Как найти время для обучения
Один из важнейших вопросов, и, главное, без явного ответа.
Для начала важно проговорить очевидное - мы живем во время абсолютной перегрузки сознания. Просыпаясь, современный человек сразу попадает в информационный поток. И в какой-то момент ежедневная жизнь превращается в постоянный бег решения задач, в котором остановиться и обучиться чему-то новому становится трудно.
Еще один симптом нашего времени - постоянное саморазвитие.
Тезис об обязательном обучении взрослого человека стал нормой, хотя, ощущается, что пиковый хайп постоянного обучения человечество уже проехало. И наступило время более бережливого отношения к себе, а с ним и более взвешенного отношения к саморазвитию и обучению.
Тем не менее, факт ясен - чтобы быть актуальным в профессии и жизни, важно уделять внимание развитию и обучению. Дальше, по пунктам, мои мысли, где и как находить время для обучения. Только собственный опыт, приправленный наблюдениями.
1. Лучше по чуть-чуть.
Первый тезис о том, что гораздо комфортней ежедневно по чуть-чуть (15-30 минут) уделять внимание новым знаниям/навыкам, нежели садиться за массивную программу обучения и тратить на нее непрерывно месяцы жизни.
Речь, конечно не о кардинально новой профессии, а о тех знаниях, который развивают тебя в том, в чем ты уже силен.
Мой оптимальный способ учебы “по чуть-чуть” - звук и текст.Я подписан на несколько телеграмм каналов, где специалисты, которым я доверяю, дозировано делятся своими знаниями и опытом. Идеально - в дороге или в перерыве работы прочесть то, что нужно.
Кроме этого, я ценю покасты в режиме “только слушать”. Вообще это мой любимый способ познания чего-то нового, благо ежедневно у меня есть 2-2.5 часа дороги/прогулки с собакой/спорта, в течение которого я могу послушать то, что мне интересно, в том числе - профессиональную тематику.
2. Учись на практике или об кого-то.
Для этого тезиса я вспомню принцип 70/20/10.
Коротко: если оценить, каким образом взрослый человек обучается, то выяснится, что реальные новые знания и опыт он получает из 3 источников:
- формальные знания (книги, тренинги, курсы, лекции)
- опыт других (наставники, эксперты, менторы, руководители, ролевые модели)
- собственный опыт
Удивительно, но если уделить минут 15 своего времени и выписать списком все способы, как ты учился в своей жизни, то обнаружишь, что все эти источники присутствуют в твоем опыте, а еще - что они распределяются примерно так:
формальные знания - 10%, опыт других - 20%, собственный опыт - 70%.
Нет ничего более ценного, чем опыт, приобретенный на собственных ошибках, но формальные знания и опыт других помогают их либо избежать, либо сделать верные выводы и не наломать дров.
Итого, выходит, что если я хочу в чем-то разобраться и внедрить что-то новое (знания, навыки), я в первую очередь выбираю, где повседневной жизни или работе я хочу использовать это и сразу внедряю. Такова моя особенность (да и многих других взрослых) - лучше всего я потребляю знания, когда я сразу применяю это к задачам и/или делаю это с кем-то.
3. Не собирайся сделать сразу идеально.
Лучше, чем надо - не надо. Прекрасный тезис, который спасает от тревожного перфекционизма. Многие не учатся новому, потому что видят примеры идеальных профессионалов, видят разрыв с ними и не хотят идти этот путь.
Понятия не имею, как с этим бороться, и сам, признаться, часть своих профессиональных действий притормаживаю, потому что понимаю, что путь до идеала очень длинный. Но как мантру, повторяю себе - сразу идеально не сделаешь, но лучше чем делал раньше - да. В этом и ценность.
4. Ответ - зачем тебе это?
Конечно, это должен быть первый вопрос к самому себе. Для чего ты планируешь именно это обучение, что оно тебе даст, для чего в будущем тебе эти знания, как ты будешь их использовать?
Тут могут быть разные ответы - от обучения ради удовольствия (присматриваюсь сейчас к обучению игре на барабанах) до практического применения и обретения профессии (так я 14 лет назад пошел на первый тренинг тренеров).
Но важно, чтобы этот ответ однозначно давал ответ на вопрос - зачем тебе это. Тогда найдется и время, и силы для того, чтобы уделять внимание обучению.
5. Поддержка.
Я считаю, что с поддержкой любые начинания запускаются легче.
Рассказывай другим, что пошел учиться, на кого пошел учиться, даже тем, от кого, порой, поддержку ты не встречаешь. Чем больше ты вселенной отдаешь информации о своих планах, тем больше подтверждения этому ты получаешь в ответ. Те, кому ты небезразличен, будут искренне интересоваться твоим прогрессом, а те, для кого это не важно, просто забудут.
Что я заметил - мир сейчас настолько многообразен, и люди так часто меняют свою деятельность, что тех, кто действительно будет осуждать тебя за твои планы, не будет. Они просто забудут.
Но главное, чтоб обучение приносило удовольствие. Как впрочем и всё остальное в жизни. Иначе, зачем это всё, да?
это был текст о том, как учиться самому.
хочется еще порассуждать, как эти же тезисы работают, если ты организовываешь обучение в компании. stay tuned
мой телеграмм канал