«Если в США — спринтеры, то наши готовы к марафонам»: Что мы узнали о детях, запустив курсы программирования за рубежом

«Если в США — спринтеры, то наши готовы к марафонам»: Что мы узнали о детях, запустив курсы программирования за рубежом

Всем привет! Меня зовут Олег и в 2018 году вместе с Александром Носуличем мы открыли школу программирования для детей.

В этом году Kodland запустила курсы в США и Англии для небольших групп детей от 10 до 14 лет. Сегодня в зарубежном подразделении Kodland учатся основам Python и проектной информатике 50 ребят. Дети создают сайты и игры, знакомятся с базовыми инструментами компьютера и изучают основы программирования.

Мы постоянно работаем над улучшением образовательной программы, изучая аудиторию разных стран. Наши педагоги успели поработать с детьми из России и зарубежья. Большинство из них эмигрировавшие учителя и студенты старших курсов технических вузов МГТУ, университета Гранады, Open University и других.

Вместе с учителями хотим поделиться наблюдениями после обучения первой группы детей в США и Англии. Почему за рубежом реже задают вопросы, где больше программистов-гуманитариев и почему ИТ не так популярно у родителей вне России.

Любят математику, но не информатику

40.37% наших англоговорящих учеников предпочитают математику и статистику, 42.86% — физику биологию химию. Среди ребят из России больше гуманитариев — около 50% Несмотря на сильное техническое образование в наших университетах в 11 лет школьники Англии и США уже понимают концепцию градусов в углах и переменных. Знания помогают обогнать российских ребят в заданиях с лабиринтами и Turtle Art. В UK и USA мы набираем в группы по питону не с 12, а с 11 лет.

«Я обожаю западную систему образования, так как 75% учеников говорят, что их любимый предмет — это Math. Еще 20% выбирают Science и STEM, что тоже не может не радовать мою инженерную душу. Уровень математики там гораздо выше нашего»

Борис Булатов, преподаватель курса Python
«Если в США — спринтеры, то наши готовы к марафонам»: Что мы узнали о детях, запустив курсы программирования за рубежом

Программирование, напротив, не в особом почете в школах США. Уроки не включены в обязательную образовательную программу в отличие от России, где еще со времен СССР информатика преподавалась в средних классах. В 2019 году только в 34 штатах из 51 дети изучают по Computer Science или Scratch. Ребята старше 14 лет могут познакомиться с программированием на уроке Introduction to Computer Science. При этом это более теоретический курс изучения базовых алгоритмов и структур данных. Большинство учеников не в восторге от уроков информатики, сетуя на отсутствие практики.

В Российских школах ситуация противоположная — непосредственно программированию уделено больше времени. Было бы нечестно не рассказать, что школьная программа почти не менялась с «советских» времен. Ученики изучают устаревшие языки программирования — Pascal и Basic. Только в немногих государственных школах преподаватели рассказывают про Python или C++. Тем не менее уроки помогают понять основы кода и решать математические задачи с помощью программирования. Суммируя, дети в США и Англии получают большую и лучшую теоретическую базу, когда как наши ребята — практики.

Программирование востребовано, но не интересно

Для большинства учеников родители становятся главным мотиватором записаться на первые занятия. Наблюдая за уткнувшегося в игры ребенка, папы и мамы ищут способ вынести полезное из увлечения компьютером. В США и Англии чаще всего дети отправляются на внеклассные занятия летом. Родители не пытаются полностью занять свободное время ребенка дополнительным образованием. Во время каникул ребята больше занимаются спортом, музыкой, ходят в церковные школы или детские лагеря.Только четыре наших ученика из 50 параллельно занимаются другими внеклассными уроками.

В России родители чаще отдают детей на курсы во время учебных занятий. На 50 детей 30-35 углубленно осваивают математику с репетитором или изучают иностранный язык, параллельно занимаясь программированием. Причем среди родителей редко кто работает в сфере ИТ в отличие от западных пап и мам.

«Увлечение компьютером существует везде, но на западе несколько отличается характером. По субъективным ощущениям, в России детям мнение о том, что быть программистом круто чуть больше навязано именно родителями, так как те осознают ценность профессии. В Штатах у детей выбор более осознанный из-за историй успеха англоязычных IT компаний»

Александр Краевский, преподаватель Digital Intro Course

Интерес родителей к курсам программирования на Западе меньше. Думаю, это связано с уровнем жизни. Для стран СНГ работа в IT — это жизнь за границей, работа в крупных компаниях, большие деньги. Чуть ли не главный лозунг курсов программирования — «получи востребованную профессию».

«Здесь у IT нет привилегии на место в молодых умах. Программист – такая же профессия, как и микробиолог, наладчик оборудования или инженер-проектировщик. За курсы IT здесь не хватаются, как за одну из немногих возможностей жить в будущем нормально»

Борис Булатов, преподаватель курса Python

С компьютером на «ты», а с учителем на «вы»

Дети в Англии и США увереннее обращаются с техникой. Уже в 11 лет ребята понимают функционал операционной системы, свободно серфят в интернете, легко ищут информацию в поисковиках. Возможно, это обусловлено большей либеральностью в воспитании западных детей. Ноутбук у ребенка из США и Англии появляется раньше, чем у подростка из России. Еще в 2015 году 94% американских детей 3-18 лет имели дома компьютер.

Опрос среди мам учеников — больше 32% не считают проблемой увлечение ребенка компьютером.
Опрос среди мам учеников — больше 32% не считают проблемой увлечение ребенка компьютером.

Наши ребята больше времени проводят за смартфоном и предпочитают небольшой экран для поиска информации. Часть ребят младших групп все еще неуверенно пользуются мышью и боятся «кликнуть не туда». Однако это только сближает преподавателей с детьми. Ученики из России чаще задают вопросы и интересуются задачами вне уроков.

«Русские дети более страстные что ли. Возможно, это странно звучит, но они на эмоциях рассказывают родителям о программировании. От детей из Англии такое тоже встречалось, но более конструктивно. Обычно они, как и родители, спокойнее к этому относятся»

Александр Краевский, преподаватель Digital Intro Course

Различие может показаться незначительным, но именно эта искра становится источником мотивации ученика к занятиям. Ребята начинают задавать вопросы, интересоваться, думать о программировании в будущем. В России именно дети «допродают» уроки родителям. В США и Англии у нас такое было только однажды с учеником 16 лет. Чаще инициатива продолжить обучение исходит от родителей.

Ощутимое достоинство у российских студентов есть - они гораздо чаще доходят до урока. Если дети в США — спринтеры, то наши — готовы к марафонам. Они продолжают заниматься после уроков, задают вопросы вне занятий и приходят на дополнительные курсы. Возможно, ребята на западе быстрее усваивают материал в силу большей окруженности хай-теком, но и перегорают быстрее. Дети из России уже на первом занятии представляют себя будущими разработчиками игр или сайтов. Важно, чтобы эта искра не погасла.

3131
7 комментариев

Здорово. Это очень интересное различие между культурами разных стран. И правда у нас в стране программирование занимает место чего-то очень крутого и профессионального. Удивительно, что в других странах его не ставят на такое же место как у нас :) 

4
Ответить

Интересная статья, с одной стороны всё логично, но не сказать ,что очевидно. 

1
Ответить

В русских школах программирования у детей с 2 класса любимый предмет тоже математика. Расскажите, как деньги принимаете из США, Англии?

Ответить

Школы программирования и дети бывают разные :) мы отталкивались от исследования своих учеников. Деньги принимаем через PayPal

Ответить