Microlearning (Микрообучение)

Microlearning (Микрообучение)

Друзья, сейчас всё набирает тема Микрообучения (Microlearning).
Практикую этот формат последние 9 лет и хочу поделиться плюсами и минусами, а также областями применимости.

Начал я его применять в B2C, когда создавал первый курс по Agile для Нетологии в 2016.

Затем в 2019 мы с коллегами в Сбере переизобрели этот формат для корпоративного обучения руководителей с 1000+ подчинённых, причём как в online, так и в offline.

По дороге набили кучу шишек и словили множество инсайтов.

Микрообучение - представляет собой обучение небольшому объёму материала за короткий промежуток времени. Как правило речь идёт о формате до 1,5 часов, но в целом тенденция стремиться к ещё более мелкому дроблению до 5-15 минут и, скорее, всего будет сокращаться.

Что это за форматы?

Если речь о формате 30-90 минут – этот как правило практические и интерактивные упражнения, где теории не более 30% и разбито на порции не более 5-15 минут.

Если говорим о формате видео роликов (5-15 минут), то это очень концентрированные смонтированные видео (вырезаны паузы, оговорки, слова паразиты и т.д.). При этом есть понимание, что в ближайшие годы длина видео будет сокращаться, а концентрация будет расти, приближаяcm к форматам Reels, Youtube Shorts и TikTok.

При этом нужно понимать, что вы можете не весь курс/тренинг укладывать в этот временной слот, а только отдельную тему программы обучения. Например, записать 10 видеороликов по 5-10 минут с мини-темой в каждом. Либо это серия интерактивных воркшопов по 1-1,5 часа, где вы разбираете одну небольшую тему за раз.

Microlearning (Микрообучение)

Формат хорош для следующих целей:

1. Открытое online-обучение

2. Корпоративное обучение добровольцев

Почему именно для этих? Потому в этих форматах вы учите людей, которые сами решили учиться выбранной теме и вам не нужно тратить время на то, чтобы: - побороть сопротивление - убедить в полезности обучения - пошатнуть систему убеждений

Все эти накладные расходы затрачивают очень много времени, и часто даже не могут уложиться в формат 4-8 часовых обучений. Т.е. если ваша задача обучить сотрудников работать, опираясь на новые для них ценности и принципы, то у вас может уйти первый день только на то, чтобы убедить учащихся, что новый подход рабочий. И основную часть информации они начнут усваивать только со второго дня. Почему нельзя 8 часов разбить на 1,5 часовые промежутки каждый день? Так уж у нас устроен мозг, если на него нет массированной атаки новой информации, которая занимает весь день, то остальное время дня, человек входит в стадию отрицания и убеждает себя что всё на тренинге чушь, и его опыт единственный верный. Таким образом, придя на следующий слот обучения он приходит как с чистого листа. При непрерывном обучении студент проходит все стадии принятия за раз, после чего можно доносить новую информацию. Конечно, 8-часовой формат – не гарантия, но существенно повышает шансы.

По поводу очных форматов, понятно, что сложновато собирать открытую группу на протяжении нескольких дней-недель по 1,5 часа, поэтому в B2C сегменте это практически всегда онлайн. А вот в корпоративном формате, когда сотрудники у вас хотя бы часть дней работают в офисе, организовать очный курс из серии Microlearning вполне, возможно.

Кстати, мы делали гибридный формат, когда старт многомесячного обучения мы делали в формате 2-3 дневного очного обучения, когда именно важно победить скептицизм, а дальше уже делали 1-2 часовые воркшопы онлайн.

И так плюсы микролернинга:

Microlearning (Микрообучение)

Для обучающихся:

- Можно спокойно между занятиями поэкспериментировать с новыми знаниями и подходами

- проще выкроить время на обучение в плотном графике

Для тренеров:

- есть время адаптировать программу по обратной связи от группы

- можно задать больше домашнего задания с большей вероятностью выполнения

Минусы:

Microlearning (Микрообучение)

Для обучающихся:

- Забывается часть материала при больших перерывах

Для тренеров:

- Студенты могут посещать не все занятия, что усложнит освоение последующих тем

- Не получится уложить в такой формат тему, которая должна поменять мышление людей.

И так когда хорошо срабатывает Микрообучение?

- Открытое обучение – обычно туда приходят люди сами, редко когда кого-то насильно отправляют компании

- Обучение добровольцев внутри компании – тоже осознанный выбор, нет смысл сопротивляться

- Обучение топ-менеджеров – обычно они не тратят время на возражение, а впитывают всё полезное что возможно, хотя и не всегда

- В купе со стартовой очно 16-часовой сессией

Когда не стоит применять:

Microlearning (Микрообучение)

- Обучающиеся пришли не по своей воле – вы просто получите выключенные камеры и почти нулевую вовлеченность в процесс

- Обучающимся нужно отрабатывать навыки именно личного общения (таких немного, но бывают)

Начать дискуссию