Куда деваются дети, у которых в школе всегда были «пятёрки»?
В каждом классе были такие. Аккуратная тетрадь, чистый почерк, ответы по учебнику, учителя — в восторге. Контрольные — на максимум. Олимпиады — не в напряг. Прошло десять лет. Где они?
Отличники — как академический спецназ. Быстро запоминают, чётко отвечают, идеально сдают. Но вот парадокс: именно они чаще других теряются после школы.
Потому что школа учит сдавать, но почти не учит: — критически мыслить, — задавать вопросы, — выбирать путь, — ошибаться и не бояться, — работать в команде, — и, самое главное — слышать себя.
Отличники в университете часто оказываются в тупике. Я это наблюдала не раз. Они — как хорошо собранный механизм: блестяще работают, пока им ставят задачи. Но как только задачи перестают быть внешними — система зависает.
Наоборот, те, кто в школе учился средне, часто выигрывают: у них была свобода пробовать. Они научились лавировать, искать, договариваться, проявлять инициативу. Школа не мешала им быть собой.
Сегодня просто “хорошим учеником” быть недостаточно. Мир быстро меняется. Нужно уметь адаптироваться. Слышать себя. Думать. Уметь видеть глубже. А это не про оценки. Это про внутреннюю опору.
Поэтому мне особенно интересен опыт таких проектов, как Умакласс. Это онлайн-школа для детей с 1 по 11 класс. С одной стороны — школьные и исламские дисциплины в общем расписании. А с другой — подход, который ставит акцент на понимание, осознанность, развитие мышления. Это не «зубрёжка ради галочки». Это попытка сформировать мышление, при этом оставаясь в рамках исламских ценностей.
Для детей — это часто первый опыт духовного диалога, который не давит, а раскрывает. Оценки важны. Но жизнь не ставит баллы. Она проверяет на другое: на устойчивость, ясность, глубину. И если ребёнок к этому готов — значит, он действительно успешен.