт квест-бродилка с поиском артефактов, задания по подбору и обустройству частного участка и проектирование собственного дома по ТЗ эксперта. Задания подаются по мере возрастания сложности и требуемого от учащегося уровня самостоятельности.

Второй курс – «Экоаналитик» – создавался по иному принципу. Его мы собирали с нуля.

Сложность заключалась в том, что если профессия ТИМ-проектировщик уже существует и обязанности специалиста в этой области понятны, то экоаналитик – это профессия будущего, которая, по прогнозам, будет актуальна в течение ближайших пяти лет.

Наша задача состояла в том, чтобы точно понять, чем будет заниматься специалист в этой области, какие задачи решать, и только после этого мы могли бы создать соответствующий курс.

Изучая информацию о профессии, мы заметили сходство между экоаналитиком и инженером-экологом, как новой модификацией уже существующей профессии. Поэтому мы обратились за консультацией к практикующим специалистам из строительной компании «Легенда». Вместе с коллегами мы сформировали видение будущей профессии.

Также мы плотно сотрудничали с коллегами из направления ESG ДОМ.РФ, вместе с которыми собирали контент курса и практические задания. В них мы объединили реальные задачи инженера-эколога с дополнительными задачами, характерными для будущего экоаналитика – это анализ данных и построение прогнозов методом машинного обучения.

А что же общего между этими курсами?

Структура

Оба курса мы построили по одинаковой структуре.

В начале обучения мы рассказываем о профессии: её месте в строительной отрасли, о задачах специалиста, возможных местах работы, примерах реализованных проектов.

Здесь же ребят ждут видео в формате «10 вопросов специалисту». В них сотрудники строительных компаний делятся историями о том, как пришли к выбору профессии, какие плюсы и минусы в ней видят и как проходит их обычный рабочий день.

Кадры из видеороликов "10 вопросов специалисту"
Кадры из видеороликов "10 вопросов специалисту"

Далее мы уделяем внимание теории и погружаем в предметную область на доступном для школьников языке.

После неё учеников ждет блок практики. Чтобы не отходить от концепции профориентационных курсов, мы добавили задания, основанные на реальных рабочих задачах специалистов. Например, в курсе «Экоаналитик» учеников ждёт симулятор реальной стажировки в компании.

В завершение курсов мы добавили карьерный блок. В нём мы подробно рассказываем о том, какими навыками и компетенциями необходимо обладать, чтобы преуспеть в выбранной профессии, где её можно освоить, на какую зарплату рассчитывать в начале пути и как развиваться в карьере дальше. В будущем мы также планируем ввести в курс раздел «Портфолио», где будем делиться советами по эффективному сбору портфолио для поступления.

Подача материала:

Для поддержания интереса к курсу мы добавили:

● яркое оформление и визуальные элементы в лонгридах;

● примеры и интересные факты, делающие контент более запоминающимся;

● постоянное чередование форматов: курс представлен в виде мультимедийных лонгридов с видео, упражнениями, изображениями и ссылками;

Пример оформления материалов курсов
Пример оформления материалов курсов

Для лучшего усвоения материала мы разделили теорию на тексты и короткие видео продолжительностью до 3 минут. Теория чередуется с короткими заданиями на закрепление материала и вопросами на рефлексию. Кроме того, чтобы избежать большой когнитивной нагрузки, мы добавили в курс рекомендации делать паузы в изучении материала.

Что будет дальше и при чём здесь апокалипсис?

Созданные нам курсы имеют высокие показатели: CSI (Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворенности клиентов) составляет 95% и 100%), а отзывы от школьников и их родителей — положительные.

Ученица курса «Экоаналитик»:

Очень краткий и доступный профориентационный курс для общего понимания профессии. Много времени не занимал. Несмотря на это я получила много полезной информации и дополнительных ссылок. Благодарю вас за всё. Очень рада, что вовремя попала на него.

Отец ученика обоих курсов

Мой сын прошёл курсы «BIM/ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик» и остался в полном восторге! Эти курсы стали настоящим открытием для него в сфере архитектуры и строительства.

И самый главный результат, которым мы гордимся — это формирование новых ценностей у нашей целевой аудитории:

Изначально мой сын прошел курс «ТИМ-Проектировщик». По ходу прохождения курса показывал нам, как выбрать участок, как построить дом. Был очень воодушевлён. Узнал о запуске нового курса «Экоаналитик». Записался и на него. Начал внутри семьи и эту тему освещать. Поэтому теперь с данной сферой знакомы и младшие сёстры. В общем, крутое начинание!

Мы планируем выделить линейку курсов в отдельное направление и хотим увеличить количество доступных профессий, создать сплочённое сообщество выпускников и развивать новые форматы взаимодействия с ними.

Например, на основе разработанных курсов мы уже создали профориентационную игру. Её сюжет погружает игроков в мир постапокалипсиса, где им предстоит восстановить цивилизацию, используя знания из области строительства и экологии. В рамках игры участникам нужно выбрать подходящую территорию для жизни, спроектировать дома, которые будут на ней построены, и учесть необходимые ресурсы для улучшения условий проживания.

Визуальное сопровождение к игре
Визуальное сопровождение к игре

По мере добавления новых профессий в линейку (далее ими станут «Проектировщик умного дома» и «Проектировщик доступной среды») мы планируем пересматривать сценарий игры и добавлять больше профильных заданий.

В завершение хочется отметить, что детские курсы оказались для нас не только серией задач, которые нужно было решать, но и мощным источником вдохновения.

Записаться на курсы можно по ссылке https://наш.дом.рф/академия/профессии-будущего

Автор: Мария Славская, методолог Цифровой академии ДОМ.РФ

22
Начать дискуссию