Боль, фейлы и рост EdTech: как Skyeng и livedigital строят инфраструктуру для устойчивого онлайн-обучения

Боль, фейлы и рост EdTech: как Skyeng и livedigital строят инфраструктуру для устойчивого онлайн-обучения

В мире EdTech и IT конференции, выставки и форумы играют важную роль: помогают увидеть тренды, наладить бизнес-связи, обменяться стратегиями. Это площадки для масштабного диалога, вдохновения и нетворкинга.

Но есть другой, не менее ценный формат — когда за одним столом встречаются разработчики. Без сцены и камер, чтобы обсудить архитектуру, поделиться болями, найти неожиданные решения. Именно такой митап прошел 15 мая: livedigital и Skyeng собрали свои команды, чтобы обменяться инженерным опытом и взглянуть друг на друга как на коллег, строящих технологический фундамент EdTech-индустрии.

«Митапы в IT-сфере — это сродни конференциям в научной среде, где постоянно происходят открытия, о которых стоит рассказывать, чтобы сама наука развивалась. На базе одного открытия может родиться с десяток других, это как цепная реакция. Поэтому потребность в обмене опытом имеется и в IT, где мы последние десятилетия наблюдаем стремительное развитие технологий. Это естественный процесс, естественная потребность в любой научно-технической области, как бы громко это ни прозвучало».

СТО Роман Кузаков

С чего всё началось

Поводом для встречи стало неожиданное, но продуктивное пересечение команд livedigital и Skyeng на одной из отраслевых конференций. Разговор быстро вышел за рамки панелей: затронули метрики видеосвязи, использование ИИ, инфраструктурные решения и вызовы масштабирования. Тогда и возникла идея — продолжить диалог уже в инженерной плоскости, в более спокойной и прикладной обстановке, без таймингов и слайдов.

Skyeng подхватили идею и взяли на себя организацию — быстро, качественно и по-человечески. Такое высокое качество формата получилось в короткие сроки, что особенно ценно.

Мы в livedigital предложили провести встречу на собственной платформе видеосвязи — и тем самым на практике показать, что продукт готов не только к нагрузке, но и к живому обсуждению его возможностей. Через пару недель митап состоялся.

От архитектуры до урока — как выглядит реальный EdTech-бэкэнд

1. «Фейлы в видеосвязи — это не просто баг»: как масштабируется платформа видеосвязи (livedigital)

На митапе мы поделились историей технической эволюции livedigital: от простого MVP на одном медиасервере до распределенной отказоустойчивой платформы. За этим стояла не погоня за «фичами ради фичей», а постоянная адаптация под реальные вызовы образовательных продуктов.

Сегодня в основе нашей системы — собственный WebRTC-стек, облачная запись, транскрибация, SDK для быстрой интеграции, мобильные клиенты и умная балансировка нагрузки. Эти компоненты формировались по мере роста требований — от первых школ и репетиторов до крупных EdTech-компаний с тысячами одновременных подключений.

Но самое важное — не стек технологий, а подход к их выбору и сборке. Архитектура платформы создавалась с прицелом не на технологическую изящность, а на устойчивость конкретного учебного процесса.

«Фейлы в видеосвязи — это не просто баг. Это сломанный урок. Мы не можем себе этого позволить. Поэтому вся архитектура строилась не с точки зрения удобства для нас, а для надёжности для преподавателей и учеников».

Боль, фейлы и рост EdTech: как Skyeng и livedigital строят инфраструктуру для устойчивого онлайн-обучения

2. «Мы не измеряем просто технические параметры. Мы измеряем образовательный эффект, и защищаем его от технических сбоев»

Skyeng — один из лидеров онлайн-образования в России, с многолетним опытом построения устойчивых цифровых решений.

Илья Левин, главный специалист по видеосвязи в команде Winbox в своём выступлении “Определение оптимальных серверов и переезд на них пользователей на лету” поделился уникальным опытом, как Skyeng переводит пользователей на новые сервера без остановки работы, чтобы не заруинить в сложных кейсах с видеосвязью ни один урок.

Затем выступили Ильгам Габдуллин, техлид команды Vimbox, и Андрей Оленчук, проект-менеджера и аналитик команды Vimbox, с презентацией “Оценка качества видео для разных форматов”.

Они показали, как инженерная экспертиза может трансформироваться в управленческий инструмент и влиять на качество образовательного процесса в масштабах всей платформы.

Один из примеров — метрика MOS (Mean Opinion Score), которую в Skyeng давно используют не просто как технический индикатор связи, а как полноценный инструмент контроля и принятия решений. Благодаря ей можно в реальном времени отслеживать качество уроков и быстро реагировать, если что-то идёт не так.

Команда также поделилась кейсами «бесшовной» миграции пользователей между серверами. Без сбоев, задержек и потерь — даже в середине занятия. Такой опыт часто остается незаметным для ученика, но именно он создает ощущение стабильности и доверия к платформе. И наоборот: один сбой может свести на нет усилия преподавателя и демотивировать ученика.

Особое внимание вызвал подход Skyeng к аналитике. Вместо оценки связи как самостоятельной метрики, команда выстраивает систему, где важен результат: состоялся ли урок и насколько он был эффективным. Учитываются десятки факторов — от устройства и канала связи до времени суток и формата занятия. Такой контекстный мониторинг позволяет принимать не только технические, но и продуктовые решения — в интересах как преподавателей, так и учеников.

Связь, метрики и ошибки: как на самом деле работает EdTech

Когда команды Skyeng и livedigital начали обсуждение, быстро стало понятно: взгляды на ключевые процессы во многом совпадают. Разговор получился открытым и предметным — без лишнего фасада.

Ключевые выводы, к которым мы пришли вместе.

  • Настоящее качество связи — это не про звук и картинку. Это про доверие, ритм и ощущение вовлеченности. Один сбой — и ученик теряет нить, преподаватель — темп, а у компании уходит в минус не просто метрика, а пользовательский опыт. Поэтому в зрелых продуктах уже не говорят про аптайм — они борются за каждую секунду живого контакта.
  • Метрики больше не для дашборда. Если раньше MOS и аптайм попадали в отчеты для инвесторов, то теперь они стали инструментом оперативного управления: помогают понять, когда именно техника мешает обучению, и как быстро это устранить. Не «держим», а «живём в моменте».
  • Технологии должны понимать контекст. Просто балансировать трафик — недостаточно. Нужно учитывать, что это не просто видеозвонок, а важный урок, групповая дискуссия или первое знакомство с куратором. Архитектура платформ должна быть чувствительной к формату, а не просто стабильной.
  • Ошибка — не позор, а сигнал к росту. В среде, где люди делятся не только успехами, но и провалами, быстрее появляются практики, которые действительно работают. Искренние истории о том, где «не взлетело», полезнее любой витринной презентации. Именно так можно экономить ресурсы всей отрасли — и время, и деньги, и нервы.

«Для разработчиков что внутренние митапы (в рамках одной или нескольких компаний), что внешние — это, в первую очередь, взаимный обмен опытом. Мы, как разработчики, часто используем общий стек технологий, и проблемы у нас очень похожие. Но решение этих проблем может быть абсолютно разным с точки зрения своей сложности и эффективности. На таких митапах мы узнаем про разные подходы к решению своих задач и всегда можем выбрать лучшее. Даже если мы ещё не столкнулись с подобными проблемами, то насмотренность позволяет нам в будущем эффективно решать задачи, когда мы с ними все-таки столкнемся.


Еще одним плюсом митапов для разработчиков является возможность показать другим свои достижения и услышать слова одобрения и поддержки, т.к. обычно самая сложная работа в разработке незаметна для окружающих. Все всегда ожидают, что разработка должна обеспечивать стабильность и скорость работы сервисов на высшем уровне, что, зачастую, бывает довольно сложной задачей. Когда все работает и работает быстро — это воспринимается чем-то нормальным, ожидаемым. И редко кто-то задумается, каких усилий это стоило. Поэтому очень важно периодически делиться накопленным опытом и достижениями с теми, кто по достоинству это оценит. Это поддерживает наш нематериальный уровень мотивации, как технических специалистов.


И, в конце концов, всегда приятно иметь знакомства в своей сфере, ведь никогда не знаешь, где и как они могут пригодиться».

CTO Роман Кузаков

Что дальше?

Эта встреча вышла за рамки обычного обмена мнениями. Формат доказал свою эффективность: участники единодушно отметили, что такие открытые и содержательные обсуждения необходимы EdTech-рынку на постоянной основе.

«На российском рынке немного команд, разрабатывающих свои образовательные платформы, где стабильность аудио- и видеосвязи играет ключевую роль в обеспечении качества уроков. Без надежной связи даже лучший контент теряет ценность.


Такие тёплые митапы укрепляют профессиональное сообщество, помогают калибровать решения, вдохновляют на инновации и способствуют росту индустрии. Команды livedigital и Skyeng — лидеры в создании стабильных и эффективных продуктов. Обмен опытом по узкоспециализированным вопросам, таким как управление пиковыми нагрузками, работа с метрикой MOS, поддержка масштабных видеоконференций, оказался чрезвычайно полезным.


По итогам встречи мы создали закрытый чат для обмена опытом и поддержки в кризисных ситуациях. Выражаем благодарность команде livedigital за предоставленную возможность, высокий уровень подготовки и содержательные доклады. Мы с нетерпением ждем новых встреч в таком формате и будем рады их инициативно организовать!»

Альбина Сафонова, Product Lead Skyeng

«Для компаний подобного рода митапы — это возможность ближе познакомиться и в дальнейшем использовать эти знакомства для возможных коллабораций и партнёрств. Также компании получают возможность эффективнее решать собственные проблемы за счёт переиспользования опыта коллег из других компаний. Ещё это уверенность в том, что собственные отделы разработки остаются компетентными, используют лучшие практики и создают конкурентоспособные продукты».

Роман Кузаков

Сошлись в главном:

«Мы работаем над разными платформами, но решаем одни и те же задачи — чтобы образование было доступным, стабильным и комфортным»

Почему это важно не только для участников?

Потому что за кулисами каждого EdTech-продукта — десятки людей, которые ежедневно делают «чтобы всё работало». Если таких разговоров не будет — каждый станет изобретать велосипед. Снова и снова.

А когда команды делятся — выигрывает весь рынок.И, что главное, выигрывает учащийся, у которого не сорвется урок.

А вы уже пробовали проводить совместные митапы с другими компаниями?

👥 Это были клиенты, партнёры, ваши команды или вообще внешняя аудитория? Объединялись ради обмена опытом, продвижения, рекрутинга, или, может, для прогрева перед продажами?

Поделитесь опытом в комментариях — для кого проводили, что сработало, а что нет?

2
2
8 комментариев