Использование ChatGPT может привести к ухудшению когнитивных способностей
К такому выводу пришли ученые MIT, изучив влияние использования языковых моделей (например, ChatGPT) на когнитивные способности при написании эссе. Исследование предупреждает о когнитивных издержках чрезмерного полагания на ИИ-ассистенты. Расскажу, на основе чего сделаны такие серьезные заявления и что предлагают авторы.
Методика
Исследование проведено учеными MIT (Massachusetts Institute of Technology)
Массачусетский технологический институт) — один из самых известных и престижных университетов мира. MIT славится своими программами в области инженерии, естественных наук, компьютерных технологий, а также инновациями и предпринимательством, культивирует атмосферу инноваций, сотрудничества и решения глобальных задач
В эксперименте участвовали 54 человека, разделённые на три группы: LLM-группа (использовала ChatGPT), поисковая группа (полагалась на поисковые системы) и мозговая группа (никаких инструментов). Четвёртая сессия включала перераспределение участников между группами для оценки адаптации
Методы:
- ЭЭГ-анализ (электроэнцефалография) для измерения когнитивной нагрузки и нейронной активности.
- Лингвистический анализ эссе с использованием NLP-методов.
- Оценка работ учителями-людьми и ИИ-судьей.
Ключевые результаты
1) Нейронные изменения
Снижение активности мозга: у группы, использовавшей ChatGPT, зафиксирована слабая нейронная активность в альфа- и бета-диапазонах, что указывает на меньшую когнитивную вовлечённость по сравнению с группой, писавшей самостоятельно
Нарушение нейропластичности: после 4 месяцев использования ИИ у участников наблюдалось стабильное ухудшение способности адаптироваться к новым когнитивным задачам
2) Поведенческие эффекты
Потеря авторства: 68% пользователей ИИ испытывали трудности с точным воспроизведением собственных текстов и демонстрировали сниженное чувство собственности над работами
Рутинизация мышления: автоматизация мышления, когда интеллектуальные задачи выполняются автоматически, без глубокого анализа и вовлечённости. Участники чаще фокусировались на проверке ответов ИИ, а не на глубоком анализе, что ограничивало развитие навыков критического мышления
3) Образовательные риски
Долгосрочное ухудшение результатов: даже после перехода от ИИ к самостоятельному написанию (группа LLM-to-Brain) восстановление когнитивных функций происходило лишь на 40-60%
Снижение креативности: созданные с помощью ИИ работы получали на 22% меньше баллов за оригинальность при оценке учителями
Насколько стоит верить результатам?
Эти данные согласуются с другими исследованиями, предупреждающими о рисках «когнитивной автоматизации» — замены интеллектуальных усилий механическим использованием ИИ-инструментов
Вот исследования на эту тему:
Выводы? Что делать?
Несмотря на краткосрочное удобство, долгосрочное использование может привести к снижению образовательных результатов и ухудшению способности к критическому мышлению.
Эксперты рекомендуют ограничить применение генеративного ИИ в образовании задачами, требующими рутинной обработки информации, сохраняя творческие и аналитические задания для самостоятельного выполнения
Авторы призывают к осторожному внедрению подобных технологий в учебные процессы.