Подготовка к публичному выступлению: советы и рекомендации от тренера по ораторскому мастерству

Рассказываем о том, как захватить внимание аудитории с первых минут, справиться с волнением, и делимся другими советами по подготовке к публичным выступлениям от Наталии Ерастовой, тренера по голосу, речи и эффективному общению.

Подготовка к публичному выступлению: советы и рекомендации от тренера по ораторскому мастерству

Тема публичных выступлений актуальна для ИТ-сферы больше, чем кажется. Разработчики, руководители проектов, тимлиды в IBS не только презентуют и защищают свои проекты, общаются с заказчиками и командой, но и регулярно выступают на профессиональных и карьерных мероприятиях, внутренних митапах и вебинарах.

Старший аналитик группы Data Science IBS Руслан Залевских выступает с докладом на конференции UFADEVCONF
Старший аналитик группы Data Science IBS Руслан Залевских выступает с докладом на конференции UFADEVCONF

Поэтому мы пригласили к нам в IBS Наталию, чтобы она рассказала, как лучше готовиться к выступлениям перед аудиторией. Делимся с вами ее советами.

Наталия Ерастова
Тренер по ораторскому мастерству

Нетривиальные начало и финал

Половина успеха вашего выступления будет зависеть от того, как вы придумаете его начало и финал.

В первые пять минут надо завоевать внимание слушателей, чтобы ваша личность и тема стали для них чем-нибудь интересны.

Не нужно начинать с самого предсказуемого варианта: «Здравствуйте, я Миша Иванов, сегодня я расскажу вам, как… правильно выносить мусор по понедельникам». Все, скорее всего, видели анонс, поэтому знают, и как вас зовут, и какая у вас будет тема.

Вот несколько вариантов, с чего можно начать выступление: цитата, шутка, неожиданный факт, вопрос, короткая история. Причем они хороши не только для начала, но и для финала.

Рассмотрим каждый из вариантов.

Цитата. Если у вас есть подходящая к теме выступления цитата, если кто-то до вас уже здорово высказался на эту тему, то грех этим не воспользоваться. Подкрепить свое мнение чьим-то авторитетом — всегда выигрышный вариант.

Джоан Роулинг одну свою речь начинала так: «Одна из многих истин, которую я познала во время изучения классической литературы, была написана греческим автором Плутархом и звучала так: «Развивая внутренний мир, мы меняем внешний».

Шутка. Это отличный способ расположить к себе аудиторию. Но с этим нужно быть осторожным, потому что понятие о юморе у всех разное. Здесь главное — не перегнуть, особенно если вы еще не знаете публику очень хорошо.

Президент США Рональд Рейган коллекционировал анекдоты и часто завершал ими свои выступления

Неожиданный факт. Такое начало сразу привлекает внимание.

Стивен Спилберг как-то пришел в колледж выступить перед выпускниками. И в самом начале сказал, что сам он не доучился в колледже, бросил учебу. Это было действительно неожиданно услышать от человека, который добился очень многого, особенно учитывая контекст его выступления. Так он завладел вниманием слушателей с первого же предложения.

Вопрос. Попробуйте в начале выступления задать вопрос, который заставит слушателей ждать на него ответа. Так вы заинтригуете свою публику и сможете некоторое время держать их внимание именно за счет интриги, которую вы вкинули.

Один из моих любимых примеров такого начала — это руководитель, который начал свое выступление с вопроса: «Что можно сделать за три года?» Мы хотели, чтобы слушатели задумались, начали вспоминать, а что я сделал за три года? Что я успел? Что можно было еще успеть? С этого вопроса начиналось выступление с обзором результатов компании за последние три года.

Наталия Ерастова

Короткая история. Это очень хороший прием. Спикеры пользуются им уже несколько последних десятилетий, и он не теряет актуальности. Расскажите перед началом выступления свою личную маленькую историю из жизни. Так слушатели увидят, что перед ними выступает живой человек, он делится своим опытом, своими наблюдениями, а не просто «отбарабанивает по бумажке». Конечно, важно чтобы короткая история была в тему вашего выступления.

Это не единственные варианты, с чего можно начать. Не ограничивайте себя, экспериментируйте, ищите, ломайте шаблоны.

Наш мозг так устроен, что нам легче действовать по уже известным шаблонам. Это работает и в публичных выступлениях. Отсекайте самые предсказуемые варианты.

Наталия рекомендует начать с того, чтобы нагенерить как можно больше вариантов начала выступления. Можно записать в блокнот или в заметках на телефоне, аудиосообщение самому себе наговорить, как угодно.

Сделайте так, а потом отсеките первые шесть вариантов, которые пришли вам в голову. Скорее всего, они будут тривиальными. А вот над тем, что вы придумали дальше, уже можно будет работать.

Финал. Заканчивать выступление стоит всегда конструктивно, то есть старайтесь подытожить свой рассказ. Это нужно, чтобы основной смысл выступления отложился в головах слушателей.

Но важно, чтобы это было не так скучно, не звучало как выводы в конце научной работы. Для этого можно использовать те же приемы, что и для начала: цитату, историю, интересный факт, задайте аудитории вопрос «на подумать».

Скелет под рукой

«Скелет под рукой» — это план вашего выступления.

Разумеется, когда вы готовите публичное выступление, то составляете план, продумываете тезисы, последовательность. Чаще всего большинство выступающих составляют презентацию, которая и становится «скелетом» выступления.

Проработайте ваш «скелет» в трех вариантах.

Презентация, обычно, — средний вариант. Это не самая короткая выжимка информации, которую вы рассказываете, с некоторыми пояснениями, дополнениями. Без презентации никак.

А дальше напишите, как его называет Наталия, «короткий скелет». К каждому слайду вашей презентации напишите одно слово, и только одно. Это слово, которое выражает основную сущность.

Запишите эти слова и держите у себя под рукой, чтобы этот «скелет» был всегда перед глазами. Вы сможете обратиться к нему, если вдруг занервничаете, язык начнет подводить. Когда есть такая подсказка, «скелетик», вам будет гораздо спокойнее.

Третий вариант «скелета» — это подробное, внятное описание, чуть ли не полностью написанный текст выступления. Это задача для тех, у кого хватит сил, времени и желания на ее реализацию.

Если вы подготовите все три «скелета», то будете буквально героями и ваше выступление от этого, скорее всего, только выиграет. Хотя, конечно, это может занять много времени.

Но два первых «скелета» создайте обязательно: суперкороткий вариант и тот, что вы пустите в презентацию.

Часто бывает, что во время выступления экран с презентацией находится позади вас. Поэтому если вы не помните, что говорить дальше, то вам надо будет оглядываться. С коротким «скелетом» ориентироваться будет намного проще.

Он же поможет вам не уходить далеко в сторону, если начнете импровизировать, или собьетесь. С короткой напоминалкой легко вернуться к своему курсу.

Коробка передач

Если называть вещи профессионально, то дальше речь пойдет о темпоритме. Это слово состоит из двух частей: темп и ритм. То есть по-простому скорость, с которой говорит выступающий.

При выступлении важно следить за темпом своей речи, чтобы не было монотонности. Это нередкая западня для многих, особенно для знатоков своего дела. Необходимо добавлять динамику.

Если говорить на одной скорости, в одном темпе длительное время, то это вскоре начнет убаюкивать слушателей, какие бы интересные мысли вы ни говорили.

Чтобы легче понять суть управления темпоритмами, представьте себе машину, у которой есть коробка передач с 5-7 скоростями. Когда вы едете на машине, скорости постоянно переключаются. Вот и с речью надо так же.

Для наглядности будем рассматривать условную шкалу скорости речи, от нуля до десяти. Где ноль — это тишина, молчание, пауза, а десять — это скоростной предел, который даже и достигать не стоит, иначе за вами не успеют окружающие.

Пять — это обычная скорость, на которой вам удобно говорить и думать. Это не какая-то определенная скорость, а индивидуальный комфортный темп речи каждого отдельного человека.

Начинать надо с того, чтобы осознать свою пятерку, научиться контролировать ее, и уже от нее отстраивать другие скорости.

Седьмая скорость — это бодрая речь. Представьте, как будто вы идете на работу, немножечко опаздываете, но совсем немного. И вы шагаете быстрее обычного, настроение отличное, день замечательный. И вот с таким позитивным бодрым настроением мы «включаем седьмую скорость». С речью тоже так.

Девятка — это максимально быстрая скорость, с которой мы можем говорить. Тапок в пол, и поехали. Но на такой скорости бессмысленно говорить долго: лишь 3-4 слова — и достаточно. Такую скорость обычно используют, чтобы взбодрить, встрепенуть аудиторию.

Скорость пониже пятерки — это третья. Она нужна, когда вы рассказываете о чем-то новом, о чем люди раньше не знали. Поэтому надо дать слушателям время комфортно «переварить» услышанное.

Первая скорость — это слово плюс пауза, следующее слово, пауза, пара слов плюс пауза и так далее. Как и девятую, первую скорость долго использовать не рекомендуется. Она нужна только для того, чтобы усилить акцент на чем-то очень важном.

Необязательно сразу пытаться использовать все возможные скорости разговора. Начать можно с двух, и развивать этот навык по возрастающей.

Чтобы увидеть применение темпоритмов в жизни, спросите вашего друга или коллегу о недавно увиденном фильме, который ему запомнился. Дело в том, что когда он будет рассказывать, то про увлекательные моменты будет говорить быстрее; про шокирующие, неожиданные моменты — медленнее. Понаблюдайте за людьми в жизни, и вы увидите, как они применяют разные скорости, сами того не ведая.

Люди любят глазами

Следующий шаг — работа со взглядом. Публичные выступления — это не только про речь.

Многое при выступлении зависит от того, насколько хороший контакт вы сможете установить с вашими слушателями.

Необходимо находиться с аудиторией в зрительном контакте, иначе люди будут считывать, что они вам не интересны или что вы что-то скрываете, лукавите.

Во время выступления охватывайте людей взглядом группами, обращайтесь к одной группе, к другой, ищите те глаза, которые на вас смотрят.

Кроме того, «люди любят глазами» — это не только про взгляд, но и про то, как вы выглядите. Когда выходите на публику, постарайтесь выглядеть как минимум опрятно. Здесь главное, чтобы вы сами себе нравились. Потому что если будет нравиться вам, то и остальные подтянутся.

Люди любят ушами

Одна из самых серьезных проблем, связанных с речью, — звуки и слова-паразиты. Это всем известные «ээээ…», «ну», «это самое», «короче» и многие другие.

Что с этим можно сделать? Возьмите своего друга, которому вы доверяете, посадите его напротив и проговорите перед ним свою речь.

Договоритесь, что когда вы будете использовать слово-паразит, то ваш друг должен будет, допустим, помахать вам или кивнуть головой. Не надо никаких слов, остановок — просто сигнал, «да, вот сейчас было».

Если нет возможности произнести свою речь перед живым человеком, запишите себя на камеру. А когда будете отсматривать запись, машите самому себе. Это тоже работает.

Часто люди не осознают, что произносят слова-паразиты, и поэтому не получается их контролировать. А такой «прогон» помогает лучше сосредоточиться на чистоте своей речи.

Дышите

Если вы волнуетесь перед выступлением, попробуйте простую схему дыхания, чтобы успокоиться.

Схема такая: пять секунд на глубокий вдох, пять секунд — задерживаете дыхание, пять секунд на выдох, и снова пять секунд — задержка дыхания. И так по кругу.

Сделайте пять-шесть таких циклов или даже больше, если потребуется. Кислородный баланс в организме восстановится, углекислый газ придет в норму, вам станет спокойнее, и вы сможете лучше себя контролировать.

5-5-5-5 — не единственная схема дыхания. В интернете можно найти много таких. Но мне она нравится как простая и рабочая.

Наталия Ерастова

Чем вы лучше ИИ

При подготовке выступления подумайте над тем, что будет отличать его от текста, написанного нейросетью.

Мы сейчас живем в таком любопытном периоде времени, когда постоянно предсказывают, что искусственный интеллект заменит разные профессии: дизайнеров, копирайтеров или даже программистов. Поэтому может возникнуть вопрос, а если нет разницы, то почему бы не заменить скучного спикера на скучного робота.

Нужно показывать свою живость. Используйте в своем выступлении не только сухую информацию, но и образы, метафоры, сравнения, личные примеры и свой опыт. Людям интересно общаться с живым человеком, а не с роботом. У вас есть ваш уникальный опыт, ваши чувства, эмоции, образное мышление — то, чего нет и не будет у машины. Используйте это.

Я никогда не забуду, например, как один спикер ИТ-курса объяснял слушателям, что такое асинхронное действие. Он сказал: представьте, мы идем утром на кухню, ставим варить кашу. И параллельно, на другой конфорке, я еще ставлю варить кофе. У нас происходит один процесс и второй, независимо друг от друга. И дальше он пошел в объяснение. Так вот я с тех пор уже ничего не могу с собой поделать, но этот образ теперь навсегда со мной. С этими конфорками, с этим асинхронным действием. Просто потому, что это было очень точно, просто, но образно.

Наталия Ерастова

Повторим 7 шагов

В заключение еще раз вспомним важные этапы подготовки:

1. Используйте цитаты, шутки, неожиданные факты, вопросы, короткие истории, чтобы завоевать внимание слушателей в начале выступления.

2. Подготовьте план выступления и держите его под рукой. Идеально, если он будет в трех вариантах: сжатый, тезисный и развернутый.

3. Варьируйте темп своей речи, чтобы избежать монотонности и не убаюкать слушателей.

4. Держите зрительный контакт со слушателем.

5. Безжалостно избавляйтесь от звуков и слов-паразитов в своей речи.

6. Используйте специальные дыхательные техники, чтобы справиться с волнением перед выступлением.

7. Добавляйте в свое выступление образы, примеры, случаи из жизни, для того чтобы сделать его еще интереснее.

Удачных публичных речей: готовьтесь честно и выступайте смело!

11
Начать дискуссию