Как найти тему для образовательного материала

Один из барьеров, мешающих специалисту в чем бы то ни было делиться своим опытом, — нежелание пересказывать в стотысячный раз то, что уже сказано другими. А как же без основ? Не поймут же!

Все бывает еще хуже. Специалисту кажется (порой — небезосновательно), что другими по его теме сказано не совсем то и не совсем так. От необходимости объяснять таблицу умножения сводит зубы, от чтения чужих объяснений вытекают глаза.

И самому неохота рассказывать, и ссылку не на кого поставить.

Знакомо?
О, да
Да, но для меня это не проблема
Не-а, по моей теме есть хорошие базовые материалы
У меня вообще нет желания никого ничему учить

Концепция того, что знания сразу должны быть правильными и системными, несостоятельна. То есть вполне нормально, чтобы человек сначала узнал про то, что земля плоская и стоит на трех китах, а потом заменил этот кусок своих знаний более современным представлением о строении планет. Важна не столько чистота знаний, сколько сам фокус на той или иной теме.

Ученые любят этим развлекаться. Придумают себе какой-нибудь газ теплород и давай использовать его в вычислениях. А что, так можно было?

Смело оставляйте за кадром то, про что сказано сотни раз, даже если вы не согласны.

* * *

Вторая ловушка при попытке изобразить что-то образовательное — это включение режима «расскажи всё, что знаешь». Не дай бог еще захочется систематизировать, и все, пиши-пропало.

Как найти тему для образовательного материала

«Расскажи всё» обычно тянет на годовой курс для ВУЗа. Скорее всего, на такую масштабную работу нет ни времени, ни места. Хотелось статейку написать, а тем набралось на книгу. Хотелось мастер-класс провести, а получается цикл лекций.

Вставим ремарку и про студента. Пережевывание сто раз читаного бесит неимоверно. Поверхностность (результат упихивание всего опыта эксперта в трехчасовой вебинар) навевает скуку. Отсутствие практичности утомляет.

И усугубим тезисным обозначением еще одной проблемы: «Мне кажется, что мне нечего рассказать этому миру». Вообще-то есть.

Так делать-то что? Если зачесалось поделиться своими знаниями или заставили на работе, то алгоритм очень простой. Он состоит из двух шагов.

1. Составить список тем

Тезисно выписать всё, что кажется важным и нужным. В том самом формате «расскажи всё, что знаешь» и в режиме мозгового штурма. Без оценок, без систематизации.

Как думаете, сколько тезисов у вас получится?
5
10
50
100
1000

2. Выбрать самые неочевидные темы

Те, про которые предательски мало говорят в профессиональном сообществе. Те, которые кажутся вам наиболее критичными.

Одну, три или десять — зависит от масштабов вашей образовательной затеи. Для статьи хватит и одной, для мини-курса пригодится десяток.

Всё. Если вы удержались от систематизации и смогли сфокусироваться на выбранной теме, почти наверняка у вас получится достаточно уникальный и в меру авторский учебный материал.

Несколько примеров

  • Многочисленные статьи-курсы учат писать коммерческие тексты. Крайне редко (мы ни разу не видели) в таких материалах присутствует тема «как писать однообразные тексты на потоке и не сойти с ума».
  • В дизайне интерфейсов сплошь и рядом используют сценарии для проектирования. Но редко рассказывают про то, как те же самые сценарии использовать для презентации коллегам/заказчику, чтобы обсуждение было конструктивным.
  • По теме качественных исследований уйма материалов, но попробуйте там найти конкретные рекомендации, как делать эти исследования быстро.
Как найти тему для образовательного материала

Давайте попробуем?

Еще один лайфхак. Прочитанная статья забывается за 15 минут, если с ней ничего не сделать. Дело ваше, но мы рекомендуем попробовать такое упражнение.

  1. Вспомните, кем и чем вы работаете.
  2. Составьте список из 10 тезисов, которые чисто гипотетически могли бы войти в курс по вашей специализации.
  3. Выберите самую неочевидную тему. Если не сложно, расскажите о ней в комментариях.

Подсказка. Если лень делать упражнение, но хочется как-то с пользой для себя отреагировать на этот материал, напишите комментарий. Лучше критический, но сойдет вообще любой.

77
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Иван, не догоняем, а в чем спор-то? Во-первых, земля, как мы знаем, все-таки плоская (это шутка, конечно).

Речь про то, что путь к правильному знанию может лежать через неправильное. Не более. 

А иначе получается, что во втором классе детей учат, что два умножить на три — это не три умножить на два.

Ответить