Кейс: как создать онлайн-курс, который проходит до конца 70% студентов

Механика курса и инструменты вовлечения.

Кейс: как создать онлайн-курс, который проходит до конца 70% студентов

Делимся простыми инструментами, как разнообразить обучение и вовлечь удаленных участников. Здесь не будет rocket science: мы расскажем, как с помощью известных инструментов, например, Гугл-докс и Ноушн создать курс, который будут проходить до конца.

До пандемии мы проводили курс по публичным выступлениям «Выступление как продукт» в офлайн формате: два с половиной дня участники курса выступали, получали обратную связь, пробовали новые структуры и приемы. В марте прошлого года курс перешел в онлайн.

Оставить его в той же интенсивной версии и не выпускать участников из Зум-комнаты целые выходные — невозможно. Контент мы разделили на пять недель, сделали воркшопы, организовали практику, записали дополнительные материалы.

Но пять недель для курса по soft skills в онлайне — это много. В Глагол приходят менеджеры, руководители и предприниматели, которым есть, чем заняться, кроме учебы.

Чтобы пройти онлайн-курс, участнику нужно сделать гораздо больше действий
Чтобы пройти онлайн-курс, участнику нужно сделать гораздо больше действий

После 30+ потоков онлайн-курса для б2с и б2б клиентов мы отобрали лучшие практики: стали вовлекать студентов через комьюнити, поддержку и создание удобной среды для обучения. Теперь больше половины студентов каждого потока приходят на последнее занятие. Недавний рекорд — в Авито 93% участников прошли курс до конца. Была даже студентка, которая записывала последнее домашнее задание из отпуска на Камчатке.

Бывают и не такие удачные потоки — но благодаря им появляются новые решения и инструменты.

<p>Дашборд посещения того рекордного потока. Честно говоря, такая посещаемость — это, скорее, то, к чему мы стремимся, чем наша ежедневная практика</p>

Дашборд посещения того рекордного потока. Честно говоря, такая посещаемость — это, скорее, то, к чему мы стремимся, чем наша ежедневная практика

Дашборда посещения с более частыми для нас значениями: 60-70% доходят до конца
Дашборда посещения с более частыми для нас значениями: 60-70% доходят до конца

Механика курса

Чтобы добавить практику в онлайн-курс, мы разбили обучение на несколько частей. Каждую неделю проходит воркшоп, затем участники самостоятельно готовят выступление и присылают его тренеру. Тренер дает подробный фидбек. Участник учитывает правки, готовит новое выступление — и с новыми вопросами снова идет на воркшоп. И так четыре недели.

Последняя неделя посвящена подготовке финального выступления.

Такая механика помогает создавать много практики и общения участников с тренерами и друг другом, но может запутать, если неправильно подобрать инструменты.

Как устроен онлайн-курс «Выступление как продукт»
Как устроен онлайн-курс «Выступление как продукт»

Инструменты для курса

Мы используем комбинацию из инструментов: Зум, Ноушн, Гугл-таблицы, Миро, Телеграм. Еще у нас есть своя платформа для разбора — о ней дальше. Вот как работают и взаимодействуют друг с другом инструменты внутри обучения.

<p>Какие инструменты работают на каждом этапе обучения</p>

Какие инструменты работают на каждом этапе обучения

Зум

В Зуме проходят воркшопы для участников каждую неделю. Воркшоп — это не вебинар в режиме говорящей головы, а занятия с практикой. Периодически участники делятся на сессионные группы и практикуются в них. Поэтому на воркшопе часто работают несколько тренеров.

Живой Зум с общением помогает вовлечь участников, но такие записанные воркшопы сложнее смотреть тем, кто не смог присоединиться к занятию.

<p>Воркшопы проходят каждый четверг по вечерам. Можно посмотреть их в записи, но мы рекомендуем быть очно, чтобы попрактиковаться и задать вопросы.</p>

Воркшопы проходят каждый четверг по вечерам. Можно посмотреть их в записи, но мы рекомендуем быть очно, чтобы попрактиковаться и задать вопросы.

Гугл-таблицы

Раньше мы использовали Гугл-таблицы как инструмент для обучения — это удобно, потому что ими умеют пользоваться практически все. Студенты заполняют таблицу по ходу воркшопа, получают там ссылки на домашние задания и задают вопросы. Это еще и среда для коллаборации: участники могут посмотреть выступления друг друга и поделиться впечатлениями.

В будущем сентябрьском потоке мы переходим на обучение в Миро — до этого в Миро работали только на тренингах для компаний.

<p>Версия рабочей тетради в Миро. Стикеры добавляют сами участники и пишут на них свои идеи</p>

Версия рабочей тетради в Миро. Стикеры добавляют сами участники и пишут на них свои идеи

Ноушн

Это база знаний для студентов. Во время обучения там постепенно появляются материалы: короткие обучающие видеоролики, презентации и записи воркшопов. В конце курса страница на Ноушн становится хранилищем всех материалов, доступ к которому остается у участников навсегда.

<p>В Ноушн хранятся записи воркшопов, все полезные ссылки, примеры отличных выступлений</p>

В Ноушн хранятся записи воркшопов, все полезные ссылки, примеры отличных выступлений

Чат в Телеграме

Тут все как обычно, это чат для общения. Чаты на курсе часто бывают живыми и по делу, без бесконечного флуда. Раскачивают чат тренеры — быстро и подробно отвечают на вопросы обычно в формате видеосообщения.

<p>В чат участники также присылают свои домашние задания и пишут друг другу отзывы, что понравилось в выступлении.</p>

В чат участники также присылают свои домашние задания и пишут друг другу отзывы, что понравилось в выступлении.

Как мы вовлекаем студентов

<p>Мотивация и вау-моменты на протяжении всего обучения</p>

Мотивация и вау-моменты на протяжении всего обучения

Разборы домашних заданий

После каждого воркшопа участник получает задание подготовить и записать на видео выступление на три минуты. До старта новой недели тренер делает подробный разбор и дает фидбек — что поправить, а что оставить в выступлении. Спикер видит в процессе обучения, как меняется его навык.

Фидбек дают опытные тренеры, а не начинающие специалисты — это не просто отписка, а полноценный анализ. Плюс тренеру можно параллельно задавать вопросы в чате.

<p>Разбор выступления на платформе Глагола. Внизу — структура выступления и разбор конкретных удачных приемов.</p><br />

Разбор выступления на платформе Глагола. Внизу — структура выступления и разбор конкретных удачных приемов.


Только пряник

У нас нет негативной мотивации из серии «кто не записывает выступление два раза, вылетает с курса». Идем от обратного — поощряем, если участник сделал три выступления подряд. За это дарим получасовую консультацию с тренером Глагола.

Тут есть и обратная сторона и неудачные кейсы. Мы установили строгий дедлайн: выступление нужно прислать до 10:00 вторника. В дашборде проставляем 1, если участник отправил выступление вовремя, 0,5 — с опозданием, 0 — не прислал. 0,5 — значит, тренер может не успеть разобрать выступление. Однажды участник опоздал всего на минуту, тренер не разобрал его выступление, что вызвало негодование остальных участников.

<p>Дашборд сданных (или не сданных) домашних выступлений. Процент подготовленных выступлений обычно ниже процента посещаемости — можно не сделать задание, но прийти на воркшоп или выпускной.</p>

Дашборд сданных (или не сданных) домашних выступлений. Процент подготовленных выступлений обычно ниже процента посещаемости — можно не сделать задание, но прийти на воркшоп или выпускной.

Офлайн-артефакт

В начале курса мы отправляем каждому студенту офлайн-артефакт — «Карточки спикера». Это 86 инструментов, чтобы разнообразить речь.

<p>Карточки можно купить отдельно — на сайте Глагола</p>

Карточки можно купить отдельно — на сайте Глагола

Кофейники

Кофейники — это неформальные созвоны с участниками раз в неделю на полчаса. Обсуждаем всё, кроме публичных выступлений. Обычно на кофейники приходят 5–6 человек. Часто такие встречи мотивируют прийти на общий воркшоп и продолжить общение.

Выпускной. Да, для взрослых

Финальное занятие курса — онлайн-выпускной. Участники могут пригласить в Зум своих друзей и коллег, чтобы собрать группу поддержки. Подготовка выступления — большая работа. Чтобы участникам было проще подготовиться к выпускному, у каждого есть бади, напарник по обучению. Мы часто слышим в конце выпускного: «Если бы мы не созвонились вчера с моим напарником, я бы точно не выступил сегодня».

<p>На выпускном бывает до 40 человек — вместе с участниками, командой и гостями</p>

На выпускном бывает до 40 человек — вместе с участниками, командой и гостями

Небезразличие тренеров

Звучит как базовая штука, но нам правда не все равно. После воркшопа тренер остается с участниками и отвечает на вопросы столько, сколько нужно. Если есть сложность — договариваемся о коротком созвоне. Если курс приходится пропустить — согласуем перенос на следующий поток. В общем, делаем всё, как для себя, и с заботой.

В итоге курс складывается не только из полезного контента и прикладных материалов, но и из удобной среды, взаимодействия участников друг с другом и многих вау-моментов, как, например, офлайн-карточки. Сложная механика становится преимуществом курса — обычно участники отмечают, что им было удобно и понятно, как строится работа.

Пишите в комментариях, какие из инструментов вы используете в обучении и что помогло вам пройти до конца другие курсы. Если есть еще вопросы — задавайте, будем рады поделиться опытом.

18
5 комментариев

Очень интересно! Супер про положительную мотивацию: прислал домашки - получил консультацию. Заберу для своего курса)

2
Ответить

спасибо, Ольга! 

Ответить

Интересный набор методов. Сохранил

2
Ответить

Артём, вы делаете крутой продукт! Спасибо за то, что делитесь классными кейсами. 

1
Ответить

Миша, спасибо:)) 

1
Ответить