Цифровая академия ДОМ.РФ: как мы создавали курсы для школьников и «строили» города в эпоху постапокалипсиса
В декабре 2023 года Цифровая академия ДОМ.РФ запустила свой первый курс для подростков, который положил начало серии профориентационных курсов для школьников 8-11 классов и студентов колледжей. Пока в портфеле академии два курса: «ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик», а в ближайших планах - целая линейка направлений.
В этом материале мы расскажем о том, с чего всё началось, как малыми силами мы старались делать большое дело, к каким результатам пришли и как планируем развиваться дальше.
Стройка в поисках талантов или "не кирпичом единым"
Не секрет, что строительство в последние годы набирает обороты. Увеличивается не только объём строящегося жилья, растёт и дефицит кадров.
Согласно данным главного строительного вуза страны НИУ МГСУ, нехватка рабочей силы в строительстве достигает 3 миллионов человек, а студентов строительных вузов привлекают к работе уже со второго курса. И речь идёт не только о рабочих специальностях, но и о таких профессиях, как архитекторы, инженеры, геодезисты и др.
Становится очевидно: необходимо привлекать всё больше кадров в отрасль, а чтобы воспитать высококвалифицированных специалистов, начинать нужно как можно раньше. Именно поэтому мы сосредоточили внимание на подрастающем поколении.
В качестве целевой аудитории профориентационных курсов мы выбрали школьников 8-11 классов и студентов колледжей — тех ребят, которые ещё находятся на пути выбора профессии.
Обучением мы планировали решить следующие задачи:
● подчеркнуть престижность строительной отрасли и повысить интерес аудитории к ней;
● показать, что отрасль развивается, цифровизация меняет портрет строителя и само строительство, появляются новые специализации;
● дать возможность «попробовать» себя в некоторых из этих специализаций и помочь ребятам найти своё призвание.
Дополнительно запуск курсов помог бы нам расширить линейку продуктов, охватить новый сегмент аудитории и усилить бренд Цифровой академии и ДОМ.РФ в целом.
Выбирая первые профессии для курсов, мы ориентировались на «Атлас новых профессий» и внутреннюю экспертизу ДОМ.РФ. Атлас помог понять, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, а специалисты ДОМ.РФ — выбрать те из них, в которых мы обладаем достаточной экспертизой. В результате мы остановили свой выбор на профессиях «ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик». Так мы приступили к созданию курсов.
Как быть, если мы не TikTok?
Первая проблема, с которой мы столкнулись, — это поиск подхода к обучению. Курс должен быть одновременно и полезен, и интересен детям.
Нам предстояло рассказывать о довольно сложных темах: управление измерениями и осями в Renga, проведение инженерно-экологических изысканий, цели ООН и устойчивое развитие и т.д.
Как конкурировать за внимание школьников в эпоху TikTok и выиграть эту битву?
К поиску ответа мы обратились к профессиональным статьям и научным исследованиям о методах обучения подростков, особенностях поколений и восприятии контента. Дополнительно, чтобы подтвердить тезисы, почерпнутые из материалов, мы провели фокус-группу с самими школьниками.
В ходе беседы мы узнавали, видеоконтент какой длительности они предпочитают, как хотели бы обучаться, какими мессенджерами и платформами для трансляций пользуются. Кроме того, мы интересовались их личными увлечениями, критериями выбора будущей профессии и представлениями о ней.
Проведённый анализ позволил нам сделать следующие выводы:
● наша целевая аудитория (позднее поколение Z и раннее поколение Альфа) отличается неустойчивым уровнем внимания, им важны яркие эмоции и впечатления, необходимо постоянно увлекать их процессом и результатами, чтобы поддерживать интерес к обучению;
● дети любят игры, а знания, представленные в игровой форме, усваиваются ими на 13% лучше (при условии здорового баланса классического обучения и геймификации);
● при выборе контента наша аудитория отдаёт предпочтение видеороликам и материалам, в которых визуальная составляющая преобладает над текстовой;
● при выборе профессии им важны возможность самореализации, хороший заработок и гибридная форма работы;
● опрошенные нами школьники уже определились со сферой, в которой хотели бы развиваться, но пока не выбрали конкретную профессию. Им хотелось бы знать, как проходит рабочий день специалиста, слышать честный рассказ о профессии (не только плюсах, но и минусах) и пообщаться с представителями этой сферы, чтобы лучше понимать, что их ждёт.
Здесь важно отметить, что мы понимаем: каждый наш ученик уникален. Данные выводы усреднены для того, чтобы у нас была опорная информация при формировании концепций курсов.
Квесты, каски, Диснейленд
Концепции курсов рождались из дашборда идей, которые появлялись по мере погружения в материалы. В основу обоих курсов легли общие принципы, о которых мы поговорим позже, а пока остановимся на различиях.
Подходы к созданию курсов отличались и имели свои сложности.
Курс «ТИМ-проектировщик» создавался по мотивам уже существующей взрослой версии курса. Основная сложность заключалась в том, чтобы адаптировать его материалы под аудиторию помладше.
Предстояло определить, какой контент следует убрать, а какой вывести на первый план, оценить достаточно ли материала для понимания сути профессии или необходимо вносить дополнения. Также мы думали над тем, как переделать упражнения, чтобы они были интересными и посильными для детей.
В результате были приняты следующие решения:
● Часть примеров из взрослого курса была заменена на более интересные для нашей аудитории примеры. Так в курсе появились отсылки к Диснейленду и пирамиде Хеопса, Minecraft и LEGO, VR и AR.
● Курс был поделён на уровни, за прохождение каждого из которых выдаются «ачивки».
● Промежуточные задания курса представлены в виде интерактивных упражнений, а финальная практика – в виде игр. Так, учащихся ждёт квест-бродилка с поиском артефактов, задания по подбору и обустройству частного участка и проектирование собственного дома по ТЗ эксперта. Задания подаются по мере возрастания сложности и требуемого от учащегося уровня самостоятельности.
Второй курс – «Экоаналитик» – создавался по иному принципу. Его мы собирали с нуля.
Сложность заключалась в том, что если профессия ТИМ-проектировщик уже существует и обязанности специалиста в этой области понятны, то экоаналитик – это профессия будущего, которая, по прогнозам, будет актуальна в течение ближайших пяти лет.
Наша задача состояла в том, чтобы точно понять, чем будет заниматься специалист в этой области, какие задачи решать, и только после этого мы могли бы создать соответствующий курс.
Изучая информацию о профессии, мы заметили сходство между экоаналитиком и инженером-экологом, как новой модификацией уже существующей профессии. Поэтому мы обратились за консультацией к практикующим специалистам из строительной компании «Легенда». Вместе с коллегами мы сформировали видение будущей профессии.
Также мы плотно сотрудничали с коллегами из направления ESG ДОМ.РФ, вместе с которыми собирали контент курса и практические задания. В них мы объединили реальные задачи инженера-эколога с дополнительными задачами, характерными для будущего экоаналитика – это анализ данных и построение прогнозов методом машинного обучения.
А что же общего между этими курсами?
Структура
Оба курса мы построили по одинаковой структуре.
В начале обучения мы рассказываем о профессии: её месте в строительной отрасли, о задачах специалиста, возможных местах работы, примерах реализованных проектов.
Здесь же ребят ждут видео в формате «10 вопросов специалисту». В них сотрудники строительных компаний делятся историями о том, как пришли к выбору профессии, какие плюсы и минусы в ней видят и как проходит их обычный рабочий день.
Далее мы уделяем внимание теории и погружаем в предметную область на доступном для школьников языке.
После неё учеников ждет блок практики. Чтобы не отходить от концепции профориентационных курсов, мы добавили задания, основанные на реальных рабочих задачах специалистов. Например, в курсе «Экоаналитик» учеников ждёт симулятор реальной стажировки в компании.
В завершение курсов мы добавили карьерный блок. В нём мы подробно рассказываем о том, какими навыками и компетенциями необходимо обладать, чтобы преуспеть в выбранной профессии, где её можно освоить, на какую зарплату рассчитывать в начале пути и как развиваться в карьере дальше. В будущем мы также планируем ввести в курс раздел «Портфолио», где будем делиться советами по эффективному сбору портфолио для поступления.
Подача материала:
Для поддержания интереса к курсу мы добавили:
● яркое оформление и визуальные элементы в лонгридах;
● примеры и интересные факты, делающие контент более запоминающимся;
● постоянное чередование форматов: курс представлен в виде мультимедийных лонгридов с видео, упражнениями, изображениями и ссылками;
Для лучшего усвоения материала мы разделили теорию на тексты и короткие видео продолжительностью до 3 минут. Теория чередуется с короткими заданиями на закрепление материала и вопросами на рефлексию. Кроме того, чтобы избежать большой когнитивной нагрузки, мы добавили в курс рекомендации делать паузы в изучении материала.
Что будет дальше и при чём здесь апокалипсис?
Созданные нам курсы имеют высокие показатели: CSI (Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворенности клиентов) составляет 95% и 100%), а отзывы от школьников и их родителей — положительные.
Ученица курса «Экоаналитик»:
Очень краткий и доступный профориентационный курс для общего понимания профессии. Много времени не занимал. Несмотря на это я получила много полезной информации и дополнительных ссылок. Благодарю вас за всё. Очень рада, что вовремя попала на него.
Отец ученика обоих курсов
Мой сын прошёл курсы «BIM/ТИМ-проектировщик» и «Экоаналитик» и остался в полном восторге! Эти курсы стали настоящим открытием для него в сфере архитектуры и строительства.
И самый главный результат, которым мы гордимся — это формирование новых ценностей у нашей целевой аудитории:
Изначально мой сын прошел курс «ТИМ-Проектировщик». По ходу прохождения курса показывал нам, как выбрать участок, как построить дом. Был очень воодушевлён. Узнал о запуске нового курса «Экоаналитик». Записался и на него. Начал внутри семьи и эту тему освещать. Поэтому теперь с данной сферой знакомы и младшие сёстры. В общем, крутое начинание!
Мы планируем выделить линейку курсов в отдельное направление и хотим увеличить количество доступных профессий, создать сплочённое сообщество выпускников и развивать новые форматы взаимодействия с ними.
Например, на основе разработанных курсов мы уже создали профориентационную игру. Её сюжет погружает игроков в мир постапокалипсиса, где им предстоит восстановить цивилизацию, используя знания из области строительства и экологии. В рамках игры участникам нужно выбрать подходящую территорию для жизни, спроектировать дома, которые будут на ней построены, и учесть необходимые ресурсы для улучшения условий проживания.
По мере добавления новых профессий в линейку (далее ими станут «Проектировщик умного дома» и «Проектировщик доступной среды») мы планируем пересматривать сценарий игры и добавлять больше профильных заданий.
В завершение хочется отметить, что детские курсы оказались для нас не только серией задач, которые нужно было решать, но и мощным источником вдохновения.
Записаться на курсы можно по ссылке https://наш.дом.рф/академия/профессии-будущего
Автор: Мария Славская, методолог Цифровой академии ДОМ.РФ