Почему кто-то хватает на лету, а кто-то буксует на старте: 4 стиля обучения
Вспомните свое последнее обучение. Хотелось перемотать урок? Или увидеть больше реальных кейсов? Или, может, обменяться мнениями с другими участниками? Все это — маркеры вашего стиля обучения. Подробнее рассказываю в статье.
Что такое стиль обучения — для чего он нужен
Это метод усвоения новой информации, который зависит от индивидуальных особенностей восприятия: один человек сначала изучает теорию и опыт других, прежде чем приступить к практике, в то время как другой — сразу погружается в процессы.
В 1970-х американский психолог Дэвид Колб разработал модель обучения взрослых, которая получила название «Цикл Колба». Она состоит из четырех этапов: вы получаете реальный опыт, анализируете его, затем узнаете, как сделать лучше, делаете повторно и получаете новый опыт. Этот цикл у всех проходит по-разному, и как раз от этого зависит ваш подход к обучению.
Вы ныряете в задачи, не дочитав инструкцию до конца
Если узнали себя в заголовке, вы — активист. Вы сразу включаетесь в процесс, пропуская теорию и вводные. Лекции, методички, инструкции? Ну уж нет. Лучше сразу попробовать, разобраться на примерах и научиться на собственных ошибках.
Такой подход помогает быстро нащупать актуальные решения и понять, что действительно работает. Активист учится через опыт — и именно это делает его стиль обучения таким насыщенным и продуктивным.
В то же время, если вы активист, вас может раздражать слишком много теории или долгие объяснения. И это нормально — просто вам нужно другое пространство для роста: действие, эксперименты, живые форматы.
Как сделать обучение комфортным, если вы активист:
- Подключайтесь к прямым эфирами и живым обсуждениям — вам важно быть в процессе, а не в позиции пассивного наблюдателя.
- Начинайте делать задания сразу — даже если не уверены. Ошибки — это ваши лучшие помощники.
- Делитесь тем, что у вас получилось (или не получилось) — ваш опыт может вдохновить других и будет заряжать вас.
Вам нужно не сидеть и вникать, а делать — именно в этом и заключается ваша суперсила.
Вам надо осмыслить опыт других, прежде чем начать
Значит, вы — мыслитель. Прежде чем приступить к делу, вы сначала собираете информацию, анализируете ее, раскладываете по полочкам и только потом — «в бой». Для вас имеет значение не просто сделать задание, а понять, почему оно работает именно так, какие бывают подходы и в чем их отличие.
Вы не из тех, кто спешит — вам важно выстроить в голове четкую систему, а это требует внимания к деталям. Поэтому вы тратите на задания больше времени, но и результат получается глубже, основательнее и продуманнее.
Если вы — мыслитель, вот что поможет учиться эффективнее:
- Общайтесь с активистами: наблюдайте, как они действуют, и анализируйте их подходы — это даст вам полезные инсайты.
- Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то не складывается в общую картину. Без понимания деталей у вас не получится продвинуться на следующий уровень.
- Смотрите разборы заданий, изучайте чужие кейсы, читайте обсуждения. Для вас это не «дополнительная», а ключевая часть процесса.
Ваш стиль — про осознанность и глубину. И, если вы даете себе время на разбор и систематизацию, обучение начинает работать на вас.
Вам нужно, чтобы процесс был логичен и разложен по полочкам
Скорее всего, вы — теоретик. Вы предпочитаете, чтобы обучение было построено как система: с понятной логикой, структурой, схемами и последовательным объяснение.
Вы не бросаетесь в задания с ходу — нужно сначала разобраться, как это работает и как все взаимосвязано. Теория для вас не «просто фон» — это основа. И да, вас может увести в изучение материалов с головой, потому что разбираться в самой сути по-настоящему интересно.
Иногда практические задания могут вызывать у теоретиков внутренний ступор — особенно если в них много неопределенности. Это не значит, что вы отстаете — просто вашему мозгу нужно больше подготовки.
Что поможет теоретику учиться с удовольствием и пользой:
- Изучайте и углубляйтесь в приложения к урокам: схемы, таблицы, доп. материалы. Ваша цель — максимально систематизировать знания, так вам будет легче двигаться.
- Не заставляйте себя участвовать в нетворкинге и обсуждениях, если не видите в этом смысла или чувствуете дискомфорт.
- Обращайте внимание на детали, задавайте уточняющие вопросы, и делитесь наблюдениями с мыслителями — вместе вы можете прийти к более глубокому пониманию материала.
Ваш стиль — про аналитику, структуру и понимание: вы не просто запоминаете, а выстраиваете систему.
Вы учитесь через действия, но только если понимаете их цель
Если вы прагматик, то скорее будете проверять идею на практике. Прагматик много экспериментирует и предпочитает действовать, а не просто обсуждать теории. Узнав что-то новое и интересное, он сразу стремится применить это в реальной жизни.
Если вы узнали в себе прагматика, вот несколько советов для эффективного обучения:
- Сосредоточьтесь только на уроках и заданиях к ним, если вам кажется, что материала слишком много;
- Старайтесь выполнять домашние задания сразу после занятия, двигаясь небольшими шагами;
- Участвуйте в прямых эфирах, обсуждайте их в группе, если возникают вопросы. Чтобы усвоить информацию, для вас принципиально понимать, как и где ее применять.
Чтобы сделать процесс эффективным для всех, мы с коллегами из EdAgency рекомендуем строить обучение следующим образом: дать «активистам» возможность пройти курс в ускоренном режиме, «мыслителям» — посмотреть разборы кейсов, «теоретикам» — изучить дополнительные материалы, а «прагматикам» — отработать навыки на коротких уроках с практическими заданиями.
Вы активист, мыслитель, теоретик или прагматик? Возможно, вы узнали в себе сочетание нескольких стилей?