{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Eduhund

Размытие границы студент-преподаватель

У преподов иностранного есть такая шутка: «на уровне С2 у кого учебник с ответами — тот и учитель».

Действительно, начиная с определенного уровня, причем в нашей любимой айтишечке этот уровень заметно так ниже, преподаватель и студент начинают находится примерно на равных. А если еще и «демократичность атмосферы» вспомнить, так и вообще непонятно, кто за главного.

Самый простой пример такой образовательной активности среди равных— митапы. «Я узнал/придумал что-то новое, и хочу вам рассказать». А в среде инфобизнесменов (не спрашивайте, откуда мы это знаем) не зазорным считается ходить друг к другу на курсики.

Постепенно такое равенство переползает из корпоративных междусобойчиков в более формализованное обучение. Хотя бы потому, что у преподавателя больше нет монополии на контент, который можно выдать за «секретные знания».

Преподаватели, кстати, страдают. Где раньше по-умолчанию считалось, что учитель прав, сейчас все, кому не лень, начинают задавать неудобные вопросы вида «а почему так» и «вот я читал одну англоязычную статью». И это, конечно, отдельная тема.

К чему же ведет размытие этой самой образовательной границы с практической точки зрения?

Студент в явном виде несет ответственность за результат

Якобы и раньше так было, но на самом деле в классической схеме студент на 100% отвечал за дисциплину — слушать лекции, делать домашки, задавать вопросы. За способности отвечала генетика. А за то, удалось ли более-менее умного и более-менее дисциплинированного человека научить тому, чему собирались, отвечал методист и препод. Влиять на образовательный процесс студенту дозволялось в строго ограниченных рамках.

Теперь иначе. Коллега — не всезнающий Гуру. Не говоря уж о том, что порой приходится учиться у людей, которых (извините) по какой-то причине считаешь интеллектуальным рангом ниже себя. Все это требует проактивности, начиная от постановки образовательной цели, продолжая «тюнингом» образовательной деятельности под себя и заканчивая рефлексией.

Преподаватель — специалист по организации образовательной среды

Роль препода из «носителя знаний», «наставника» и т.д. трансформируется в фасилитатора, обслуживающего процесс. Звучит не очень, но задачки-то дай-боже: отреагировать на еще не сформулированные в явном виде запросы «сделайте мне удобно учиться», «помогите получить максимальный эффект с минимальными затратами» и «расскажите, что делать именно мне, если я вот такой».

Основная экспертиза из предметной переползает в методологическую и организаторскую.

Можно учить тому, что не знаешь сам

Потому что если стирать границы — так стирать их до конца. Что если между студентом и преподавателем вообще не будет как таковой границы?

То есть кто-то активный, конечно, возьмет на себя организацию той самой образовательной среды. Включая курирование контента, дедактизацию материалов, подготовку практики, включение механик доведения до конца и т.д. Вот только учить будет не тому, что знает, а тому, чему сам хочет научиться. И вот это «хочет» — станет мощной такой мотивацией.

Последняя идея наверняка покажется вам спорной и даже вредной. А мы думаем, что она более выгодна студенту, чем популярный ныне лобовой подход «учить тому, что лучше продается».

Так что же мешает наступлению светлого образовательного будущего без границ? Мы думаем, что причина — низкая популярность доступных широкой аудитории методик образовательного дизайна. Не-преподаватели и не-методисты создают учебные материалы по наитию и с помощью разрозненных и спорных «лайфхаков». Иногда получается.

Что ж, мы проходили этот этап в веб-дизайне, пройдем и в образовании.

{ "author_name": "Eduhund", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 169855, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Oct 2020 12:32:46 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Яндекс.Еда повышенная стоимость доставки и отказ возврата при неполной доставке

Сегодня заказал в в Яндекс.Еде из Макдоналдса:

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
Госдеп США рекомендовал россиянам подавать документы на американскую иммиграционную визу в Варшаве Статьи редакции

Неиммиграционные визы можно подавать в любых посольствах и консульствах США.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Мне надоело забывать про важные цели и я написал бота, который мне о них напоминает

Всем привет! Расскажу о своём опыте применения методики «трёх целей» и как из этого родился простой и эффективный Telegram-бот.

Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Статьи редакции

Ежегодные продажи компании достигают $50 млрд, большая часть которых приходится на незапланированные покупки посетителей, рассказал журналист The Hustle Трунг Фан.

Покупательница магазина Campaignasia
null