Драйвер развития территории, конкурентное преимущество девелопера или пространство для созидания смыслов – что такое школа будущего?
11 марта в рамках Российской строительной недели состоялась панельная дискуссия «Образование будущего - инновации, практика, перспективы», инициированная архитектурным бюро ИМАГО. Как отметил организатор и модератор мероприятия Сергей Остроух, разноплановый состав спикеров и синтез форматов выступлений через столкновение идей на стыке дисциплин помог сформировать свежий взгляд на архитектуру образовательного проекта. Рассказываем о ключевых тезисах дискуссии и о знаковых учебных заведениях, построенных в России за последние годы.
В поисках смыслов
«В такую эпоху, как наша, то есть в век экзистенциального вакуума, первоочередной задачей образования должна быть не передача традиций и знаний, а укрепление той способности, которая позволяет человеку находить уникальные смыслы. Сегодня образование не может привычно следовать по традиционным рельсам, оно должно пробуждать способность к независимым и аутентичным решениям», – этой цитатой Эриха Фромма задал тон первой части дискуссии Станислав Окрух, основатель "SmartHeart Creative agency".
В своем выступлении он кратко обрисовал контекст девелоперского рынка, главная особенность которого – сильная конкуренция среди ЖК. Причем это конкуренция не только за уникальные фичи, но и за смыслы. Каким же образом смыслообразование в девелоперском проекте может быть связано со школьной архитектурой?
По данным исследования сервиса Яндекс Недвижимость, большинство россиян – 66,8% – ради хорошей школы готовы потратить больше денег на покупку жилья. А 28% родителей ради качественного образования своих детей даже готовы переехать из собственной квартиры в арендованное жилье. Поэтому образовательный объект имеет большой потенциал для формирования бренд-идентичности, которая увеличит популярность девелоперского проекта.
Этот потенциал не ограничивается только жилым комплексом, современная школа способна создавать новые смыслы и на более масштабной территории. Об этом в своем выступлении рассказал Марк Сартан, директор АНОО «Школа 800».
Школа как драйвер территории
Марк Сартан выделил девять параметров, по которым образовательный объект может развивать городскую территорию:
1) Повышение уровня архитектурного качества.
2) Создание агломерационного эффекта. К примеру, строительство в Иркутске образовательного комплекса «Умная школа», расположенного на границе трех муниципальных образований, повлекло за собой развитие инженерной инфраструктуры и появление новых социальных объектов, в том числе межрайонного медицинского центра.
3) Создание территориального бренда – в этом контексте показателен кейс иркутской школы № 69, построенной на одном из самых дальних концов города, ставшей визитной карточкой района и инициировавшей его дальнейшую застройку.
4) Школа как отправная точка для развития района – при редевелопменте одного из морских портов Копенгагена вначале намерено была построена Copenhagen International School (CIS). Благодаря уникальному архитектурному решению, отражающему айдентику места, и планировке внутренних пространств, школа стала популярной, даже находясь вдали от жилой застройки, после чего квартиры в районе стали более востребованными.
5) Повышение капитализации застройки.
6) Повышение безопасности района – открытие Evelyn Grace Academy, построенной Zaha Hadid Architects в одном из самых этнически пестрых и криминогенных районов Лондона, во многом поспособствовало оздоровлению местного сообщества.
7) Улучшение качества социальной среды – в Финляндии одной из задач школы является объединение местных сообществ, поэтому архитекторы образовательных объектов часто используют открытую планировку дворов и отсутствие заборов, ворот и видимых границ.
8) Обеспечение условий для развития бизнеса – особенно это актуально для регионов, где качественная современная школа способствует снижению оттока населения и является важным инфраструктурным объектом для привлечения специалистов из других городов.
9) Повышение лояльности населения – качественный образовательный объект позволяет объединить все ключевые составляющие гармоничного воспитания и семейного развития на одной территории.
Какой же должна быть школа, чтобы стать драйвером подобных процессов?
От школы знаний к школе созидания
Кандидат психологических наук, директор центра Точка ПСИ Марина Битянова выделяет три этапа эволюции школ:
· Школа знаний – где учат знать ответы на важные вопросы.
· Школа компетенций – где учат искать и находить ответы на вопросы.
· Школа созидания – где учат ставить новые вопросы и отвечать на них новыми решениями.
Изменения в школьной архитектуре она объясняет тем, что каждый из этих этапов «запрашивает свои пространства». Планировочное решения при переходе от «Школы знаний», к которой до сих пор относятся многие типовые проекты, трансформируются таким образом:
· Учебные классы из специализированных становятся универсальными, а от регулярной стабильной рассадки отказываются в пользу более свободной.
· Общественные пространства становятся многофункциональными, что создает благоприятные условия для общения и проведения самых разных мероприятий. В свою очередь коридоры становятся рекреациями.
· Школьные мастерские и лаборатории также трансформируются из отдельных специализированных помещений с универсальные кластеры (IT-, Арт-, Дизайн- и др.)
Все это позволяет реализовывать сценарный подход использования образовательных площадок, делая их максимально эффективными.
Образовательные сценарии, меняющие образовательные пространства
«Мы часто, когда обсуждаем новые проекты и новые школы используем такие слова, как стратегия, концепция, техзадание, дизайн, проект, но, мне кажется, не хватает здесь одного слова, и как раз это слово и ассоциируется с образовательной командой, которая должна включаться на начальном этапе Это слово “сценарии”», – считает Нияз Гафиятуллин, директор АНОО «Международная школа Казани».
По его словам, чтобы получить пространство, необходимое для реального образовательного процесса, необходимо уже на ранних этапах проектирования привлекать директора учебного заведения и образовательную команду. В случае с «Международной школой Казани» это дало возможность создать условия для реализации сразу 20 сценариев обучения, что позволяет учителям творчески подходить к своей работе. В том числе, объяснять учебный материал с помощью различных постановок на сцене. Например, на уроке физики класс делится на три группы, каждая из которых показывает определенное состояние вещества: твердое – ребята объединяются в кристалл, газообразное – группа исполняет хаотичные движения, жидкое – группа исполняют хаотичные движения, но при этом ребята находятся рядом друг с другом.
Пазл образовательных проектов
Значительная часть дискуссии «Образование будущего – инновации, практика, перспективы» была посвящена презентации успешных кейсов современной образовательной архитектуры, многие из которых спроектированы нашим бюро.
Директор ОАНО «Школа и детский сад ‟МИР”» Лада Силина рассказала об образовательном комплексе, расположенном в городе Доброграде и включающем школу на 275 мест и детский сад, рассчитанный на 100 воспитанников.
Сам Доброград построен в соответствии с концепцией «медленного города на лоне природы», где человек может комфортно работать удаленно и посвящать время своей семье. Поэтому, проектируя этот образовательный комплекс, мы особое внимание уделили его интеграции в окружающий природный ландшафт. Все здания комплекса находятся внутри рекреационной зоны – между парком и лесным массивом. Зеленые зоны соединены бульваром, и на территории предусмотрен сад-лекторий и оранжерея, где дети могут вживую изучать растения и выращивать цветы.
При создании фасадов были использованы материалы, которые соответствуют дизайн-коду Доброграда: керамогранит цветов графита, дымчатого и белого кварца, дополняющие палитру натуральных цветов комплекса. Внутренняя планировка выполнена в соответствии с концепцией педагогики образовательных событий.
«Современная школа – это не только классы для проведения учебных занятий, тем более что в классных комнатах ученики проводят лишь 40% времени. Это еще и многофункциональные пространства образовательных событий. Еще на этапе проектирования мы рассматривали школу, как место получения не только знаний, но и жизненного опыта, через личностное развитие, социализацию и личное общение. В результате сначала ученики вышли за пределы классных комнат в общественные пространства и дворы, а затем школа начала создавать город, когда образовательные события вышли в городское пространство», – отметила Лада Силина.
В свою очередь Юлия Чернец, руководитель строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101», сравнила современную школу с тренажером взросления. В качестве иллюстраций этого тезиса она привела несколько объектов, в том числе образовательный центр «Формула» в московском ЖК «Белые ночи» и образовательный центр «Холст» в Новой Москве.
В первом случае нами были применены прорывные планировочные решения, в частности амфитеатр-трансформер, который может легко превратиться в лекторий, выставочную зону, кинотеатр, танцевальный или концертный зал, а также трансформируемая столовая. Во втором, помимо прочего, ученики получили в свое распоряжение все пространство школы, чтобы свободно демонстрировать свои творения. На стенах смонтированы рамы для картин или постеров, скульптуру или модель можно поставить в специальные ниши в коридорах и рекреациях, а для размещения объемных инсталляций можно использовать даже потолок. Таким образом реализовалась концепция «присвоения» детьми своего образовательного пространства.
Также на панельной дискуссии с докладами выступили Наталия Чистякова, начальник отдела концепций коммерческой недвижимости и социальных объектов ГК «ФСК», рассказавшая о распространенных ошибках при проектировании образовательных объектов, Алла Лалакина (АО ПИ Гипрокоммундортранс), представившая самую большую школу России – образовательный центр «Содружество», Ольга Одинцова (ГК “PIONEER”) рассказала о жизни школы в мегаполисе «Life Варшавское», Наталья Суворова («Брусника») представила Новосибирскую школу на 815 мест.