Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»

Раньше для всех, кто мечтал быть учителем, профильное образование было, что называется, must have. Но ситуация изменилась, и с развитием онлайна, те, кто хорошо знает язык, ринулись преподавать. Кто-то разместил предложение о своих услугах на различных сайтах и начал набирать учеников, кто-то раскрутил Instagram, а кто-то использовал таргетированную рекламу, с помощью которой и нашел своих первых студентов. Возникает вопрос – а нужно ли вообще выделять целых 5 лет своей жизни для получения заветной корочки? Или же можно, сэкономив время (а порой, и деньги), начать работать и освоить все тонкости профессии в процессе?

Альтернативы педагогического образования

Преподавателей из разряда «совсем без образования» найти, в принципе, не так просто. У большинства все-таки за плечами есть educational background.

Зачастую это:

  • диплом филолога/лингвиста

Если вы получили диплом еще до кардинальных изменений в системе ВУЗовского образования, можете считать, что вам повезло. Скорее всего, в дипломе ваша специальность звучит вроде «Филолог, преподаватель английского языка и литературы». Но в онлайне работает очень много молодых преподавателей. Однако, несмотря на то, что «педагогика» на этих дисциплинах перестала читаться в связи с переходом на бакалавриат (обучение длится четыре года вместо заявленных пяти), выпускники позиционируют себя как специалистов с классическим гуманитарным образованием, которые могут качественно преподавать. Многие потенциальные ученики в принципе не видят разницы между специальностями в дипломе, и если там фигурирует словосочетание «английский язык», думают, что это то, что нужно. Да и работодатели на популярном сервисе hh.ru, зачастую в требованиях указывают «Педагогическое ИЛИ лингвистическое образование»;

Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»
  • неполное высшее образование

Студенты всегда любили подработать. Именно поэтому многие выпускники языковых гимназий, которые в 18 лет уже владеют языком на уровне Upper-Intermediate, поступив в ВУЗ (пусть даже не педагогический), в свободное время начинают заниматься репетиторством. Особой популярностью пользуется подготовка школьников к ЕГЭ. Как бы там ни было, у таких молодых педагогов есть преимущества, которые выделяют их для потенциальных учеников – цена за занятия ниже рыночной. К тому же, сложно отрицать тот факт, что молодой студент говорит на одном языке со школьниками, да и сам недавно прошел через ЕГЭ и знает «всю кухню» этого экзамена. Многие специализированные онлайн-школы набирают только молодежь от 18 до 22, которые сдали ЕГЭ не ниже 90 баллов, и никакого диплома не спрашивают.

Вот пример описания квалификации преподавателя в одной популярной онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ:

Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»
  • международные сертификаты

Многие наши коллеги признаются, что по образованию они далеки как от филологии и лингвистики, так и от педагогики. Зачастую, учителя иностранного языка в прошлом отучились на математиков, инженеров или даже медиков. Затем поняли, что жить не могут без любимого иностранного языка – подготовились и сдали международный экзамен. Благо, их сегодня множество. Есть общие, подтверждающие высокий уровень владения языком – TOEFL или IELTS (об этом в нашей предыдущей статье) или, например, менее популярный, но не менее престижный CAE. Есть также специальные сертификаты из разряда «только для учителей» - TKT и, конечно, CELTA. Для тех, кто «в теме», это говорит о многом. Но знают ли наши потенциальные ученики о том, что такое CELTA, а что такое TKT, и какая колоссальная разница между ними?

  • опыт проживания за рубежом

Очень часто, просматривая аккаунты практикующих преподавателей, например, в социальных сетях, можно увидеть что-то вроде «Замужем за американцем», «Живу в Лондоне since 1995» и т. д. Нередко педагоги даже гордятся тем, что нигде не учились, аргументируя это тем, что «не забивали голову теорией», а осваивали язык в естественной среде, и могут по праву назвать себя билингвами. Такие учителя, как правило, без труда находят себе учеников, особенно, если у них блестящее произношение.

  • самообразование

Количества вебинаров, мастер-классов и любых других вариантов обучения не счесть. Их проводят как отечественные коллеги, так и зарубежные преподаватели-методисты, а доступны они всем и каждому, у кого есть доступ к Интернету. К тому же, никто не отменял литературу — даже ту самую, которую рекомендуют в педагогических ВУЗах. Так почему бы преподавателю не набрать пару-тройку учеников и не сочетать практику с теорией, которую он может самостоятельно освоить в свободное от работы время? (как происходит, скажем, на заочном отделении).

Как мы видим, получить педагогического образование для того, чтобы стать учителем сегодня – далеко не единственный вариант. Многие успешно работают без него и выдвигают аргументы «против» педагогического образования:

  • Пед. образование – не гарантия трудоустройства.

Речь, конечно, не идет о государственных образовательных учреждениях. Туда вас не смогут принять на работу без профильного диплома или же курсов повышения квалификации (например, на базе диплома филфака). Однако, как мы видим, в бюджетные ОУ не больно то и стремятся педагоги. Многие хотят свободы, отсутствия отчетности и гибкого графика.

  • Пед. образование – не гарантия профпригодности.

Все мы знаем, насколько тяжело сегодня «вылететь» из университета, особенно, если вы обучаетесь платно. ВУЗ не заинтересован в том, чтобы выгонять контрактников – проще «нарисовать тройки». Соответственно, на выходе мы имеем человека, чей уровень языка не изменился со школьной скамьи, да и знаний по методике не присутствует. Поможет ли диплом такому соискателю успешно пройти собеседование в языковой центр? Вряд ли.

  • Многие знания, полученные в педагогическом ВУЗе, не адаптированы под современную реальность

Например, в ВУЗе вас вряд ли научат тому, как преподавать онлайн, какими инструментами пользоваться. Пандемия показала нам, насколько, к сожалению, технически не подкованы практикующие вузовские педагоги. Им потребовалось много времени и сил, чтобы начать преподавать в Zoom или Teams в связи с переходом на дистанционку. Получилось так, что студенты знали эти инструменты лучше своих же учителей.

Поделимся реальной историей

У преподавательницы Диляры Кашаповой, которая поделилась с нами своей историей, есть диплом, и даже красный. Но совсем «не в тему» преподавания, ведь по специальности она — журналист. Но подобное гуманитарное образование в профессии педагога ей не мешает – напротив, умение коммуницировать с разными людьми, находить к ним подход и грамотно формулировать свои мысли помогает ей работать максимально эффективно.

Однако в процессе обучения, делится Диляра, присутствовал момент, который ее беспокоил — ее английский стоял на месте. Группы с уровнем выше Intermediate на ее потоке не было, и пришлось выбрать немецкий язык, и изучать его с нуля. Поэтому на втором курсе Диляра решила получить дополнительную специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Как результат, у нее также имеется приложение к диплому.

Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»

Несмотря на то, что Диляра училась на журналиста и переводчика, ни та, ни другая специальность не стали для нее основными. Она пробовала себя в разных проектах, но по-настоящему влюбилась только в преподавание и методику, когда устроилась преподавать в онлайн-школу. На протяжении 3,5 лет Диляра работала, не имея педагогического образования, но еженедельно проходя обучение у методистов и прокачивая свои скиллы.

В сентябре 2020 года она все же решила получить профильное образование. Диляра поступила в магистратуру на заочное отделение, чтобы совмещать обучение с работой. И ни разу об этом не пожалела! Учеба помогла ей не только обзавестись полезными связями, но и чувствовать себя увереннее в своей профессии.

На примере Диляры можно сделать кое-какие выводы. Для чего все-таки стоит поступить на педагогическое или аргументы «за» получение педагогического образования:

  • Полезные связи

Если вы активно участвуете в образовательном процессе, вы автоматически “обрастаете” полезными связями благодаря своим одногруппникам и преподавателям. Это дает вам как нетворкинг, так и возможную помощь при трудоустройстве в будущем.

  • Возможность построить научную карьеру в сфере педагогики

Если вы хотите стать признанным экспертом и преподавать в ВУЗе – безусловно, необходимо получить профильное образование. При чем бакалавриата, да и даже магистратуры, будет недостаточно – необходимо также отучиться в аспирантуре и защитить диссертацию. Если вы действительно этого хотите, то советуем на протяжении учебы активно участвовать в конференциях, публиковать статьи в сборниках и по возможности хотя бы раз съездить за рубеж по программе обмена.

  • Корочка

Так или иначе, педагогический диплом – не всегда обязательное условие при приеме на работу. Однако, если он у вас в кармане, будьте уверены – в какую бы жизненную ситуацию вы не попали (увольнение, потеря клиентуры, переезд в незнакомый город или страну) — вы всегда найдете работу учителем в общеобразовательной школе или воспитателем в детском саду. Таким образом, педагогический диплом — это некая «подушка безопасности».

А какая она — ваша история? Получили ли вы педагогическое образование, пригодилось ли оно вам?

77
4 комментария

Спасибо, интересно

1

спасибо! :-)

1

Я филолог-переводчик, изучал славянские языки и литературы. Прошёл российскую профпереподготовку на педагога по направлению русского языка и литературы. Считается ли это, что я и филолог, и педагог одновременно? Встречал много негативных отзывов об этих профпереподготовках. Хоть бы один пример успеха увидеть, что человек, получивший новую квалификацию, обустроился, нашёл себя в чём-то (ближе к смежной специальности), а сейчас доволен и счастлив. Отношение неоднозначное. В моём государстве филологи — это по большей части переводчики, имеют дело больше с языками. Как в РФ, трудно представить.

Какие онлайн-школы берут преподавателями студентов без опыта преподавания, но с высокими баллами ЕГЭ? Список в студию)