«Методист – тот, кто востребован сегодня и через 5 лет»

Время прочтения: 7 мин. 25 сек.

В 2021 году создается впечатление, что онлайн-курсы запускаются ежедневно. Еще год назад эксперты прогнозировали рост рынка онлайн-образования в России на 15-20%. В действительности рост составил около 30-35%.

Что стало причиной такого роста?

1. Массовый переход образовательной сферы в онлайн в период пандемии.

2. Онлайн-образование доказало преимущества над традиционным. Сегодня можно сменить профессию, не выходя из дома.

3. Развитие цифровизации.

Многие компании, проекты и даже блогеры сегодня используют онлайн-курсы как новый источник дохода. Наверняка вы встречали в своей новостной ленте прогрев аудитории блогерами, которые спустя несколько дней объявили о запуске уникального авторского курса. В связи с этим, многим кажется, что открыть онлайн-школу или запустить курс – легко, просто и прибыльно. Достаточно иметь контент, камеру и микрофон. Так ли это?

На самом деле нет. Самая профессиональная техника и полезный контент от эксперта не спасет, если нет главного - команды!

За каждым курсом, вебинаром, прямой трансляцией всегда стоит команда. В нее входят: менеджер, продюсер, эксперт, маркетолог и методист. Именно о роли методиста мы поговорим сегодня. Чтобы понять значимость методиста в создании и запуске онлайн-школ и курсов, познакомимся с этой профессией поближе.

«Кто такой методист»?

В основные задачи методиста входит: анализ потребности в обучении, разработка плана (траектории) учебной программы, коммуникация с экспертом, сбор контента, выбор формата обучения, разработка курса и системы оценки знаний. Однако, методист не только создает с экспертом полезный продукт. Он делает процесс обучения интересным, комфортным и увлекательным.

Опытный методист может как улучшить готовый курс, так и создать качественный продукт с нуля. Ниже мы рассмотрим стандартный чек-лист методиста, который лежит в основе разработки курсов и программ.

Чек-лист «Этапы разработки программы / курса»

1. Этап «Start»

2. Этап «Analysis»

3. Этап «Design»

4. Этап «Development»

5. Этап «Implementation»

6. Этап «Evaluation»

Давайте разберем каждый этап.

На первом этапе «Start» методист совместно с командой предлагает идею (концепцию) курса. Здесь важно прийти к общему представлению о курсе, его ценности (как для команды, так и для будущего пользователя). Методист должен четко понимать цель, ведь на ее основе он определяет формат и строит дальнейшие действия.

На втором этапе «Analysis» проводится анализ целевой аудитории. Методист анализирует: есть ли на рынке потребность в продукте, кому курс будет интересен и т.д. На основе анализа формулируется УТП и выбирается MVP.

Третий этап разработки — «Design».

На данном этапе начинается сбор и анализ информации, поиск экспертов (если их нет), интервью с экспертами, разработка структуры программы и ее наполнение. А также выбор форматов и инструментов. В среднем, данный этап занимает 1 – 1,5 месяца.

На этом этапе методист тесно работает с экспертом. Одна из его главных задач — помочь эксперту структурировать свои знания и опыт. Даже самый крутой эксперт не всегда может транслировать свои знания в понятной форме. Можно сказать, что методист является «переводчиком», который адаптирует информацию для аудитории.

Кроме того, на этапе «Design» методист решает проблему «разрыва» теории и практики с помощью принципа обратного проектирования. Давайте рассмотрим его.

Данный принцип строится следующим образом:

  • Цели. Методист разбивает цель программы / курса на задачи и описывает конечный желаемый результат. Чему научится пользователь по итогам обучения? Какие знания и умения он приобретет?
  • Измерение. Здесь мы отвечаем на вопрос «как выяснить, что ученик достиг цели?»
  • Опыт. Методист разрабатывает практическую часть курса, отвечая на вопрос «какой опыт должен приобрести пользователь для достижения цели?»

На 4-м этапе «Development» тестируется программа курса. Эксперт проверяет готовый продукт, предоставляет обратную связь. Проводится корректура (поиск и исправление грамматических ошибок).

На 5-м этапе «Implementation» запускается сама программа. Отдельное внимание на этом этапе уделяется взаимодействию методиста, эксперта и административного персонала с пользователями. На первый план выходит коммуникация и обратная связь от пользователей.

Заключительным этапом является «Evaluation».

После реализации и запуска программы проводится работа над ошибками: выявляются технические ошибки, анализируется обратная связь от пользователей. Этот этап является важным, так как позволяет устранить недочеты и оптимизировать программу.

Мы рассмотрели все этапы работы над курсом. Как видите, роль методиста незаменима на каждом этапе. А сейчас давайте попробуем на практике применить принцип обратного проектирования. Представьте, что нам предстоит запустить курс для начинающих маркетологов.

На этом курсе мы даем представление о профессии маркетолога и начальную базу знаний.

1. Как мы помним, обратное проектирование начинается с цели (Какие знания и умения должен приобрести пользователь?)

Цель: пользователь умеет заводить рекламный кабинет в FB, умеет настраивать рекламу внутри кабинета и знает по каким причинам рекламные компании могут не пройти проверку FB.

2. Далее мы прописываем измерение (Как мы выясним, что пользователь достиг цели?)

Измерение: мы просим пользователя создать рекламный кабинет и настроить рекламу по определенным параметрам — и оцениваем, как он проявляет свои умения и знания на практике.

3. Последний этап — создать условия для приобретения опыта (Что конкретно должен уметь пользователь, чтобы достичь цели?)

Опыт: пользователь должен сам потренироваться в создании рекламного кабинета, зафиксировать алгоритм настройки рекламной кампании, увидеть пример неправильно настроенной рекламы и причины бана рекламной компании, а также найти примеры самостоятельно.

Поздравляю! Мы только что применили с вами технику обратного проектирования.

Безусловно, в реальности она выглядит сложнее, и только профессиональный методист сможет применить и встроить ее в курс. Но теперь вы имеете представление о том, как сложно учесть все нюансы в разработке программы курса и как в команде нужен методист.

Методист занимает ключевую роль в создании образовательных продуктов. Он упаковывает знания эксперта и выстраивает обучающую стратегию. Кроме того, он помогает масштабировать и улучшать уже существующие курсы, тренинги, учебный материал.

Уже сегодня в образовательной сфере ощущается нехватка данных специалистов. Это заметно по программам курсов и отзывам учеников. Можно с полной уверенностью сказать, что спрос на методистов в ближайшее время будет только расти. Не зря методист входит в ТОП-10 самых востребованных должностей.

Не пропустите голубой океан классной профессии! :)

77
Начать дискуссию