Инвестирование в зарубежный бизнес требует извлечения уроков

Инвестирование в зарубежный бизнес требует извлечения уроков*

В последние годы преподавание дисциплин, связанных с бизнес‑моделированием, стратегическим планированием и стратегическим менеджментом, стало неожиданно простым. То, что раньше воспринималось некоторыми как «идеологические тезисы», сегодня стало очевидной реальностью и уже не требует доказательств.

Яркий пример – ситуация с зарубежными активами «Лукойла». Она наглядно демонстрирует: привычные западные постулаты о неприкосновенности частной собственности и защите инвестиций оказались не более чем декларациями.

В чём главная ошибка?

На протяжении многих лет крупные российские компании следовали одной и той же логике: добивались успеха на внутреннем рынке → направляли прибыль на покупку зарубежных активов → позиционировали себя как глобальных инвесторов.

Эксперты предупреждали: такая стратегия – ошибочна. Она искажает саму суть бизнеса.

В чём подлинный смысл бизнеса?

Бизнес — это не только извлечение максимальной прибыли. Это ещё и:· развитие регионов и укрепление экономики страны;· создание комфортной среды для жизни в стране.

Деньги, выведенные на Запад, уже не вернуть. А ведь они были бы очень полезны, если бы их инвестировали в собственной стране.

Что важно понять новому поколению управленцев и собственников?

1. Родина – лучшая площадка для реализации. Нет смысла стремиться жить и заниматься бизнесом «где‑то там», если можно создать достойные условия у себя дома. Тем более, что условия жизни в России уже, как минимум, не уступают Западу. А часто даже превосходят.

2. ROI – не единственный критерий эффективности. Да, локальные инвестиции порой дают меньшую доходность на первых этапах. Но в долгосрочной перспективе они создают синергетический эффект.

3. Интеграция – ключ к устойчивости. Последовательное выстраивание горизонтальных и вертикальных связей между своими бизнес-проектами многократно повышает их совокупную эффективность.

Альтернативный путь для «Лукойла»

Представьте, как могла сложиться ситуация, если бы компания:

· вкладывала средства в строительство новых заводов в России;

· расширяла линейку продуктов глубокой переработки внутри страны;

· фокусировалась на вертикальной и горизонтальной интеграции локальных активов.

· Вместо экспорта сырой нефти – системное создание производств высокотехнологичной продукции на её основе на родной территории.

Когда оправданы зарубежные инвестиции?

Инвестиции в производство за рубежом могут быть необходимы для получения недоступных внутри страны технологий. Но и тогда главная цель должна оставаться неизменной: усиление корневого бизнеса внутри страны.

Вывод

История с «Лукойлом» – это не просто кейс из новостной повестки. Это чёткий сигнал для всех, кто принимает стратегические решения:

Настоящий успех бизнеса измеряется не только финансовыми показателями, но и вкладом в развитие своей страны. Нужно последовательно выстраивать вертикальную и горизонтальную интеграцию собственного бизнеса на родной территории.

* личное мнение автора блога.

—————

Понравился пост? Поделитесь им с коллегами, которым он будет интересен!

Подпишитесь на мои каналы. Там много интересного!

📌 CEO.Insights в Telegram: https://t.me/insights_ceo

📌 CEO.Insights на VC: https://vc.ru/insights_ceo

📌 CEO.Insights в Dzen: https://dzen.ru/ceoinsights

Начать дискуссию