Эмоциональный интеллект: эмоциональный — да

Мета-метаанализ 484 исследований показал, что эффекты эмоционального интеллекта (ЭИ) снижаются.

С момента появления концепции в 1990 году (Salovey & Mayer) многие исследования подтвержали, что ЭИ предсказывает успех в карьере, здоровье, учёбе и личной жизни. Однако сейчас эффекты, которые ранее казались надёжными, оказываются слабее или вовсе исчезают.

Исследование 2019 года (Gong & Jiao) — первый мета-метаанализ по поводу — выяснил, что да, эффекты ЭИ действительно снижаются со временем, но не во всех случаях одинаково. И причина не в том, что ЭИ перестал работать, а в том, как мы его определяем и измеряем.

Эмоциональный интеллект мы можем определить не только как некую способность, но и как черту личности.

В первом случае (ability EI) речь идёт о когнитивной способности точно воспринимать, понимать и регулировать эмоции. Данная способность измеряется объективными тестами (например, MSCEIT).

Во втором случае (mixed EI) речь идёт о когнитивных и личностных чертах: уверенности, эмпатии, мотивации. Измеряется через самоотчёты (например, EQ-i, TEIQue)

Авторы мета-метаанализа проанализировали 484 первых исследования (на 102 579 участников) из 9 метаанализов и обнаружили:

  • Средний эффект ЭИ по всем исследованиями составляет r = 0.244 (p < 0.001). Статистически значимый, но умеренный.
  • Смешанный ЭИ даёт больший эффект (r = 0.272), чем ЭИ модели способностей (r = 0.160).
  • Эффекты снижаются со времени, но только в исследованиях смешанного ЭИ.
  • В исследованиях ЭИ как способности нет признаков снижения.

Предполагается, что изначальные исследования завысили связь ЭИ с другими переменными.

Первая проблема: смешанный интеллект коррелирует с чертами Большой пятёрки, оптимизмом и позитивным аффектом. Эта связь ставит под сомнение независимость ЭИ как конструкта.

Вторая очевидная для психологической науки проблема: люди плохо оценивают собственные способности. Самоотчёт — ненадёжный метод, а самооценка интеллекта слабо коррелирует с реальными IQ-тестами.

Третья очевидная для психологической науки проблема (до внедрения практик препринтов и публикации негативных результатов): ранние работы чаще публиковали значимые и яркие результаты, игнорируя нулевые или отрицательные эффекты.

Это в очередной раз ставит вопрос о теории и практике применения психологических концепций и методик. В образовании и найме некритичный и максималистский подход (например, практика EQ-тестирования при приёме на работу и использование результатов как решающего фактора) может привести к кромешному Аду.

Начать дискуссию