Днём с огнём: как привлечь айтишников в вузы, а потом на работу

В Комитете по информационным технологиям Ассоциации менеджеров недавно горячо обсуждали тему обучения IT-кадров в вузах и привлечения бизнеса к взаимодействию в этом вопросе. Главная тема встречи - как повысить качество ИТ-образования и устранить кадровый дефицит в отрасли.

По мнению экспертов, российский рынок труда на протяжении многих лет испытывает дефицит высококвалифицированных кадров. Проблема обусловлена оттоком айтишников, стремительным развитием технологий и не всегда соответвующим времени образовательным программам - сходятся во мнении эксперты и предлагают свои варианты решения.

Днём с огнём: как привлечь айтишников в вузы, а потом на работу

Взаимодействие вузов и бизнеса – это лучшая синергия в условиях кадрового голода, нехватка ИТ-специалистов в нашей стране сегодня насчитывает 500-700 тысяч человек. Мы, как бизнес, можем инвестировать в программы, готовить студентов, предоставлять стажировки и затем трудоустройство. При этом для вузов мы также видим дополнительные бенефиты: возможность улучшения существующих образовательных программ и привлечения большего числа студентов, что сделает эти программы более привлекательными для будущих абитуриентов.

Максим Аверин, директор по информационным технологиям СберСтрахование

Для преодоления текущего дефицита ИТ-специалистов потребуется более десяти лет — и это при условии, что все выпускники будут работать по специальности, не переедут в другую страну. Темпы цифровизации только наращивают потребность в квалифицированных кадрах, поэтому бизнес должен активно включаться в образовательный процесс. Как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», и сегодня наша задача — запускать совместные академические программы, привлекать сотрудников к проведению лекций, предлагать студентам опыт работы с реальными бизнес-задачами через практики и стажировки. Это долгосрочная и кропотливая работа, которая со временем принесет свои плоды: усилит поток новых специалистов, укрепит HR-бренд компаний и повысит узнаваемость отечественных решений среди молодых профессионалов

Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft
Днём с огнём: как привлечь айтишников в вузы, а потом на работу

Елена Дзагоева, директор по управлению персоналом ГК "Солар", подчеркнула, что сотрудничество бизнеса с вузами открывает новые возможности для восполнения кадрового дефицита и позволяет компании реализовать свою социальную миссию:

«Мы как компания-архитектор комплексных систем кибербезопасности считаем своей ключевой задачей – повысить грамотность населения в области кибербезопасности. Наша компания осуществляет работу со всеми категориями граждан, в том числе со студентами, проводя олимпиады и карьерные консультации. Ребята учатся на реальных данных, с заранее выстроенными карьерными треками. Мы берем на обучение совсем молодых ребят и направляем их, помогая развиваться в этой важной сфере».

Днём с огнём: как привлечь айтишников в вузы, а потом на работу

Андрей Зуев, директор Института информационных технологий РТУ МИРЭА, отметил, что в современных реалиях, когда многие студенты, особенно ИТ-направлений подготовки, начинают профессиональную деятельность на старших курсах обучения, университеты становятся для компаний и государственных структур непосредственными источниками пополнения кадрового состава.

«Качественный и практикоориентированный образовательный контент от ведущих предприятий и компаний – это гарантия актуальности образовательных программ вузов для отраслей национальной экономики и рынка труда. Такой подход к взаимодействию с бизнесом позволяет образовательным организациям быть на шаг впереди и лучше готовить студентов к реальным вызовам, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности. Для компаний, которые предоставляют этот контент и лицензий на ПО, это возможность оценить и проанализировать способности студентов, а фактически – заблаговременно сформировать базу потенциально возможных сотрудников. По итогам изучения своего образовательного контента компания может выделить наиболее успешных учащихся, среди которых в первую очередь целесообразно вести поиск будущих сотрудников. Таким образом, взаимодействие между вузами и компаниями не только повышает качество образования, но и способствует более эффективному формированию кадрового резерва для организаций», – поясняет эксперт.

Виктория Яшина, директор по организационному развитию Росэлторг, подчеркнула, что интерес к взаимодействию действительно есть и со стороны вузов, и со стороны бизнеса. При этом, в отношении студентов эксперт предлагает действовать аккуратно:

«Одно неверное действие ИТ-специалиста может повлечь за собой необратимые последствия. Поэтому мы берем студента «под крыло» и оставляем под контролем надолго. Только когда он становится самостоятельным, он выходит в свободное плавание». Эксперт также поддержала идею о том, что участие бизнеса в образовательном процессе связано с социальной миссией, поскольку формирует у студентов правильное понимание работы в отрасли: именно через практические задачи компания формирует в студентах желание глубже погрузиться в обучение.

Анна Норкина, кандидат экономических наук, Директор Института Финансовых Технологий и Экономической Безопасности НИЯУ МИФИ, заметила, что работа с бизнесом создает дополнительные вызовы:

«Увеличивается количество партнерств с различными организациями, что открывает студентам новые возможности для прохождения практик и трудоустройства. Однако существует сложность: мы не можем предоставить всем партнерам доступ к образовательной программе. Большая часть деятельности IT-специалистов реализуется в рамках проектной работы, это является предпосылкой для формирования у студентов гибких навыков и достаточно широкого спектра профессиональных компетенций». Также спикер отмечает, что преподавательский состав должен отличаться высоким уровнем квалификации и обладать междисциплинарной экспертизой.

Екатерина Карцева, руководитель молодёжных и образовательных инициатив МТС Диджитал, рассказала о трендах ИТ-рынка, которые будут актуальны в 2025 году:

«Кандидаты сегодня обращают внимание не только на компанию, но и на конкретный технологический стек, с которым они хотели бы работать. Одним из актуальных трендов является стабильность: соискатели дольше принимают решения о смене работы и менее охотно принимают офферы. Вузы получают современные программы, разработанные с учетом потребностей рынка и конкретного заказчика. Компании-партнеры поддерживают программы практическим опытом своих экспертов, брендом и ресурсами, а также трудоустраивают студентов. В свою очередь, бизнес получает качественные образовательные возможности вуза, экспертизу в сфере образования, выпускников с необходимыми навыками и улучшение своего имиджа».

реклама
разместить
Начать дискуссию