Методика Валерии Добронравовой: ТОП-7 необычных приёмов в конспектах уроков по литературе для учителей
Рада снова приветствовать вас, коллеги! Меня зовут Валерия Добронравова, я учитель русского языка и литературы первой категории с десятилетним стажем. В своей предыдущей статье я рассказывала о том, с какими проблемами сталкивается учитель русского языка и литературы. А также о том, как их решить.
Сегодня снова углубимся в образовательный процесс. Хочу поделиться с вами несколькими необычными и, самое главное, эффективными приёмами для уроков литературы. Приёмы я лично опробовала на практике и отточила до совершенства. А затем включила их в свои конспекты-помощники по литературе, которые также известны как решебники для учителей. Они представляют из себя примеры уроков по ФГОС, интегрированные уроки по ФГОС, готовые сценарии уроков с презентациями, инфографикой, рабочими листами с заданиями, карточками для учеников и шаблонами для интерактивной тетради. А ещё мои методички для уроков включают в себя тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. То есть это полностью проработанные методические материалы, которые помогают учителям значительно экономить время при подготовке к урокам литературы и внедрять необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. Точно такие же структурированные и информативные конспекты-помощники я составляю и по русскому языку.
Итак. Начнём с того, что литература – довольно сложный школьный предмет, поскольку требует от ребят вдумчивости, внимания к деталям и умения анализировать художественный текст. И не каждый текст, входящий в школьную программу, оказывается лёгким для понимания. Особенно это касается классической литературы. Зачастую ученики даже не понимают значения многих слов, свойственных минувшим эпохам, да и узнать, честно говоря, не хотят. Читают, что называется, «для галочки» (а многие и вовсе не читают), не вдумываясь и не вникая в авторский замысел.
Поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы проследить за тем, кто прочёл произведение, а кто – нет. Но и в том, чтобы «расшифровать» ученикам текст, донести до детей главную мысль, извлечь из текста жизненный урок. В общем, максимально «разжевать» то или иное произведение. Именно поэтому и сама подготовка учителя к уроку литературы занимает достаточно много времени.
Также каждый учитель в первые годы преподавания явно задаётся вопросом: «Как научить писать сочинение?». Дети, особенно только пришедшие из начальных классов, совсем не понимают, что от них хочет учитель, когда просит написать сочинение. Этот навык нужно нарабатывать. И зачастую педагоги поначалу испытывают затруднения в том, чтобы объяснить ученикам, как пишется сочинение. Приёмы и методы обучения упрощают эту задачу.
Или, например, в ситуации, когда дисциплина класса оставляет желать лучшего, непривычные виды работы тоже отлично выручают. В этом учителю, конечно же, помогают методы и приёмы преподавания, которые делают процесс обучения максимально понятным и интересным школьникам.
Приём 1. Составление синквейна
Довольно известный приём, созданный в США под влиянием японской поэзии без рифмы (хайку). Существует несколько его видов, но я предпочитаю дидактический, так как он наиболее прост и функционален, следовательно, и детям максимально понятен. На уроках литературы использую именно его.
Суть этого приёма заключается в следующем: ученикам предлагается составить собственное стихотворное произведение, состоящее из 5 строк, которые не рифмуются между собой, однако подчиняются определённым правилам. 1 строка – одно существительное – тема синквейна; 2 строка – два прилагательных, отражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, относящихся к теме; 4 строка – фраза, в которой заключена главная мысль; 5 строка – одно существительное, близко связанное с темой.
Стихотворным произведением данный метод называют, поскольку он имеет чёткую структуру, где каждая строка подчиняется собственным правилам; общую тему, а также образ, смысл, которые играют важную роль в синквейне.
Включение синквейна в урок помогает учителю организовать работу при изучении поэзии. Самые сложные уроки — это уроки по поэзии, поэтому к ним нужно очень долго готовиться, думать, как интересно подать материал, вспоминать теорию по средствам художественной выразительности. При этом дети должны сами найти эти средства выразительности в стихотворении, назвать его идею, сформулировать главную мысль. И всё это должно быть динамично и интересно. Привлечь внимание учеников как раз помогает синквейн.
К примеру, при изучении стихотворений о зиме я прошу учеников составить синквейн на тему «Зима».
Ну а дальше я перехожу непосредственно к теме урока. Например, проговариваю следующее: «Так зиму представляете вы. А как описывал зиму в своих стихотворениях Сергей Есенин? Узнаем сегодня на уроке». Таким образом, получается заинтересовать детей необычным приёмом в начале урока и включить их в работу.
Синквейн можно применять и на уроках по изучению прозы (охарактеризовать героев, выяснить причины тех или иных их поступков и т. д.). Также этот приём отлично впишется в интегрированный урок (русский, литература): каждая строчка предполагает выбор определённых частей речи.
Преимуществ этого приёма множество: развитие креативного, образного и критического мышления детей, систематизация знаний, расширение словарного запаса, способ самовыражения и так далее. Именно поэтому я горячо люблю этот приём и часто включаю его в свои методички для уроков литературы, которые также называю решебниками для учителей. Ведь каждый урок содержит не только конспект, но и дополнительные материалы в виде видео- и/или аудиофайлов, презентаций, тестов, рабочих листов и так далее.
Приём 2. «Фишбоун», или «Рыбная кость»
Суть этого приёма в том, чтобы установить причинно-следственные связи, понять истоки поступков героев, их мотивы, а затем представить их графически в виде скелета рыбы, где в голове будет указана проблема, сверху скелета – основные понятия и признаки по теме, внизу – подтверждающие факты, а в хвосте – вывод. Схема эта универсальна, поэтому подойдёт для любой темы и проблемы.
Приведу пример использования этого приёма на уроке по изучению рассказа «Муму» И. С. Тургенева. Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему Герасим утопил Муму и только после этого ушёл в деревню?» или «Почему Герасим не мог уйти в деревню с Муму?». Далее на доске рисую схему «Фишбоун», прошу детей сделать то же самое в своих тетрадях. Во главе скелета пишу вопрос, на косточках – ответы с указанием причин (эти ответы дают ученики). Затем вместе с классом формулируем вывод – краткий ответ на вопрос – и записываем его в хвосте.
Данный приём хорош тем, что после его составления ученикам будет в разы легче писать сочинение по прочитанному произведению, поскольку центральную проблему, причины, факты и вывод мы выделили вместе. Таким образом, частый вопрос молодых специалистов «Как научить писать сочинение?» будет решён.
Также «Фишбоун» способствует развитию критического мышления, помогает систематизировать информацию, развивает умение работать в парах и группах, формирует исследовательские навыки. В общем, считаю данный приём довольно полезным и нужным в работе с прозой разной сложности.
Полноценный урок по рассказу «Муму» И. С. Тургенева с использованием приёма «Фишбоун» есть в моих методичках для уроков – уроках Валерии Добронравовой, которые представляют собой готовые сценарии уроков для учителей русского и литературы и включают в себя дополнительные материалы. Помимо конспектов уроков, на моём сайте можно найти и материалы для подготовки к ВПР, и шаблоны экзаменационных сочинений.
Приём 3. «Шесть шляп»
Следующий приём является одним из самых действенных приёмов по организации мышления. Эффективность его всегда подтверждается на практике. Это приём, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» де Боно описывает приёмы, которые помогают структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать её более продуктивной и понятной.
Данный метод даёт возможность разделить мышление на шесть типов, каждый из которых обозначается цветной шляпой. Подобное деление на цвета позволяет сделать процесс мышления более сфокусированным, устойчивым; помогает анализировать ситуации, лучше понимать действия героев. Приём заставляет отвечать на нестандартные вопросы, ученики смотрят на героя иначе.
Объясняю: синяя шляпа – это стратегическое мышление; белая – аналитическое мышление; зелёная – творческое мышление; красная шляпа – это эмоционально-интуитивный тип мышления; жёлтая шляпа – оптимистическое мышление; и, наконец, чёрная шляпа – критическое мышление.
Для обозначения типа мышления используются именно метафорические шляпы, поскольку их легко «надеть» и «снять». Учащиеся будто «примеряют» определённый тип информации, отсеивая иную, и концентрируются на чём-то конкретном. Соединив все типы мышления, они рассматривают проблему со всех сторон, более полно представляют ситуацию и могут проанализировать её.
Метод интересный и необычный. Но при подготовке к уроку литературы я немного адаптирую его, что позволяет использовать «шляпы» во всех классах (даже самых трудных). Например, на уроке по изучению повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» предлагаю классу прочитать какой-либо фрагмент произведения и в ходе его анализа ответить на соответствующие вопросы из «Шести шляп». Примеры вопросов по данной теме: почему Лиза не оттолкнула Эраста и надеялась на новую встречу с молодым человеком? На что надеялась девушка? Зачем Эраст встречался с крестьянкой? Чем рисковала Лиза? Как для Лизы могли закончиться отношения с молодым дворянином? Что нужно было сделать героям, чтобы быть вместе? Как вы относитесь к Эрасту? Можно ли ему доверять? Таким образом, все ученики оказываются вовлечёнными в групповую работу, дисциплина в классе налаживается, а учитель имеет возможность оценить не одного самого активного ребёнка, а весь класс.
Приём «Шесть шляп» также развивает креативность, гибкость мышления, помогает в совершенствовании аналитических и коммуникативных навыков, способствует сплочению коллектива, учит работе в группах, заставляет рассмотреть один вопрос с разных сторон.
В моих конспектах-помощниках по литературе можно найти полную версию урока по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», в котором использован приём «Шесть шляп», а также скачать другие сценарии уроков с презентациями по литературе и русскому языку и примеры уроков по ФГОС.
Ещё раз подчеркну: абсолютно все необычные методы, которые я включаю в данную статью и которые содержатся в моих конспектах-помощниках, опробованы лично мной на практике. Именно поэтому мои готовые сценарии уроков для учителей, содержащие множество дополнительных материалов, увлекают детей и не дают им скучать, ведь времени и желания баловаться у них попросту нет. Следовательно, и педагогу не приходится повышать голос и постоянно отвлекаться на дисциплинарные моменты, чтобы успокоить класс. К тому же время подготовки к уроку литературы сокращается в 16 раз. А также коллеги в конспектах уроков Валерии Добронравовой могут найти интегрированные уроки (русский, литература), примеры уроков по ФГОС. Заодно и отпадут вопросы молодых педагогов: «Как заслужить признание коллег?» и «Как повысить категорию учителю?».
Приём 4. «Морфологический ящик»
Метод морфологического ящика аналогичен простым тестам, но сложность и необычность его заключается в том, что выглядит он как таблица, в которой есть несколько колонок, где перечисляются все основные параметры или признаки объекта исследования. Суть в том, чтобы путём комбинирования различных вариантов получить новые решения.
На уроках литературы я использую этот приём таким образом: составляю таблицу, а детям нужно соотнести описание героя, его фразу, его должность и т. д. Например, на уроке по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», чтобы закрепить знания об образах и характерах героев, я составляю таблицу по приёму «Морфологический ящик». Задаю критерии сравнения персонажей, в каждой колонке записываю имена или фамилии героев, а далее заполняю таблицу характеристиками в случайном порядке.
Что даёт этот приём? Во-первых, пользу учителю: подобные работы очень легко и быстро можно проверить – экономия времени. Во-вторых, упрощает процесс сравнения и анализа на уроках литературы. В-третьих, развивает творческое мышление и учит детей находить решения задач с помощью принципа «от частного к общему».
Полная версия «Морфологического ящика» по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя есть в моих конспектах-помощниках по литературе.
Приём 5. «Паспорт героя»
Суть данного приёма заключается в том, что ученики самостоятельно составляют характеристику героя, опираясь на прочитанный текст. Работать они могут как индивидуально, так и в парах.
Учитель заранее создаёт карточки с чёрно-белой картинкой (портретом героя) и несколькими характеристиками, которые должны заполнить ученики. Кто закончит работу по заполнению паспорта раньше, тот может раскрасить картинку.
Бледной картинку я делаю ещё и из заботы о нас, учителях. Поскольку зачастую учителя вынуждены сами заправлять картриджи для рабочего принтера, а краска в них заканчивается быстро, расходы на обеспечение ребят карточками и наглядными материалами довольно высокие, а выполнение картинки в бледных тонах помогает сэкономить краску в принтере.
Таким образом, использование приёма «Паспорт героя» на уроках литературы сочетает в себе следующие преимущества: развитие аналитических навыков, творческих способностей учеников, появление заинтересованности и мотивации в изучении темы, понимание мотивов и поступков героев за счёт удобной структурированной таблицы и т. д.
Я часто применяю на практике этот приём при изучении произведений разного уровня сложности, включаю его в интегрированные уроки по ФГОС и всегда остаюсь довольна результатом: дети заняты заполнением интересной для них карточки с возможностью проявить себя с творческой стороны, а учитель наслаждается идеальной тишиной в классе и возможностью поставить оценки всем учащимся.
Приём «Паспорт героя» и другие виды карточек очень часто встречаются в моих конспектах-помощниках по литературе. В качестве дополнения к карточкам я использую презентации, аудиоматериалы и видеоролики. Методика действительно эффективная: например, помогает решить проблемы с дисциплиной в классе. Дети настолько увлечены, что у них просто нет времени баловаться.
Приём 6. «Цветок лотоса»
Данная методика предполагает запись информации в виде цветка (или просто схемы, состоящей из секций для ответов учеников с «сердцевиной» – вопросом, записанным посередине). Задача учащихся – вписать свои ответы в «лепестки».
Приём «Цветок лотоса» хорош тем, что с его помощью можно выполнить глубокий анализ текста/эпизода/характера героя путём записи информации в отдельных элементах и дальнейшем прослеживании взаимосвязей между ними; также приём помогает систематизировать данные о героях/их поступках и подготовить хорошую базу знаний для написания сочинения по произведению.
Поняв, как работать с сочинениями, как правильно выстраивать аналитическую работу перед написанием, впоследствии ученики смогут быстрее усвоить и структуру экзаменационных сочинений.
Приём 7. Кластер
Итак, мой личный топ-7 необычных и эффективных приёмов обучения на уроках литературы завершает довольно популярный приём, который часто можно встретить в конспектах уроков по литературе. При этом достаточно эффективный. Кластер – это схема, которая позволяет понять взаимоотношения героев в произведении. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда, установление связей между объектами. Связи эти обозначаются стрелочками.
С помощью кластера можно наглядно представить сложные понятия, связи между ними, а также их иерархию, что значительно облегчает понимание и запоминание материала, особенно в рамках изучения объёмных художественных произведений. Вдобавок составление кластера развивает навыки анализа, сравнения и установления причинно-следственных связей. Выводы, сделанные после выявления связей между понятиями, могут лечь в основу тезисов для сочинения по изучаемому произведению.
Эффективность данного приёма проверена лично мной как в «сильных», так и в «слабых» классах. И замечу, что свои конспекты-помощники я составляла в первую очередь для себя, чтобы сэкономить время на подготовке в дальнейшем. Поэтому отбирала только действенные методы и приёмы.
Вывод
Подведу итог: все вышеперечисленные приёмы обучения на уроках литературы значительно облегчают работу учителя, экономя его время и ресурсы, а также давая возможность быстрого оценивания каждого ученика в классе. Все приёмы из составленного мной списка можно адаптировать и для использования на интегрированных уроках (русский, литература). Таким образом, решаются и проблемы с дисциплиной в классе, недостаточной заинтересованностью обучающихся и отсутствием их мотивации. Нельзя не отметить и эффективность приёмов: развитие критического, аналитического, креативного мышления учеников, более глубокое и детальное изучение литературных произведений, а также простор для самовыражения и формирование навыка работы в группах.
Все эти и многие другие методы и приёмы работы я включаю в свои конспекты-помощники по литературе и русскому языку для учителей, в интегрированные уроки по ФГОС, которые содержат в себе презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников, шаблоны для интерактивной тетради, тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеоматериалы. Мои структурированные методические материалы помогают учителям экономить время при подготовке уроков и внедрять новые необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. Сами уроки становятся более насыщенными и интересными для учеников, таким образом, повышается средняя успеваемость и решается проблема с дисциплиной на занятиях.
Надеюсь, что мои примеры уроков по ФГОС помогут в решении распространённых среди молодых специалистов вопросов: «Как научить писать сочинение?», «Как повысить категорию учителю?». А также значительно сократят подготовку учителя к урокам литературы и русского языка и добавят +20 часов к личной жизни.
Благодарю за то, что прочли статью до конца! Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях.