Microlearning (Микрообучение)
Друзья, сейчас всё набирает тема Микрообучения (Microlearning).
Практикую этот формат последние 9 лет и хочу поделиться плюсами и минусами, а также областями применимости.
Начал я его применять в B2C, когда создавал первый курс по Agile для Нетологии в 2016.
Затем в 2019 мы с коллегами в Сбере переизобрели этот формат для корпоративного обучения руководителей с 1000+ подчинённых, причём как в online, так и в offline.
По дороге набили кучу шишек и словили множество инсайтов.
Микрообучение - представляет собой обучение небольшому объёму материала за короткий промежуток времени. Как правило речь идёт о формате до 1,5 часов, но в целом тенденция стремиться к ещё более мелкому дроблению до 5-15 минут и, скорее, всего будет сокращаться.
Что это за форматы?
Если речь о формате 30-90 минут – этот как правило практические и интерактивные упражнения, где теории не более 30% и разбито на порции не более 5-15 минут.
Если говорим о формате видео роликов (5-15 минут), то это очень концентрированные смонтированные видео (вырезаны паузы, оговорки, слова паразиты и т.д.). При этом есть понимание, что в ближайшие годы длина видео будет сокращаться, а концентрация будет расти, приближаяcm к форматам Reels, Youtube Shorts и TikTok.
При этом нужно понимать, что вы можете не весь курс/тренинг укладывать в этот временной слот, а только отдельную тему программы обучения. Например, записать 10 видеороликов по 5-10 минут с мини-темой в каждом. Либо это серия интерактивных воркшопов по 1-1,5 часа, где вы разбираете одну небольшую тему за раз.
Формат хорош для следующих целей:
1. Открытое online-обучение
2. Корпоративное обучение добровольцев
Почему именно для этих? Потому в этих форматах вы учите людей, которые сами решили учиться выбранной теме и вам не нужно тратить время на то, чтобы: - побороть сопротивление - убедить в полезности обучения - пошатнуть систему убеждений
Все эти накладные расходы затрачивают очень много времени, и часто даже не могут уложиться в формат 4-8 часовых обучений. Т.е. если ваша задача обучить сотрудников работать, опираясь на новые для них ценности и принципы, то у вас может уйти первый день только на то, чтобы убедить учащихся, что новый подход рабочий. И основную часть информации они начнут усваивать только со второго дня. Почему нельзя 8 часов разбить на 1,5 часовые промежутки каждый день? Так уж у нас устроен мозг, если на него нет массированной атаки новой информации, которая занимает весь день, то остальное время дня, человек входит в стадию отрицания и убеждает себя что всё на тренинге чушь, и его опыт единственный верный. Таким образом, придя на следующий слот обучения он приходит как с чистого листа. При непрерывном обучении студент проходит все стадии принятия за раз, после чего можно доносить новую информацию. Конечно, 8-часовой формат – не гарантия, но существенно повышает шансы.
По поводу очных форматов, понятно, что сложновато собирать открытую группу на протяжении нескольких дней-недель по 1,5 часа, поэтому в B2C сегменте это практически всегда онлайн. А вот в корпоративном формате, когда сотрудники у вас хотя бы часть дней работают в офисе, организовать очный курс из серии Microlearning вполне, возможно.
Кстати, мы делали гибридный формат, когда старт многомесячного обучения мы делали в формате 2-3 дневного очного обучения, когда именно важно победить скептицизм, а дальше уже делали 1-2 часовые воркшопы онлайн.
И так плюсы микролернинга:
Для обучающихся:
- Можно спокойно между занятиями поэкспериментировать с новыми знаниями и подходами
- проще выкроить время на обучение в плотном графике
Для тренеров:
- есть время адаптировать программу по обратной связи от группы
- можно задать больше домашнего задания с большей вероятностью выполнения
Минусы:
Для обучающихся:
- Забывается часть материала при больших перерывах
Для тренеров:
- Студенты могут посещать не все занятия, что усложнит освоение последующих тем
- Не получится уложить в такой формат тему, которая должна поменять мышление людей.
И так когда хорошо срабатывает Микрообучение?
- Открытое обучение – обычно туда приходят люди сами, редко когда кого-то насильно отправляют компании
- Обучение добровольцев внутри компании – тоже осознанный выбор, нет смысл сопротивляться
- Обучение топ-менеджеров – обычно они не тратят время на возражение, а впитывают всё полезное что возможно, хотя и не всегда
- В купе со стартовой очно 16-часовой сессией
Когда не стоит применять:
- Обучающиеся пришли не по своей воле – вы просто получите выключенные камеры и почти нулевую вовлеченность в процесс
- Обучающимся нужно отрабатывать навыки именно личного общения (таких немного, но бывают)