Методика Валерии Добронравовой: ТОП-7 необычных приёмов в конспектах уроков по литературе для учителей

Рада снова приветствовать вас, коллеги! Меня зовут Валерия Добронравова, я учитель русского языка и литературы первой категории с десятилетним стажем. В своей предыдущей статье я рассказывала о том, с какими проблемами сталкивается учитель русского языка и литературы. А также о том, как их решить.

Методика Валерии Добронравовой: ТОП-7 необычных приёмов в конспектах уроков по литературе для учителей

Сегодня снова углубимся в образовательный процесс. Хочу поделиться с вами несколькими необычными и, самое главное, эффективными приёмами для уроков литературы. Приёмы я лично опробовала на практике и отточила до совершенства. А затем включила их в свои конспекты-помощники по литературе, которые также известны как решебники для учителей. Они представляют из себя примеры уроков по ФГОС, интегрированные уроки по ФГОС, готовые сценарии уроков с презентациями, инфографикой, рабочими листами с заданиями, карточками для учеников и шаблонами для интерактивной тетради. А ещё мои методички для уроков включают в себя тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. То есть это полностью проработанные методические материалы, которые помогают учителям значительно экономить время при подготовке к урокам литературы и внедрять необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. Точно такие же структурированные и информативные конспекты-помощники я составляю и по русскому языку.

Итак. Начнём с того, что литература – довольно сложный школьный предмет, поскольку требует от ребят вдумчивости, внимания к деталям и умения анализировать художественный текст. И не каждый текст, входящий в школьную программу, оказывается лёгким для понимания. Особенно это касается классической литературы. Зачастую ученики даже не понимают значения многих слов, свойственных минувшим эпохам, да и узнать, честно говоря, не хотят. Читают, что называется, «для галочки» (а многие и вовсе не читают), не вдумываясь и не вникая в авторский замысел.

Поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы проследить за тем, кто прочёл произведение, а кто – нет. Но и в том, чтобы «расшифровать» ученикам текст, донести до детей главную мысль, извлечь из текста жизненный урок. В общем, максимально «разжевать» то или иное произведение. Именно поэтому и сама подготовка учителя к уроку литературы занимает достаточно много времени.

Также каждый учитель в первые годы преподавания явно задаётся вопросом: «Как научить писать сочинение?». Дети, особенно только пришедшие из начальных классов, совсем не понимают, что от них хочет учитель, когда просит написать сочинение. Этот навык нужно нарабатывать. И зачастую педагоги поначалу испытывают затруднения в том, чтобы объяснить ученикам, как пишется сочинение. Приёмы и методы обучения упрощают эту задачу.

Или, например, в ситуации, когда дисциплина класса оставляет желать лучшего, непривычные виды работы тоже отлично выручают. В этом учителю, конечно же, помогают методы и приёмы преподавания, которые делают процесс обучения максимально понятным и интересным школьникам.

Приём 1. Составление синквейна

Довольно известный приём, созданный в США под влиянием японской поэзии без рифмы (хайку). Существует несколько его видов, но я предпочитаю дидактический, так как он наиболее прост и функционален, следовательно, и детям максимально понятен. На уроках литературы использую именно его.

Суть этого приёма заключается в следующем: ученикам предлагается составить собственное стихотворное произведение, состоящее из 5 строк, которые не рифмуются между собой, однако подчиняются определённым правилам. 1 строка – одно существительное – тема синквейна; 2 строка – два прилагательных, отражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, относящихся к теме; 4 строка – фраза, в которой заключена главная мысль; 5 строка – одно существительное, близко связанное с темой.

Пример готового синквейна на тему «Зима» 
Пример готового синквейна на тему «Зима» 

Стихотворным произведением данный метод называют, поскольку он имеет чёткую структуру, где каждая строка подчиняется собственным правилам; общую тему, а также образ, смысл, которые играют важную роль в синквейне.

Включение синквейна в урок помогает учителю организовать работу при изучении поэзии. Самые сложные уроки — это уроки по поэзии, поэтому к ним нужно очень долго готовиться, думать, как интересно подать материал, вспоминать теорию по средствам художественной выразительности. При этом дети должны сами найти эти средства выразительности в стихотворении, назвать его идею, сформулировать главную мысль. И всё это должно быть динамично и интересно. Привлечь внимание учеников как раз помогает синквейн.

К примеру, при изучении стихотворений о зиме я прошу учеников составить синквейн на тему «Зима».

Также можно сопроводить задание иллюстрацией, чтобы ученикам было легче подобрать ассоциации 
Также можно сопроводить задание иллюстрацией, чтобы ученикам было легче подобрать ассоциации 

Ну а дальше я перехожу непосредственно к теме урока. Например, проговариваю следующее: «Так зиму представляете вы. А как описывал зиму в своих стихотворениях Сергей Есенин? Узнаем сегодня на уроке». Таким образом, получается заинтересовать детей необычным приёмом в начале урока и включить их в работу.

Синквейн можно применять и на уроках по изучению прозы (охарактеризовать героев, выяснить причины тех или иных их поступков и т. д.). Также этот приём отлично впишется в интегрированный урок (русский, литература): каждая строчка предполагает выбор определённых частей речи.

Преимуществ этого приёма множество: развитие креативного, образного и критического мышления детей, систематизация знаний, расширение словарного запаса, способ самовыражения и так далее. Именно поэтому я горячо люблю этот приём и часто включаю его в свои методички для уроков литературы, которые также называю решебниками для учителей. Ведь каждый урок содержит не только конспект, но и дополнительные материалы в виде видео- и/или аудиофайлов, презентаций, тестов, рабочих листов и так далее.

Приём 2. «Фишбоун», или «Рыбная кость»

Суть этого приёма в том, чтобы установить причинно-следственные связи, понять истоки поступков героев, их мотивы, а затем представить их графически в виде скелета рыбы, где в голове будет указана проблема, сверху скелета – основные понятия и признаки по теме, внизу – подтверждающие факты, а в хвосте – вывод. Схема эта универсальна, поэтому подойдёт для любой темы и проблемы.

На уроке можно задействовать готовые распечатанные картинки с изображением скелета рыбы или же предложить детям нарисовать его самостоятельно 
На уроке можно задействовать готовые распечатанные картинки с изображением скелета рыбы или же предложить детям нарисовать его самостоятельно 

Приведу пример использования этого приёма на уроке по изучению рассказа «Муму» И. С. Тургенева. Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему Герасим утопил Муму и только после этого ушёл в деревню?» или «Почему Герасим не мог уйти в деревню с Муму?». Далее на доске рисую схему «Фишбоун», прошу детей сделать то же самое в своих тетрадях. Во главе скелета пишу вопрос, на косточках – ответы с указанием причин (эти ответы дают ученики). Затем вместе с классом формулируем вывод – краткий ответ на вопрос – и записываем его в хвосте.

Вот такая схема у нас получается. Иллюстрация из моих материалов
Вот такая схема у нас получается. Иллюстрация из моих материалов

Данный приём хорош тем, что после его составления ученикам будет в разы легче писать сочинение по прочитанному произведению, поскольку центральную проблему, причины, факты и вывод мы выделили вместе. Таким образом, частый вопрос молодых специалистов «Как научить писать сочинение?» будет решён.

Также «Фишбоун» способствует развитию критического мышления, помогает систематизировать информацию, развивает умение работать в парах и группах, формирует исследовательские навыки. В общем, считаю данный приём довольно полезным и нужным в работе с прозой разной сложности.

Полноценный урок по рассказу «Муму» И. С. Тургенева с использованием приёма «Фишбоун» есть в моих методичках для уроков – уроках Валерии Добронравовой, которые представляют собой готовые сценарии уроков для учителей русского и литературы и включают в себя дополнительные материалы. Помимо конспектов уроков, на моём сайте можно найти и материалы для подготовки к ВПР, и шаблоны экзаменационных сочинений.

Приём 3. «Шесть шляп»

Следующий приём является одним из самых действенных приёмов по организации мышления. Эффективность его всегда подтверждается на практике. Это приём, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» де Боно описывает приёмы, которые помогают структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать её более продуктивной и понятной.

Данный метод даёт возможность разделить мышление на шесть типов, каждый из которых обозначается цветной шляпой. Подобное деление на цвета позволяет сделать процесс мышления более сфокусированным, устойчивым; помогает анализировать ситуации, лучше понимать действия героев. Приём заставляет отвечать на нестандартные вопросы, ученики смотрят на героя иначе.

Соответствие метафорических шляп и типов мышления 
Соответствие метафорических шляп и типов мышления 

Объясняю: синяя шляпа – это стратегическое мышление; белая – аналитическое мышление; зелёная – творческое мышление; красная шляпа – это эмоционально-интуитивный тип мышления; жёлтая шляпа – оптимистическое мышление; и, наконец, чёрная шляпа – критическое мышление.

Для обозначения типа мышления используются именно метафорические шляпы, поскольку их легко «надеть» и «снять». Учащиеся будто «примеряют» определённый тип информации, отсеивая иную, и концентрируются на чём-то конкретном. Соединив все типы мышления, они рассматривают проблему со всех сторон, более полно представляют ситуацию и могут проанализировать её.

Метод интересный и необычный. Но при подготовке к уроку литературы я немного адаптирую его, что позволяет использовать «шляпы» во всех классах (даже самых трудных). Например, на уроке по изучению повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» предлагаю классу прочитать какой-либо фрагмент произведения и в ходе его анализа ответить на соответствующие вопросы из «Шести шляп». Примеры вопросов по данной теме: почему Лиза не оттолкнула Эраста и надеялась на новую встречу с молодым человеком? На что надеялась девушка? Зачем Эраст встречался с крестьянкой? Чем рисковала Лиза? Как для Лизы могли закончиться отношения с молодым дворянином? Что нужно было сделать героям, чтобы быть вместе? Как вы относитесь к Эрасту? Можно ли ему доверять? Таким образом, все ученики оказываются вовлечёнными в групповую работу, дисциплина в классе налаживается, а учитель имеет возможность оценить не одного самого активного ребёнка, а весь класс.

Методика Валерии Добронравовой: ТОП-7 необычных приёмов в конспектах уроков по литературе для учителей

Приём «Шесть шляп» также развивает креативность, гибкость мышления, помогает в совершенствовании аналитических и коммуникативных навыков, способствует сплочению коллектива, учит работе в группах, заставляет рассмотреть один вопрос с разных сторон.

В моих конспектах-помощниках по литературе можно найти полную версию урока по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», в котором использован приём «Шесть шляп», а также скачать другие сценарии уроков с презентациями по литературе и русскому языку и примеры уроков по ФГОС.

Ещё раз подчеркну: абсолютно все необычные методы, которые я включаю в данную статью и которые содержатся в моих конспектах-помощниках, опробованы лично мной на практике. Именно поэтому мои готовые сценарии уроков для учителей, содержащие множество дополнительных материалов, увлекают детей и не дают им скучать, ведь времени и желания баловаться у них попросту нет. Следовательно, и педагогу не приходится повышать голос и постоянно отвлекаться на дисциплинарные моменты, чтобы успокоить класс. К тому же время подготовки к уроку литературы сокращается в 16 раз. А также коллеги в конспектах уроков Валерии Добронравовой могут найти интегрированные уроки (русский, литература), примеры уроков по ФГОС. Заодно и отпадут вопросы молодых педагогов: «Как заслужить признание коллег?» и «Как повысить категорию учителю?».

Приём 4. «Морфологический ящик»

Метод морфологического ящика аналогичен простым тестам, но сложность и необычность его заключается в том, что выглядит он как таблица, в которой есть несколько колонок, где перечисляются все основные параметры или признаки объекта исследования. Суть в том, чтобы путём комбинирования различных вариантов получить новые решения.

Пример готовой таблицы для работы на уроке по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» 
Пример готовой таблицы для работы на уроке по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» 

На уроках литературы я использую этот приём таким образом: составляю таблицу, а детям нужно соотнести описание героя, его фразу, его должность и т. д. Например, на уроке по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», чтобы закрепить знания об образах и характерах героев, я составляю таблицу по приёму «Морфологический ящик». Задаю критерии сравнения персонажей, в каждой колонке записываю имена или фамилии героев, а далее заполняю таблицу характеристиками в случайном порядке.

Что даёт этот приём? Во-первых, пользу учителю: подобные работы очень легко и быстро можно проверить – экономия времени. Во-вторых, упрощает процесс сравнения и анализа на уроках литературы. В-третьих, развивает творческое мышление и учит детей находить решения задач с помощью принципа «от частного к общему».

Полная версия «Морфологического ящика» по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя есть в моих конспектах-помощниках по литературе.

Приём 5. «Паспорт героя»

Суть данного приёма заключается в том, что ученики самостоятельно составляют характеристику героя, опираясь на прочитанный текст. Работать они могут как индивидуально, так и в парах.

Учитель заранее создаёт карточки с чёрно-белой картинкой (портретом героя) и несколькими характеристиками, которые должны заполнить ученики. Кто закончит работу по заполнению паспорта раньше, тот может раскрасить картинку.

Пример паспорта Маши Мироновой (роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Пример паспорта Маши Мироновой (роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Бледной картинку я делаю ещё и из заботы о нас, учителях. Поскольку зачастую учителя вынуждены сами заправлять картриджи для рабочего принтера, а краска в них заканчивается быстро, расходы на обеспечение ребят карточками и наглядными материалами довольно высокие, а выполнение картинки в бледных тонах помогает сэкономить краску в принтере.

Таким образом, использование приёма «Паспорт героя» на уроках литературы сочетает в себе следующие преимущества: развитие аналитических навыков, творческих способностей учеников, появление заинтересованности и мотивации в изучении темы, понимание мотивов и поступков героев за счёт удобной структурированной таблицы и т. д.

Я часто применяю на практике этот приём при изучении произведений разного уровня сложности, включаю его в интегрированные уроки по ФГОС и всегда остаюсь довольна результатом: дети заняты заполнением интересной для них карточки с возможностью проявить себя с творческой стороны, а учитель наслаждается идеальной тишиной в классе и возможностью поставить оценки всем учащимся.

Приём «Паспорт героя» и другие виды карточек очень часто встречаются в моих конспектах-помощниках по литературе. В качестве дополнения к карточкам я использую презентации, аудиоматериалы и видеоролики. Методика действительно эффективная: например, помогает решить проблемы с дисциплиной в классе. Дети настолько увлечены, что у них просто нет времени баловаться.

Приём 6. «Цветок лотоса»

Данная методика предполагает запись информации в виде цветка (или просто схемы, состоящей из секций для ответов учеников с «сердцевиной» – вопросом, записанным посередине). Задача учащихся – вписать свои ответы в «лепестки».

Пример схемы «Цветок лотоса» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пример схемы «Цветок лотоса» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Приём «Цветок лотоса» хорош тем, что с его помощью можно выполнить глубокий анализ текста/эпизода/характера героя путём записи информации в отдельных элементах и дальнейшем прослеживании взаимосвязей между ними; также приём помогает систематизировать данные о героях/их поступках и подготовить хорошую базу знаний для написания сочинения по произведению.

Поняв, как работать с сочинениями, как правильно выстраивать аналитическую работу перед написанием, впоследствии ученики смогут быстрее усвоить и структуру экзаменационных сочинений.

Приём 7. Кластер

Итак, мой личный топ-7 необычных и эффективных приёмов обучения на уроках литературы завершает довольно популярный приём, который часто можно встретить в конспектах уроков по литературе. При этом достаточно эффективный. Кластер – это схема, которая позволяет понять взаимоотношения героев в произведении. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда, установление связей между объектами. Связи эти обозначаются стрелочками.

С помощью кластера можно наглядно представить сложные понятия, связи между ними, а также их иерархию, что значительно облегчает понимание и запоминание материала, особенно в рамках изучения объёмных художественных произведений. Вдобавок составление кластера развивает навыки анализа, сравнения и установления причинно-следственных связей. Выводы, сделанные после выявления связей между понятиями, могут лечь в основу тезисов для сочинения по изучаемому произведению.

Пример кластера по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Пример кластера по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Эффективность данного приёма проверена лично мной как в «сильных», так и в «слабых» классах. И замечу, что свои конспекты-помощники я составляла в первую очередь для себя, чтобы сэкономить время на подготовке в дальнейшем. Поэтому отбирала только действенные методы и приёмы.

Вывод

Подведу итог: все вышеперечисленные приёмы обучения на уроках литературы значительно облегчают работу учителя, экономя его время и ресурсы, а также давая возможность быстрого оценивания каждого ученика в классе. Все приёмы из составленного мной списка можно адаптировать и для использования на интегрированных уроках (русский, литература). Таким образом, решаются и проблемы с дисциплиной в классе, недостаточной заинтересованностью обучающихся и отсутствием их мотивации. Нельзя не отметить и эффективность приёмов: развитие критического, аналитического, креативного мышления учеников, более глубокое и детальное изучение литературных произведений, а также простор для самовыражения и формирование навыка работы в группах.

Все эти и многие другие методы и приёмы работы я включаю в свои конспекты-помощники по литературе и русскому языку для учителей, в интегрированные уроки по ФГОС, которые содержат в себе презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников, шаблоны для интерактивной тетради, тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеоматериалы. Мои структурированные методические материалы помогают учителям экономить время при подготовке уроков и внедрять новые необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. Сами уроки становятся более насыщенными и интересными для учеников, таким образом, повышается средняя успеваемость и решается проблема с дисциплиной на занятиях.

Надеюсь, что мои примеры уроков по ФГОС помогут в решении распространённых среди молодых специалистов вопросов: «Как научить писать сочинение?», «Как повысить категорию учителю?». А также значительно сократят подготовку учителя к урокам литературы и русского языка и добавят +20 часов к личной жизни.

Благодарю за то, что прочли статью до конца! Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях.

15
Начать дискуссию