Как проектировать тесты, которые реально помогают учиться
При проектировании онлайн-курсов часто проверяют уровень знаний студентов тестами. Зачастую для методистов и преподавателей — это необходимость, а для студентов скучная неизбежность, а иногда и стресс. Но как сделать тесты, которые не только проверяли бы знания, но и вовлекали студентов в обучение, помогали им лучше понять и запомнить тему? Собрал для проектирующих онлайн-обучение рекомендации из исследований и личного опыта в короткий чек-лист.
1. ДЕЛАЙТЕ ТЕСТЫ РЕГУЛЯРНЫМИ И С НЕВЫСОКОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ.
Частые короткие тесты, которые не сильно влияют на итоговую оценку, дают больше пользы, чем редкий «большой экзамен». Они снижают тревожность и встраиваются в привычку учиться шаг за шагом.
💡 Пример: В курсе по психологии через каждые 2—3 видео — мини-квиз на 3 вопроса. Ошибся — ничего страшного, зато сам понял, что не уложилось в голове.
2. ЗАСТАВЛЯЙТЕ ВСПОМНИТЬ, А НЕ ПРОСТО ВЫБРАТЬ.
Тесты должны просить не узнавать правильный ответ среди прочих, а вспоминать его из головы. Это и есть настоящая тренировка памяти.
💡 Пример: Вместо «выберите верный термин» — «как называется приём, при котором клиент проецирует на терапевта фигуры из прошлого?»
3. ДАВАЙТЕ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ СРАЗУ.
Сразу после ответа показывайте, что было правильно, а что — нет. Без долгих ожиданий и загадочной тишины.
💡 Пример: После каждого вопроса — короткое объяснение: «Правильно, потому что…» или «Нет, вот почему…».
4. ДЕЛАЙТЕ ЗАДАНИЯ, НАД КОТОРЫМИ НУЖНО ЧУТЬ ПОДУМАТЬ.
Когда вопрос не решается на автомате — это хорошо. Лёгкое «напряжение» помогает запоминать. Главное — не переборщить.
💡 Пример: Вместо простого «Что такое активное слушание?» — дайте ситуацию и спросите, какой из трёх ответов — пример активного слушания в диалоге.
5. ТЕСТИРУЙТЕ НЕБОЛЬШИМИ ПОРЦИЯМИ.
Когда много сразу — мозг сбоит. Когда понемногу — усваивает.
💡 Пример: После каждой темы — 5—7 вопросов, а не «весь блок на 50 вопросов в конце модуля».
6. ПОМОГАЙТЕ УЧАСТНИКАМ ЗАМЕЧАТЬ, ЧТО ОНИ НЕ ЗНАЮТ.
Хороший тест не только показывает, что ты выучил, но и даёт почувствовать, чего ещё не понял. Это как зеркало, в котором видно, где причесаться.
💡 Пример: После прохождения теста — выделите вопросы, в которых были ошибки, и дайте ссылки на материалы или пояснения, чтобы изучить их снова.
7. МЕНЯЙТЕ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ.
Разные типы вопросов заставляют мозг работать по-разному. А ещё это не даёт заскучать.
💡 Пример: Чередуйте: тест с выбором, вписывание слова, установление соответствий, «что не так в этом кейсе?».
8. ВСТРАИВАЙТЕ ТЕСТЫ В СЮЖЕТ ОБУЧЕНИЯ, А НЕ ЛЕПИТЕ СБОКУ.
Тест должен быть не «в нагрузку», а частью логики курса. С ним должно быть интереснее, а не для галочки.
💡 Пример: Сделайте тест как часть диалога с виртуальным клиентом, который «задаёт» вопросы по теме, а участник выбирает, как лучше ответить.
9. УБИРАЙТЕ СТРАХ ПЕРЕД ОШИБКАМИ.
Не надо превращать тест в суд. Ошибаться нормально. Главное — учиться на этом.
💡 Пример: Перед тестом фраза: «Ошибки — это способ понять, что выучили лучше, что нужно подтянуть. Это не оценка, а подсказка».
📌 Главное, чтобы тест не был кнопкой «проверить» в конце урока. Это больше разговор с учащимся, в котором вы вместе выясняете: понял он или не очень, надо ли вернуться или можно идти дальше. Давайте делать тесты, которые не пугают, а помогают. Чтобы после них студент мог сказать: «О! Теперь я действительно это понял».
Если статья была полезна — ставьте лайк и заходите на телеграм канал «Образовательный эксперимент» (t.me/educational_experiment). В нём периодически делюсь краткими выводами из исследований и личным опытом о проектировании эффективного и интересного онлайн-обучения.