Как персонализация влияет на результаты обучения?

Недавно опубликованное в Journal of Experimental Psychology исследование касается влияния алгоритмов персонализации на процесс обучения и формирование знаний.И выводы неожиданные, к которым стоит прислушаться.

Схема алгоритма персонализации. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpsycnet.apa.org%2Ffulltext%2F2026-31272-001.html&postId=2634940" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Схема алгоритма персонализации. Источник

Пояснения к схеме: алгоритм персонализации предлагает пользователям те вещи, которые они с большей вероятностью посмотрят или купят. Если у алгоритма мало информации о предпочтениях пользователя, он даёт разнообразные рекомендации, почти случайно. Постепенно, наблюдая за действиями пользователя, алгоритм находит других людей с похожими интересами и начинает предлагать только те вещи, которые нравятся этой группе. Так он ограничивает выбор, делая рекомендации всё более узкими и персонализированными.

🔥 Еще больше интересного в моем канале продуктовые штучки

Что показало исследование

В условиях персонализации люди выбирали и изучали только те темы, которые соответствовали их интересам или предпочтениям, игнорируя другие аспекты (исследование, про методику тут). Это приводило к формированию неточных и неполных представлений о категориях, особенно тех, с которыми участники сталкивались редко.

После обучения участники были чрезмерно уверены в своих знаниях, даже если ошибались: персонализация усиливала чувство уверенности, несмотря на низкое качество знаний.

О чем это говорит?

Персонализация ограничивала разнообразие информации, что мешало формированию более полной и объективной картины мира. Исследование показывает, что персонализированные алгоритмы могут создавать «информационные пузыри», затрудняя получение новых знаний и искажая восприятие реальности.

Персонализация помогает в удобстве, но может снижать качество знаний и повышать ложную уверенность в них.

Для качественного обучения и развития важно сознательно расширять кругозор, выходя за рамки алгоритмических рекомендаций.

Что делать?

Чтобы избежать искажённого понимания, важно периодически выходить за рамки персонализированных рекомендаций и знакомиться с разнообразной информацией.

Рекомендуется осознанно искать альтернативные точки зрения и не полагаться исключительно на алгоритмы персонализации.

Методика исследования

Ученые из Университета Вандербильта и Университета штата Огайо.

Методика заключалась в том, что участникам предлагали учиться распознавать «инопланетные категории» при разной степени персонализации подачи информации.

В одном случае рекомендации были строго персонализированы, в другом — более разнообразны. После обучения участников тестировали на знание категорий и измеряли их уверенность в ответах.

Пожалуйста, поддержите меня, поставьте лайк! 🙏

Начать дискуссию