{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Случился ли бум EdTech, о котором все говорят?

Об инвестициях в образовательные технологии в период коронавируса

О росте рынка образовательных технологий и интереса инвесторов к ним можно судить по кратному росту объема инвестиций за последние 10 лет: в 2010 году инвесторы вложили в стартапы в сфере образования 500 млн долларов, а в 2019 году более 7 млрд.

В 2020 году в период пандемии интерес инвесторов к EdTech-компаниям увеличился в несколько раз несмотря на то, что экономические спады отразились на всех отраслях.

Никто не мог предсказать такие резкие изменения нашей повседневной жизни: пандемия повлекла за собой самоизоляцию, а в следствие закрытие школ в 190 странах, затронувшее 90% от общего числа зачисленных учащихся (почти 1,6 миллиарда человек во всем мире на пике кризиса).

Вирус спровоцировал ускоренное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс на всех уровнях: школьного, высшее, образования взрослых. И ученики и учителя были вынуждены освоить сервисы видео-конференций, вузовское образование перешло в lms-системы.

Также вырос спрос на онлайн-образования для взрослых — возможно, появились ресурсы, чтобы освоить программы дополнительного профессионального образования, онлайн-курсы по soft-skills, подкачать языки и заняться хобби, на которые раньше не хватало времени.

Таким образом, ситуация с пандемией спровоцировала резкое увеличение спроса на EdTech-решения и онлайн-образование. Интеграция цифровых технологий в процесс обучения происходит прямо сейчас по всему миру, так как образовательные учреждения, предприятия и правительства ищут новые способы связи, вовлечения и поддержки буквально миллиардов изолированных учащихся.

Перспективы для роста рынка EdTech не остались незамеченным инвесторами.

Новый рекорд EdTech в мире

Инвестиции в EdTech в мире в 2020 году побили все рекорды. В условиях пандемии Covid-19 за первые три квартала уже были зафиксированы рекордные 8,3 млрд долларов венчурных инвестиций.

Китай сохраняет лидерство, и, возможно, на мгновение благодаря индийского ByJu’s занимает второе место, опережая США. Только на эти три рынка приходится 90% общих мировых инвестиций в образовательные технологии.

Венчурные инвестиции в EdTech с 2010 по 3й квартал 2020 HolonIQ

Самые крупные сделки были реализованы на Китайском рынке: Yuanfudao, который собрал серию G на 1 млрд долларов в марте, а на втором месте китайский стартап Zuoebang, получивший 750 млн долларов в серии E в июне. Индия заняла второе место по объему венчурных инвестиций в EdTech в 2020 году, хотя еще пару лет назад этого рынка там практически не существовало.

В США в сегментах среднего и высшего образования уже существуют компании-единороги, которые начинают конкурировать между собой за счет интеграции новых сервисов и технологий (AI, Big Data, персональные рекомендации), которые улучшают пользовательский опыт.

В этом году на слуху были раунд F от Coursera на 130 млн долларов в июле и серия E компании Masterclass на 100 млн долларов в мае.

В ближайшее время ожидается рост EdTech-рынка на Латиноамериканском и Азиатском рынках, там где традиционные формы образования являются недоступными для большого количества людей из-за удаленности, стоимости.

К 2030 году HolonIQ прогнозирует рост глобального рынка EdTech до 10 трлн долларов, в частности из-за роста массового спроса на решения в области образования среди растущего населения на развивающихся рынках.

Тем временем в России

На фоне гигантских инвестиций в EdTech на зарубежных рынках Россия занимает все еще незначительную часть глобальной индустрии, хотя темпы роста рынка достаточно высокие — 20–25% в год.

По оценкам Интерфакса, в конце 2020 года рынок цифровых образовательных технологий в России достигнет 55–60 млрд рублей в сегменте взрослой аудитории. Именно сегмент дополнительного образования для взрослых, обучение прикладным и digital-профессиям, изучение языка, сейчас занимает 50% рынка EdTech в России.

Еще в 2019 году можно было сказать, что российский рынок EdTech развивается быстрыми темпами. Согласно исследованию «Стартап Барометра 2019», каждый пятый отечественный стартап — это проект в сфере образования, а только за 2019 год появилось больше онлайн-школ, чем за всю историю отрасли.

Например, совокупный доход онлайн-школ, которые работают на платформе GetCourse, в 2019 году перевалил за 18 млрд рублей. Обороты выросли в 2,3 раза относительно 2018 года.

Однако, в то время как в мире большинство цифровых обучающих платформ сконцентрировано в области школьного образования, в России технологические решения развиваются в сфере образования для взрослых, как самом финансово емком направлении, поэтому на данный момент к самым привлекательным направлениям для инвестиций в российский EdTech относят школьное (27%) образование.

Подтверждение того факта, что пандемия в России повлияла на скорость роста рынка, мы видим как раз в сегменте школьного образования: посещаемость «Учи.ру» выросла до 3 млн человек в день (в шесть раз больше, чем было до введения карантина), а всего платформой стали пользоваться 8 млн школьников.

По итогам апреля «Учи.ру» заняла второе место в категории «образование» среди всех платформ мира.

На втором месте — дополнительное профессиональное образование (20%), а также языковое (20%), в которых также могут появиться конкуренты для лидеров сегмента.

Трафик платформы Skyeng увеличился в 2,5 раза на занятия для взрослых и детей, а в «Нетологии» — число регистраций на курсы.

Случился ли все-таки бум EdTech-рынка в период коронакризиса в России?

Несмотря на необходимость перевода всех образовательных процессов онлайн, многие традиционные образовательные учреждения оказались к этому не готовы: не хватало нужных цифровых навыков, технологических возможностей и мощностей, проработки методологии.

Те вузы, колледжи, учреждения дополнительного профессионального образования, которые уже имели модель смешанного обучения и опыт дистанционных занятий оказались в более выгодном положении — платформы LMS имеют, например, МФТИ и НИУ ВШЭ.

Наиболее неподготовленными оказались школы, учреждения среднего образования. Ряд трудностей пытались решить с помощью государственных площадок РЭШ и МЭШ, но их эффективность вызывала большие споры.

На помощь в онлайн-обучении пришли технологические компании «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», «Фоксфорд», «Учи.ру», которые адаптировали свои мощности и представили наиболее простые решения для обучения школьников онлайн.

Игроки российского EdTech в сфере дополнительного образования взрослых (в их числе SkyEng, Skillbox, Нетология и другие) постарались использовать самоизоляцию как возможность привлечь новых пользователей за счет бесплатных продуктов и курсов, и аудитория онлайн-курсов, несомненно, возросла.

Вслед, казалось бы, за растущим спросом рынком заинтересовались и инвесторы — в 2020 году рос­сийские стар­та­пы при­влек­ли нема­лые ин­ве­сти­ции по российским меркам.

Вен­чур­ный фонд Leta Cap­i­tal вло­жил 1 млн ли­он дол­ла­ров в стар­тап My­Buddy.Ai, еще мил­ли­он по­лу­чи­ла ин­тер­ак­тив­ная плат­фор­ма для обу­че­ния детей «Ум­на­зия», инвестиции получили российские онлайн-школы SkillFactory, Skillfolio.

Всего за 2020 год по данным базы сделок Baza.vc русскоговорящие инвесторы осуществили 24 инвестиции в EdTech-стартапы на текущий момент.

Очевидно, что 2020 год задал новые отраслевые стандарты роста его игроков. Суммарная выручка участников рейтинга РБК компаний-лидеров EdTech во втором квартале этого года составила 6,2 млрд рублей, что на 26,5% больше, чем в предыдущем квартале, и на 87% выше, нежели во втором квартале прошлого года.

По итогам рейтинга можно сделать следующие выводы:

  • Все игроки сейчас растут в среднем на 30–35% в год и 75–120% год к году.
  • Крупные компании растут быстрее средних и мелких.

Однако, ряд экспертов оценивают рост рынка в России как закономерный, и если пандемия и повлияла на его развитие, то не настолько значительно.

Влияние пандемии не стоит преувеличивать

В целом консолидированная позиция рынка в том, что этот рост — это просто рост рынка, и коронавирус не дал ему существенного буста — рынок вырос бы и без пандемии. Оглядываясь назад, можно сказать, что рынок вырос в соответствии с прогнозами.

Есть сегменты рынка, на котором лидеры на сегодняшний день имеют практически монопольное положение. Пример такого сегмента — обучение предпринимательству. Объективно на сегодня нет ни одного игрока, который может конкурировать с лидером этого сегмента «Лайк Центром».

До сих пор краеугольным камнем на рынке является «дохождение». В связи с переизбытком предложения это сейчас очень большая проблема и тот, кто сможет найти механики вовлечения в образовательный процесс с доходностью с 50–70% на больших объемах (например, с выручкой от 100 млн в квартал) — сорвет банк индустрии.

Рано или поздно преподаватели и учащиеся вернутся к более привычным условиям образовательного процесса, но образование уже не будет прежним. Пандемия ускорила прогресс: изменения, которые могли бы занять несколько лет, произошли за несколько месяцев.

Однако, уже несколько лет мы ждем изменений способов трансфера контента с помощью таких технологий как геймификация, дополненная реальность и виртуальная реальность, робототехника, искусственный интеллект.

В ближайшие годы должны появиться такие решения, которые позволят анализировать процесс обучения и прогресс усвоения новых знаний каждого студента, предлагать индивидуальную образовательную траекторию и наиболее эффективные форматы подачи материала.

Пока EdTech представляет из себя привычный нам процесс, переведенный в онлайн, масштабной трансформации не наступит.

Что в будущем?

Нельзя отрицать, что в усло­ви­ях са­мо­изо­ля­ции он­лайн-об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло до­пол­ни­тель­ный сти­мул к раз­ви­тию. Появился спрос на самые разнообразные направления, и одновременно со спросом увеличилась и конкуренция.

Новые игроки эффективно анализируют «грабли» существующих игроков, изучают их ошибки и практически в каждом сегменте рынка есть игроки, которые лоб в лоб конкурируют с лидерами, при этом растут быстрее, чем они в сравнимые моменты времени.

Кто из них сможет не только догнать или перегнать крупнейших игроков — пока открытый вопрос. Инвесторы наблюдают за такими игроками и поддерживают рост наиболее перспективных из них.

Индустрия в любом случае будет консолидироваться. Это означает, что доля крупнейших игроков (сегодняшних и будущих) будет расти.

Можно сравнить это с рынком e-commerce, который значительно старше рынка EdTech. Ozon, который объявил недавно о своих планах на IPO, имеет только 6% рынка, а крупнейшие игроки держат лишь 25%. Если на рынке EdTech будет происходить тоже самое, то это будет означать, что крупнейшие игроки в 2022–23 годах при темпах роста рынка в 40% будут иметь суммарную выручку около 50 млрд рублей, а каждый топовый игрок таргетирует выручку около 15–20 млрд по итогам, скажем, 2023–24 годов.

Однако, пандемия все-таки оказала влияние на рынок EdTech и вот несколько выводов, о которых стоит задуматься инвесторам и предпринимателям:

  • Многие люди перешагнули порог базовой цифровой грамотности, оказавшись вынужденными разбираться с инструментами работы в онлайне: облачными хранилищами, сервисами видеоконференций, LMS-платформами. По данным аналитического центра НАФИ, на начало 2020 года только 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. Теперь в разы больше людей стали потенциальными потребителями EdTech-решений, увеличив объемы потенциального рынка. Влияние этого фактора мы точно ощутим в ближайшие годы на разных рынках.
  • Выигрывает тот, кто быстро адаптируется. Компании были вынуждены наращивать темпы масштабирования. В условиях растущей нагрузки многие компании начали резко увеличивать мощности, автоматизировать свои бизнес-процессы и даже нанимать сотрудников в условиях кризиса.
  • Рано или поздно образовательная система интегрирует EdTech, и часть рутинных процессов в обучении будет автоматизирована. Однако, сейчас рынок перенасыщен предложениями дополнительного образования для взрослых, в сегменте школьного образования до сих пор нет лидера.
  • Образование, несомненно, станет современнее, и инвесторам стоит смотреть в сторону интерактивных цифровых решений и новых технологий, которые меняют не то, что мы учим, а как мы учим.

Рынок EdTech в России точно еще не на пике своего роста, и инвесторы продолжают держать руку на пульсе.

0
2 комментария
Джон Крайтон

А вы почитайте публичную оферту Skillbox и пообщайтесь с продажниками, они же гопники :з

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Sergeevich

Вот вроде все хорошо так началось, но потом раз и

"Есть сегменты рынка, на котором лидеры на сегодняшний день имеют практически монопольное положение. Пример такого сегмента — обучение предпринимательству. Объективно на сегодня нет ни одного игрока, который может конкурировать с лидером этого сегмента «Лайк Центром»."

...

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда