Школьное образование со смыслом: пути решения

Школьное образование со смыслом: пути решения

Вопрос образования – один из самых актуальных на сегодняшний день. Родители понимают, что государственные школы воспитывают «удобных» граждан, при этом сдать ЕГЭ без репетиторов становится все сложнее. Частные школы же пугают своей недоступностью и нарочитой престижностью, однако не все они одинаковы. Мы расскажем о преимуществах маленьких частных школ, которых довольно много по всей стране. В качестве примера рассмотрим Лицей «Ковчег-XXI».

Частные школы: большой и разный мир

Мы привыкли думать, что частные школы – это коммерческие предприятия, которые созданы крупным бизнесом под задачи этого бизнеса. По мнению большинства, частные школы – это коммерческие организации для богатых, которые дают детям привычный уровень комфорта, подчеркивая их элитарность. Ставка в них делается на небольшие группы, индивидуальный подход и высококлассное оснащение. Но программа принципиально не отличается от официальной.

Школьное образование со смыслом: пути решения

А есть школы, которые созданы энтузиастами: родителями или учителями, чтобы создать другую среду для детей, в том числе своих собственных. Эти школы появились, потому что не хотелось отдавать детей в обычное общеобразовательное учреждение. Это попытка сделать другую школу, и таких частных школ много по всей России. Есть известные и признанные, а есть совсем небольшие – до 100 человек.

Главное их преимущество в том, что в этих школах работают несистемные люди, которые любят детей и хотят обучать их в свободной обстановке. В то время, как в массовой школе происходит стагнация, в этих очагах кипит жизнь, они продолжают сопротивляться.

Школьное образование со смыслом: пути решения

Лицей «Ковчег-XXI» вырос из «полуподвальной» школы 33 года назад. Сейчас в ней обучается около 450 детей разных возрастов. За все эти годы педагоги делали ставку не на комфортную среду для детей или индивидуальный подход, а на душевный контакт без наносного глянца, они хотели поменять школу по сути.

Смысл – ключевое слово

Не секрет, что начиная со 2-3 класса дети просто не хотят учиться, потому что не видят в этом смысла. Сложно объяснить 8 летнему ребенку важность образования для его, такого далекого, будущего. В массовом образовании мы выполняем программу, не думая, зачем это. Поэтому детей либо заставляют учиться, либо пытаются «замотивировать». В лицее ставку сделали на то, чтобы ребенок сам понимал, зачем это, чтобы работа была связана с его потребностями.

Школьное образование со смыслом: пути решения

Как это работает?

- Польза и интерес. Десять тысяч уроков разбиваются на проекты, интересные дела, которые делает ребенок. Например, по русскому языку вместо упражнений можно написать текст на тему, которая волнует ученика, рассказать о том, что случилось с ним вчера, и этот текст потом будет зачитан в классе. Он пишет не потому, что нужно формально это сделать, а потому что ему интересно и важно быть услышанным. А по математике, вместо излишних вычислений, которые сейчас легко делают машины, даются логические задачи. К примеру, определить фальшивую монету. Ученик должен догадаться, что она будет весить меньше настоящих, и своими руками взвесить их все.

Школьное образование со смыслом: пути решения

- Опыт. Педагоги составляют такую программу, которая дает прохождение не мимо материала, а опирается на опыт самого ученика. Например, в истории: изучение прошлого для ребенка слишком далеко и оторвано. Но если говорить о современности, семье, спрашивать, как дети живут, какой у них уклад, а потом говорить о средневековой семье: сколько было детей, как относились к ребенку, какие у него были обязанности. В таком случае образование будет более эффективным, потому что опирается на те знания, которые дети пропускают через себя.

Школьное образование со смыслом: пути решения

- Результат. Ребенок должен видеть результат, а еще лучше держать его в руках. В лицее в конце каждого проекта дети показывают, чему научились, например, идут в другой класс и рассказывают о приобретенном опыте. Иногда даже вместо контрольной работы. И тогда дети стараются не потому, что хотят получить пятерку или похвалу, а чтобы рассказать брату, сестре или другу из младшего класса и поделиться с ними знаниями. Дети получают вдохновение. Они снимают фильмы, издают журналы, играют в спектаклях. Таким образом ученики видят плоды своего труда.

Движение – жизнь

Основная проблема современного образования в том, что детей сажают за парты в четырех стенах, не давая им полноценно развиваться и получать эмоциональный опыт. В лицее «Ковчег-XXI» треть времени ученики проводят за пределами класса: ходят на студии и в мастерские, в гости к младшим и старшим друзьям, полтора часа в день гуляют среди вековых елей и сосен. Важное место занимают выезды на экскурсии и в походы.

Школьное образование со смыслом: пути решения

Дети начинают путешествовать с пятого класса по два-три раза в год. С куратором, с учителями они ездят в ближайшие города, в исторические поездки. Педагоги организуют для учеников походы осенью и весной, и дети очень ждут новых выездов.

Общение по душам

В наше время у детей вырос запрос на душевность – простое общение со взрослыми или сверстниками. Им важно, чтобы их внимательно слушали и давали обратную связь. Сейчас этого не хватает из-за высокого темпа жизни и высокой загрузки с родителей. В лицее дети находят душевное общение, все педагоги открыты к нему, что создает особую атмосферу в школе.

Школьное образование со смыслом: пути решения

Искусственный интеллект

В современных реалиях ИИ стал таким же инструментом, как калькулятор и интернет. Учителя в лицее не консервативны, две трети из них считают, что нужно внедрять этот инструмент в образовательный процесс.

Проблема образования сейчас заключается в том, что ИИ перечеркнул многие традиционные способы проверки знаний. Выпускное сочинение по литературе ИИ напишет за пять минут, а домашнее задание выполнит за 10 секунд. Это вызов для педагогов. Педагоги должны подумать, какое дать задание, чтобы его не смог выполнить ИИ. Какие вопросы формулировать по истории, биологии и литературе, чтобы ИИ не нашел ответа.

Школьное образование со смыслом: пути решения

Главный вызов ИИ в том, что раньше школа только передавала знания и информацию. Но сейчас эта информация доступна и не имеет такого значения. Учителя теперь должны думать и понимать, что такое творчество, как внедрить его в обучение. Важно учить детей задавать умные вопросы, развивать критическое мышление, ставить все под сомнение. Именно этим занимаются педагоги в хороших частных школах, не зависящих от государственных программ.

22
Начать дискуссию