Образование-2020: как воспитать успешных детей в IT и не только?
Как выбрать школу и на что смотреть при ее выборе? Что такое хорошая школа? Каким вещам нельзя научить? Можно ли привить лидерство?
На эти вопросы попробовал найти ответ ведущий youtube-канала «Большая рыба» Александр Колб, организовав панельную дискуссию с Николаем Дориченко, основателем школы предпринимательства MBA Kids International, и Дмитрием Корчевским, основателем компьютерной академии «ШАГ».
– Какие качества вы хотите видеть в учителе прежде всего?
Я бы хотел, чтобы этот человек реагировал на мой запрос в диалоге. Наши люди привыкли к отношению «так тому и быть, потому что так сказали» – я же против такого подхода и всегда спрашиваю, зачем это нужно. Не потому, что мне это настолько интересно, а чтобы убедиться, что этот ответ есть у преподавателя.
Если вы хотите получить хорошую услугу – неважно, образовательную или какую-либо другую, у вас должно быть понимание, чего вы хотите в итоге от этой услуги.
В первую очередь, у каждого родителя должен быть ответ на вопрос: зачем вы отдаете ребенка в школу.
Я хочу, чтобы в какой-то момент мой ребенок стал самодостаточным, уверенным в себе, понимающим свое место в своей жизни, свободным финансово, морально и духовно, умеющим дружить, строить профессиональные отношения, способным найти свое место в обществе и приносить ценность. И школа – это тот паровоз, который отвезет моего ребенка туда.
– Какие предметы играют роль в обучении детей?
На самом деле, сами предметы не играют в обучении никакой роли. Это всего лишь площадка, на которой мы растем. Это тренажеры, которые раскачивают наши интеллектуальные мышцы. Скажем, математика – это более эффективный тренажер, чем гуманитарные предметы.
– Можно ли прокачать определенные навыки – и нужно ли их прокачивать?
Дайте ребенку стать тем, кем он может стать, и от чего он будет кайфовать всю свою жизнь. Пусть он не будет принимателем. Зачем ему быть предпринимателем, если он не входит в те 5% людей, которые кайфуют от ответственности? Нужно дать ребенку стать тем, кем ему будет лучше всего в это жизни – это первое.
А как это сделать – это уже второй вопрос.
Да, большинство навыков можно прокачать – но если это не то, что ребенку свойственно, то для него это будет намного более энергозатратным. А это время и энергию можно было бы потратить на что-то другое, возможно, с намного лучшими результатами.
Нужно постараться дать ребенку попробовать все и довести эти навыки до минимального необходимого уровня, попутно выявляя таланты и вкладывая большую часть ресурса в развитие именно их.
У ребенка ограниченный ресурс времени, сил, веры и мотивации – и важно то, как ты этим воспользуешься. Насколько ты как родитель сумеешь не потерять доверие.
Роль учителя здесь заключается в том, чтобы объяснить стратегию: куда мы идем и что мы делаем. И помочь родителям найти свою роль в ее реализации.
– Насколько школа влияет на формирование человека в целом? Есть ли шанс стать успешным, закончив обычную школу?
Образование – это путь в гору. Вот пример: мы с женой поднялись на Килиманджаро – вершину высотой 6000 метров. Этот путь мы проделали благодаря компании, которая нам его организовала, портерам, проводнику. Но гора – вот она, путь простой.
Можно ли было пройти его без проводника? Без организации? Без компании?
Конечно, можно! И многие именно так и делают.
То же касается и школы: частное образование дает гарантию, что все продумано и организовано, и ребенок может идти к цели кратчайшим путем.
Можно стать успешным и без хороших преподавателей – таких примеров масса.
Но значит ли это, что твой ребенок должен пойти по такому пути?
Это рулетка: позаботиться о наилучших условиях – или поставить жизнь своего ребенка на случай.
– Подростковое предпринимательство и лидерство – это про что? Чему вы учите?
Каждому ребенку, который к нам приходит, мы хотим помочь найти ответы на 3 вопроса.
В мире есть множество возможностей, просто многие их не видят. Что сделать, чтобы начать их видеть?
Есть технологии. Есть навыки, которые можно в себе развить, чтобы ты начал автоматически замечать эти возможности.
Второй вопрос: какие возможности ты бы хотел реализовать?
Классно, когда ты видишь одну – но если их много? Как выбрать? Как понять, как выбрать?
И если ты уже выбрал, и хочешь что-то делать в этом направлении – вопрос третий: что именно и как ты будешь делать?
Все это составляющие постоянной проектной деятельности, к которой мы мотивируем детей.
Интервью взято с видео Ютуб-канала "Большая рыба" с Александром Колбом.