Как руководителю работать меньше
Один руководитель на базовом управленческом тренинге отвечал на вопрос: “Почему вы считаете себя успешным руководителем”.
“Я каждый день работаю до 3 часов ночи”, - с гордостью ответил он.
Руководящая роль часто напрямую ассоциируется с бесконечной занятостью. Пример из комментария к посту:
“ Где выделять столько времени на личные диалоги, когда у тебя куча созвонов и отчетов”
Я предпочитаю смотреть на руководство через антитезу: признак успешного руководителя - не быть всегда занятым.
На первый взгляд контринтуитивный нереалистичный тезис. При этом если работу можно делегировать, то надо этим пользоваться. А если ты еще и ленивый (как я), то в этом спасение.
Оговорюсь: есть задачи, которые руководитель не сможет отдать или не делать. Речь не о них. Речь о том, что часто “съедает” время и усилия, не принося реальной пользы, но создавая ощущение постоянной занятости.
Работать нужно не 12 часов в день, а головой
Что на мой взгляд помогает руководителю именно так построить свою работу?
Погнали.
Настрой операционный режим управления
Об этом я говорю почти в каждой статье об управлении. Регулярные встречи, формы отчетов, коммуникации с командой, руководителем, внутренними заказчиками плюс база документов/отчетов.
Сделай операционный режим основой своей еженедельной деятельности. То есть исполняй его всегда, без изменений, в срок. Таким образом ты обеспечишь подстройку команды под этот режим. Они будут понимать, в какой момент могут прийти задачи, когда по ним будет контроль.
Это касается и твоих руководителей, коллег. Если они видят, что ты придерживаешься своих операционных правил, то они начнут их уважать.
Исключи чайка менеджмент
По отношению к подчиненным и по отношению к себе.
Готовя этот текст с удивлением обнаружил что есть целая статья в Википедии: тут
В общем, не делай так и не позволяй по отношению к себе это делать. И если по отношению к сотрудникам понятно, что нужно быть более предсказуемым, обоснованным, четким и не импульсивным. То что делать если так руководят тобой?
Мне помогает предыдущий пункт - настроить режим регулярного взаимодействия с своим руководителем. То есть регулярный синк. Если чайка менеджмент возникает регулярно и ежедневно - назначь еженедельную встречу. И каждый раз собирай задачи на ней и отчитывайся по задачам тоже на ней. Не сразу, но руководитель тоже войдет в этот ритм. Поверь, это работает.
Найми и оставь в команде тех, кому доверяешь
Это важный процесс построения команды. Работать с теми, на кого можешь рассчитывать. Часто твоя избыточная нагрузка возникает из-за того, что надо исправить задачу за подчиненным. Когда этого много, выясняется что в одной задаче вы делаете два раза одно и то же. Чтоб этого избежать, я беру в команду тех, кто:
- может расти;
- относится к задачам так же, как я;
- умеет делать конкретную работу лучше меня;
- может быть автономным;
- любит делать ту работу, на которую их нанимаю.
Не бери не свои задачи
Этот тезис актуален и тогда, когда ты линейный специалист. А если ты руководитель, то риски умножаются. Если у твоей команды появляются не ваши профильные задачи, то ты теряешь время на каждом этапе работы с задачей: поставить задачу, замотивировать, контролировать, корректировать.
Находи простые способы выполнять задачи и проекты
Я сталкивался с теми, кто проваливался в задачу или проект с кучей подзадач, сроков, участников, хотя можно было делать все гораздо проще и “прямее”. Я не понимаю, почему так происходит, хотя и сам таким грешу. Каждый раз делая или запуская большую задачу спрашивай себя “Можно ли это сделать проще?”
Часто оказывается, что да.
Знай лично всех, кто тебе нужен в компании
В идеале - у тебя не должно быть закрытых дверей. Это полезно, когда у тебя появляются смежные, кросс-функциональные задачи и тебе нужно уточнить, конкретизировать их. Помни про эффект сломанного телефона в любой человеческой коммуникации. Я предпочитаю при любой задаче идти за разъяснениями к источнику задачи. Чтобы что? Чтоб делать простыми способами только свои задачи 🙂
Обеспечивай ресурсами себя и свою команду
Перегрузка во многих случаях возникает из-за нехватки ресурсов в ситуации, когда нужно быстро с имеющимися ресурсами сделать то, что нужно. Твоя роль - прогнозировать и добывать все нужные ресурсы для задач. И обеспечивать ими себя и команду.
Всегда учись
На любых примерах, на всем, что попадается тебе на пути. Везде есть человеческие коммуникации, много где есть примеры управленческой работы. Смотришь кино, сериалы, слушаешь подкасты, читаешь художественную книгу, пьешь пиво в баре с другом: везде есть куда посмотреть и заметить то, что будет тебе полезным в работе руководителя.
Пока писал статью вспомнил свои примеры, на чем я учился так:
В книге “Три товарища” есть пример, как герои продавали автомобиль - прекрасное пособие для продажников. Сериал “Острые козырьки” - сплошное пособие по ведению переговоров. Документалка “Последний танец” - сплошь про отношение к работе, коммуникации и командной работе.
А мой ванлав - это мое самое большое увлечение - футбол. Много тонких моментов управленческих практик подмечено именно там.
И несколько тезисов короткой строкой:
Не будь идеалистом/перфекционистом. Чаще всего лучше чем надо, не надо
При получении срочных сложных задач используй метод ПВО - погоди выполнять, отменят
И главное, повторюсь, НЕ УСЛОЖНЯЙ
мой телеграмм канал: