Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

Как простой учитель из Челябинска стал звездой TikTok? Возможно ли делать образовательный контент на развлекательных площадках? Есть ли что-то постыдное в TikTok? Почему важно быть там, где наши дети?

Поговорили с учителем математики и блогером, для которого TikTok и YouTube стали площадками, где можно не только развлекаться, но и делать популярный и востребованный образовательный контент. Мы узнали у Петра о том, как он начал свой «блогерский» путь, чья была идея и кто ему помогает, в чем фишка TikTok - почему иногда это даже лучше, чем урок в классе, что можно почерпнуть из социальных сетей в педагогическую практику и о важности разговора с детьми на одном языке.

Контакты Петра Земскова:

  • TikTok - https://www.tiktok.com/@math.and.magic?
  • YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCU3fbWgaCRISDWcjgAT5RfA
  • Instagram - https://www.instagram.com/math.andmagic/

Наш Telegram-канал об образовании - https://t.me/ed_digital

Если хотите посмотреть полное интервью, кликайте по ссылке выше, а для тех, кто любит текстовый формат - читайте ↓

Сегодня в рамках нашего образовательного проекта Digital ЭД мы берём интервью у Петра Земскова, учителя математики, который смог завоевать популярность зрителей в социальных сетях, особенно в TikTok. Насколько я сейчас знаю — 600 тысяч подписчиков у Вас, Петр, да?

Если уж точно, всё-таки, как математик — 616 тысяч*

* Интервью записывалось в сентябре, на данный момент у Петра уже 686,6К подписчиков

Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

Петр, c чего вообще начиналась Ваша карьера?

Карьера начиналась очень просто. В далёком 1986 году я закончил 10 классов и думал, куда поступать. Я подошёл математически к этому вопросу: взял листок бумаги, написал, где у меня хорошо получается, потом посмотрел на этот листок и увидел, что хорошо у меня получается в математике и в баскетболе. Но в связи с тем, что рост мой всего 189 см (даже разыгрывающий практически двухметровый), и я не профессионал в этом деле – принял решение, что надо заниматься математикой, а баскетбол оставлять на любительском уровне.

Я поступил в наш педагогический институт в Челябинске, закончил его в 1992 году. С 1989 года, уже после третьего курса, работал параллельно в школе. То есть утром учился, а после 3-4 пар ездил во вторую смену в школу. Вот так потихоньку и стал учителем.

Как долго Вы развиваете свой канал?

Активно развивать канал в социальных сетях с образовательным контентом я начал с 2017 года. Мы завели с ребятами, школьниками, на перемене канал на YouTube и выкладывали туда выжимки из уроков.

Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

Допустим, была такая практика: до конца урока остается 5 минут, а на этом уроке у нас была новая тема, например, мы доказывали какую-нибудь теорему о вписанном угле. И в конце я говорил: «Давайте сейчас запишем ролик», - выходил к доске и давал четкое железное доказательство этой теоремы или какой-то сложной задачи.

Самый первый ролик мы просто в беседу ребятам отправили как домашнее задание для подготовки, а потом мальчишки сказали: «Пётр Саныч, зачем нам отправлять? Давайте будем выкладывать в YouTube. Заведём сейчас Вам аккаунт», — мы это сделали.

Первый ролик Петра на YouTube

Это действительно увлекательное занятие - вести свой видеоблог. Он становится не только обучающим, но и популяризирующим, потому что сейчас на нашем канале основная масса зрителей — это вообще-то взрослые люди. Даже по статистике смотришь: 24 - 45 лет — самая большая аудитория.

Вот где-то в 2019 году я подумал: «Так, пока нет. Пока здесь (в TikTok) люди флексят, рофлят — мы подождём!». А в 2020 TikTok насытился развлекательным контентом, и я подумал, прям почувствовал, что вот сейчас надо заходить с образовательным контентом.

Если посмотреть все мои ролики, то каких-то роликов, где я пою и танцую, может быть, один на сотню. Один там какой-нибудь, ну может два — всё! Всё остальное — это выход к доске, строгое решение задачи, строгое доказательство в какой-то моей манере. Поэтому это, наверное, пример, может быть, единственного или, по крайней мере, уникального контента, где в угоду зрителям практически ничего не делается. А может быть, зритель и жаждет? Может, наоборот, я угождают зрителю, когда он хочет нормального, серьезного разговора о математике, какого-то серьёзного нормального объяснения математических примеров.

"...Основная масса зрителей — это вообще-то взрослые люди. Даже по статистике смотришь: 24 - 45 лет — самая большая аудитория."

То есть, получается, YouTube — это не только ваша идея, это какая-то совместная идея с вашими учениками в то время была?

Да, так можно сказать, совместно. Но и в TikTok меня долго агитировали и ученики, и собственные дети. Они прямо говорили: «Слушай, TikTok — это тема! TikTok — это лидер! Надо! Давай, заходи». Я говорю: «Нет». Знаете, люди моего поколения смотрели фильм «Чапаев» в детстве раз по 5, я, как Анка пулеметчица, говорил: «Нет! Пускай подойдет ближе. Вот сейчас... Вот сейчас». Вот когда я зашёл, 2020 год, январь — это, на мой взгляд, самое оптимальное время.

Вы не считали, что TikTok — это только для молодёжи? Что это что-то будет постыдное для такого серьезного контента? Не было таких мыслей? Или Вы в холодном расчете знали, что это зайдет?

Насчет постыдного — совершенно не было. Во-первых, я же не несу решение задач, я несу теоремы. Одним словом, это некая помощь ученику. Вот в чём ещё прелесть TikTok: если ты с первого раза не понял, не всякий учитель в классе возьмёт и будет тебе второй раз объяснять. А здесь крути ролик, сколько тебе угодно, пока не поймёшь. Ты же можешь даже замедлить скорость, тогда скорость будет более привычной.

"Послушайте, наши дети в TikTok. И чем больше мы забросим туда какого-то положительного позитивного навыка или возможности чем-то заняться..."

Второе, я хочу еще сказать всем тем, кто принимает эту лицемерную позицию, что TikTok — детская развлекательная сеть, и туда заходить — себя не уважать. Послушайте, наши дети в TikTok. Это, грубо говоря, примерно, как в моё детство, они где-то на детской площадке, на пустыре. Если мы никогда туда не пойдём и не заглянем, мы, родители, вот на этот пустырь посмотреть, чем дети занимаются. А может быть, стоит помочь им чем-то заняться? Научить их играть в футбол вот на этой уличной площадке. И чем больше мы забросим туда какого-то положительного позитивного навыка или возможности чем-то заняться, (тем самым мы сами своими детьми займёмся), тем больше мы детей убережём от отрицательного. Вот если брать моё детство, улицу. Если родители придут и сделают нам волейбольную площадку, мы будем играть в волейбол, а не курить.

У вас такая получается активная позиция с точки зрения обучения молодёжи сейчас.

Да. Тут ещё чисто математическое. Вот представьте себе тазик, грубо говоря, он наполнен нехорошими шариками, какими-то черными нехорошими шариками, и ребенок в этот тазик руку опускает. Какой он шарик вытащит? Чёрный! А у меня возможности убрать эти черные шарики нет, я не могу на это повлиять. Они как-то туда попадают. Тогда я делаю вот что: я наполняю этот тазик красными, яркими, хорошими, красивыми шариками. Я их туда много кидаю, кидаю, кидаю — и моих шариков становится больше! И вероятность, что ребенок, случайно ткнув труда руку, вытащит не чёрный, а красный шарик, повышается с каждым моим сделанным красным шариком.

С каждым моим видосиком, который я выкладываю в TikTok, вероятность, что ребенку прилетят не телеса какой-нибудь сомнительной красавицы, а прилетит ролик с моей задачей, повышается. Значит, кто делает благое дело? Тот, кто идёт в TikTok и выкладывает туда положительный контент, а не тот, кто ворчит и говорит, что Пётр Саныч там кривляется. Вот я так полагаю.

"С каждым моим видосиком, который я выкладываю в TikTok, вероятность, что ребенку прилетят не телеса какой-нибудь сомнительной красавицы, а прилетит ролик с моей задачей, повышается."

Насколько я знаю, у вас 6 детей. Верно?

Ну да, но они уже все взрослые, кроме одного.

Они тоже увлекаются математикой или у них разные интересы?

У них разные интересы. Один инженер. Дочь одна визажист, другая специалист по грудному вскармливанию, кадровик, у неё там разные увлечения. Те, которые сейчас поступили в институты, один на строительный поступил, другая педагогом будет. Тоже увлекаются, ходили в театральную студию и спортом занимались. Математика у них на таком общеобразовательном, нормальном, хорошем школьном уровне, но увлечения у всех свои.

Петр, а Вы им помогали с математикой? Если помогали, то в таком же формате, как и ведете TikTok?

Может быть и в таком, а может быть, и пожёстче, скажем так. Сейчас я вспоминаю, как я объяснял. Очень часто, у детей же есть привычка, они обращаются, когда ты уже спать ложишься. Например, в 23:00 к тебе подходит сын и говорит: «Слушай, что-то у меня тут не получается тригонометрическое уравнение», но идём и объясняем, всё равно работаем. Иногда им не нравится моя манера объяснения. Но я такой же папа, такой же родитель, как и все остальные. Единственное, наверно, что у своих детей я интересовался только математикой. Всё остальное меня вообще не волновало.

"Если с математикой у ребёнка хорошо — у него железно по всем остальным предметам не меньше четвёрки - пятёрки."

И в этом есть логика железная. Всем родителям рекомендую: не проверяйте никакие уроки, проверяйте только математику и следите за тем, как обстоит дело с математикой. Если с математикой у ребёнка хорошо — у него железно по всем остальным предметам не меньше четвёрки - пятёрки. Это просто закон! Если с математикой плохо, то почти 98% по остальным предметам тоже много трояков. Это вот такое мое наблюдение многолетнее.

А можете его раскрыть, объяснить, потому что, допустим, кто-то говорит: «Вот я гуманитарий. У меня история, языки, ИЗО, труд и так далее», а другой говорит: «Я, наоборот, логик. У меня геометрия, математика, информатика». В чём ваша логика действует? Почему, если у меня идёт математика, то у меня должно идти и все остальное?

Потому что математика приучает человека систематизировано заниматься. Если ты не выучил свойство пропорции в 6 классе или в 8 теорему Пифагора не умеешь применять — всё, можно распрощаться с мечтой стать авиаконструктором. Вот математика и приучает к системности. Ты не можешь пропустить ничего, ты должен всё это знать, уметь и восполнять — ни разу нельзя остановиться.

Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

И приучает к труду вообще-то. Выполнить домашнюю работу, заставить свой мозг трудиться. Ведь мозг, он так же, как мышцы, его же можно заставлять работать. Например, тебе неохота, грубо говоря, копать огород, но надо. Ты даёшь себе приказ и копаешь несмотря ни на что. То же самое и здесь.

Тут ещё есть такой момент. Мы думаем, что обучение — такая лёгкая прогулка на способностях. А ведь уже где-то с класса 7 такой объем материала, что вообще-то надо уже немножко кроме способностей и труд прикладывать. Поэтому вот эта проблема с мальчишками. Сколько у нас гениальных, умных мальчишек с 1 по какой-нибудь 5 класс, а потом они куда-то исчезают. На первых ролях там очень часто девчонки.

Потому что мальчишки на своих способностях думают, что обучение — это легкая такая прогулка. А где-то с класса 6 надо уже трудиться. Надо прям реально сидеть и запоминать: «Так, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Так, квадрат гипотенузы...». Вот если квадраты катетов сложить, то будет квадрат гипотенузы — прям заставлять себя запоминать.

Супер! В самом начале мы обсудили, сколько у вас всего подписчиков. Если их сложить, будет плюс-минус миллион. Вам уже какие-то рекламные предложения поступают?

В общем, у нас был один опыт рекламной работы какой-то такой успешной. Ну в YouTube монетизация подключена — это да. А вот то, о чём сейчас все говорят: «Вот, вам посыпятся рекламные предложения...» — этого я не вижу. Есть какие-то странные, но конкретного разговора нет. И тем более у меня, видите, контент такой образовательный, со своим лицом. Его смотрят дети, и в общем-то мы избирательны будем, если что-то рекламировать. Очень избирательны.

Смотрите, у Вас опыт, уже 4 год получается, в ведении социальных сетей. В любом случае, какая-то медийная история, она человека, так или иначе, изменяет. Может, улучшает какие-то навыки: разговор на камеру, навыки коммуникации, навыки общения, возможно, подтягивает речь. Как вы вообще изменились за эти 4 года? Допустим, если бы я был Вашим учеником 4 года назад в офлайн-школе и сейчас, что бы я заметил, какие изменения?

Вы правильно заметили, там есть некоторые изменения. Стало меньше лишних слов. Смотрите, TikTok — 30-ти секундный ролик, 15-ти секундный, 60-ти секундный. Чтобы теорему Пифагора уложить в эти 60 секунд и ничего не пропустить, чтобы это было четкое, аргументированное доказательство, нужно избавиться от каждого слова, которое не несёт смысловой нагрузки. То есть вот это наше на уроках: «Здравствуйте, ребята (ну ладно, поздороваться надо, конечно), сегодня... мы... с вами... будем... заниматься...» — уже прошло 5 секунд, и ничего не происходит на уроке! А эти дети, которые сидят в классе за партами, это же тот же зритель TikTok. Его восприятие по исследованиям: первые 5 секунд неинтересно — всё, до свидания, перелистываем картинку.

Как изменилось? В четкости подачи. Самодисциплина, подбор задач. Я думаю, вот в этом в основные изменения. Поменьше лишнего.

В социальных сетях есть люди, есть общение, есть обратная связь. Я уверен, что у Вас очень много положительной обратной связи, но, возможно, Вы сталкивались с каким-то хейтом. Как Вы вообще на него реагируете? Как боретесь? Читаете ли комментарии?

Да, комментарии читаю, сразу скажу. Обязательно. В YouTube вообще отслеживаю практически каждый комментарий. Но там хорошо, там есть фильтры, например, нецензурная брань. Я ввёл, и алгоритмы YouTube сразу отсекают откровенный мат. А если проходит, то я еще просматриваю и тоже удаляю. Потому что у меня сейчас самые младшие классы — шестые в этом году. В прошлом были пятиклассники. Но я знаю, и третьеклассники смотрят. И я понимаю, если мать с отцом и с ребенком смотрят мой видосик, потом пытаются обсудить это, почитать комментарии, как-то принять участие в обсуждении, и вдруг они увидят эту похабщину, то, конечно, это будет нехорошо, и малоприятного там. Я это удаляю.

Потом я удаляю, если бывают такие хейтеры, которые в комментариях друг дружку оскорбляют: «Ты дурак» — «Сам дурак». Вот эти комментарии я убираю, чтобы была у нас доброжелательная обстановка. Это же всё равно, что пройти на улице мимо какого-то инцидента. Поэтому вот такого плана комментарии я удаляю.

Комментарии, которые лично меня касаются? Если там что-то кто-то про меня напишет матом, какой-то один человек на 50 тысяч, такой принципиальный хейт — я удалю и всё. Не потому, что про меня. Если он про меня напишет: «Учитель объясняет — ничего непонятно» — это конструктивная критика. Ему было непонятно, ну что поделать. Другому понятно — ему нет. Значит, мне есть куда совершенствоваться, думать. Я могу задать вопрос, чего там непонятно.

Одним словом, конструктивная критика остается, нецензурная брань удаляется, оскорбления на любой почве, ксенофобия всех мастей — категорично нет. Нетерпимость ещё к чему-то там, хоть к чему — категорично нет. Тоже удаляем.

По поводу хейтеров было забавное. Вот чтобы кто-то знал, YouTube — это такая тяжелая социальная сеть, где очень трудно набирать аудиторию. Чтобы у тебя появилось 380 тысяч! Я вот сейчас даже не верю, что это может быть. Первые полгода, год, даже больше у тебя там какой-то один подписчик за неделю добавится и два комментария. А если три комментария напишет — это вообще прямо много!

И вот однажды было, по поводу хейтерства. Кто-то написал: «У него ничего непонятно! Он бестолковый учитель». И вдруг это, видимо, кто-то прочитал, может быть, из учеников кто-то заступился за меня, и у них пошла такая бурная переписка-спор, и этот ролик неожиданно чего-то начал набирать просмотры. Я помню вот эти первые 1000 просмотров!

А какие планы на ближайшие, может быть, год, несколько лет? Есть какие-то грандиозные планы набрать миллион подписчиков в YouTube, 10 — в TikTok?

Как говорят в футболе некоторые тренеры: «Наш ближайший план — выиграть ближайшую игру». То есть записать ближайший ролик. На самом деле, конечно, есть и такие, далеко идущие планы. Это у нас оператор, моя Катерина, жена, она может поставить какую-то немыслимую цель, например: «300 тысяч подписчиков к концу вот этого года». Я говорю: «Ты с ума сошла, мы за 5 лет еле 100 набрали!». А вот сейчас уже сентябрь на носу — 380 000! Вот я не знаю, может быть, к концу года, как вы говорите — а не замахнуться ли нам!?

Сейчас, в связи с тем, что волна популярности захлестнула наш канал «Математика и фокусы», разного рода идут приглашения какие-то. Как всё это уложить логически? Как мне и мои 30 - 40 часов в школе продолжать вести, и куда-то уезжать, и как всё это успеть? Вот это тоже большое значение имеет. Решить задачу, как одновременно оказаться в разных местах.

Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

Была идея записать, может быть, какой-то курс по геометрии для родителей, грубо говоря, или курс для тех, кто всё забыл — что-нибудь такое. Вот надо как-то собраться с мыслями и, может быть, сделать на бумаге хотя бы планы какие-то. Вот над этим ещё думаю, потому что есть идея это воплотить. Тем более, как я понимаю сейчас, Инстаграм — это именно площадка курсов. Насколько я понимаю, изучив ее.

Может быть, ещё какие-то планы есть, не помню. Вырастить младшего, поднять. Такие тоже планы, как дом, семья, может быть, это на первом месте, а математика чуть позже. Хотя вот недавно мы с женой разговаривали, а она говорит: «Ты знаешь, математика — это у нас на первом месте, а я и дом — это на втором». Я говорю: «Ну ладно, давай так».

Какая у вас жена прекрасная! Поддерживает вас так. Я бы хотел у вас спросить, как вы считаете, что нужно сделать нашим учителям, преподавателям, чтобы их уроки, их лекции стали интересны? Что им нужно изучить, почитать, что изменить, может быть, в своем образе, подаче материала, чтобы к ним потянулись студенты?

Я не знаю, насколько этично мне взять на себя смелость что-то советовать. В целом учителя у нас все квалифицированные. Ведь учитель — это не только умение ярко объяснять. Мне часто говорят: «Ну вот, ты же классно объясняешь, у тебя, наверное, там одни пятерочники» — так ведь нет! Ведь учительская работа — это ведь ещё поставленная работа с домашним заданием. Это контроль, это последовательность во всех действиях. А вдруг я интересно рассказываю, но не проверяю домашку, к примеру? Или не провожу никакие контролирующие действия.

Не знаю... Что нужно сделать учителю, чтобы было интересно? Давным-давно у меня в институте был преподаватель Виктор Иванович Пиндюрин, фронтовик с ранением. Его спросили: «Каким должен быть учитель?». Он говорил: «Высоконравственным человеком». А мы, молодые ребята, студенты ему возражаем: «Ну как же так? А знать предмет?». А он говорит: «Ну ты же будешь высоконравственным! Неужели ты пойдешь преподавать в школу, не зная того, что ты преподаешь?» — «А любить детей?» — «Тоже самое! Если ты не умеешь с детьми справляться, не любишь их, не можешь с ними возиться, как же ты пойдёшь в педагогику?».

"Единственное, что я хочу сказать, что вот эти социальные сети спасают от выгорания. Это же отдушина! Я могу здесь делать все, что угодно. Быть артистом! Кем хочу!"

Поэтому в первую очередь, может, над нравственностью нам всем поработать? А там уже за ней подтянется. Ты такой смотришь — упущение математическое. Что делать? Ты начинаешь вспоминать, изучать. Ты смотришь, что-то у тебя с психологией проблемы. Вот у меня, например, однажды высказывание было такое: «Почему вы в роликах весёлый, а на уроке злой?», — меня спрашивает ученик. То есть он так меня воспринял? Понимаете?

Единственное, что я считаю в школе, для детей, — это то, что ребёнка, конечно, надо обязательно уважать. Любого человека. Он маленький, но он личность, просто он маленький. Он такой же, как ты. И мало того, он же как бы бесправный. Представьте себе, я вот здоровенный дядька, метр девяносто, стою перед этим пятиклассником, шестиклассником, даже восьмиклассником. Первое: я вообще его больше, я его старше, я его опытнее. Я его и так его превосхожу по всем показателям. Плюс, по иерархии: я учитель — он ученик, я взрослый дядька — он маленький мальчишка. И я ещё буду на него давить? Тут даже как-то немножко безнравственно.

Пётр Земсков: о TikTok, нравственности и математике

Хотя иногда ты же анализируешь там каждый вечер: «Что сегодня было. Вот здесь я был неправ. Вот тут что-то я видать перегнул. Не сделал он домашнюю работу, но можно было как-то и помягче ему объяснить, что её надо делать». Помнить о том, что каждый ребёнок для своих матери и отца единственный и самый лучший в общем-то. И получается, у тебя в классе 30 человек сидят самых лучших в мире. Вот ведь удивительная вещь! для шестерых самый лучший в мире мальчик оказывается. Вот как-то об этом бы не забыть.

А мы... Не буду про всех, про себя скажу. Иногда сам себе говорю: «Так, стоп, стоп, стоп...». А бывает поздно говоришь стоп. Уже у ребёнка обида какая-то. В общем, это такой труд. Единственное, что я хочу сказать, что вот эти социальные сети спасают от выгорания. Это же отдушина! Я могу здесь делать все, что угодно. Быть артистом! Кем хочу!

Получается у вас в школе рутина, а тут вы творите?

Я бы не сказал, что до такой степени рутина, но всё равно. Это смена деятельности.

Назовите три приёма, которым Вы научились за много лет своего преподавания.

Приёмы? Главное помнить, что нельзя ни одного слова говорить, если тебя хоть кто-то не слушает.

Это раз.

Замолкаешь. Например, ты объясняешь и смотришь - тебя не слушают — замолкаешь, чтобы каким-то образом внимание привлечь. Потом такая борьба идет у нас. Дети поднимают руку: «Можно я! Можно я!?», чтобы вот этого шума не было, надо быть сразу последовательным и спрашивать наоборот: кто тихо сидит, того ты и спрашиваешь. И тогда другим будет понятно.

Это два.

Ну, например, когда у учителей долго дети встают. Встали... подравнялись... — вот этот долгий организационный момент. Вот я, например, работаю в лицее, поэтому мне как бы проще, я сразу говорю: «Друзья мои, по старой доброй лицейской традиции, как Александр Сергеевич Пушкин, который вставал при виде учителя. У кого-нибудь есть отец князь? Разумеется, нет. Где у нас в Челябинске князья? Поэтому мы-то уж тем более встаём, приветствуем друг друга в знак уважения».

Знак уважения друг другу. Я встаю, приветствую вас, вы приветствуете в моем лице систему образования Россиюшки нашей многострадальной.

Это три.

Ещё повторное решение задач. Обязательно. Если уж про математику, то повторное решение задач. Мы можем решать задачи, которые решали вчера, позавчера. Это важнейшая вещь! Ею пренебрегают. Попробуйте решить какую-нибудь трудную задачу через неделю. Это не просто.

Здорово! Пётр, спасибо Вам большое за это интервью! Было интересно услышать Ваш взгляд. Удачи раскрутить и дойти до миллиона подписчиков :)

Подписывайтесь на наш Telegram-канал об образовании!)

1212
6 комментариев

Крутой дядька. Иногда попадаются ролики с ним, доступно все объясняет

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Мы рады, что Вам понравилось!)
Петр и в правду замечательный человек

2
Ответить

Спасибо за интервью! Специально зарегистрировался, чтобы поддержать комментарием популяризацию образовательных материалов в современной инфо среде.

Если мы никогда туда не пойдём и не заглянем, мы, родители, вот на этот пустырь посмотреть, чем дети занимаются. А может быть, стоит помочь им чем-то заняться?

Вот мне давно эта мысль не даёт покоя.

С одной стороны, действительно полезно интересоваться чем и где занимаются дети, как проводят время, ведь тогда будет понятно как лучше прививать любовь к полезным увлечениям. Через интересные игры можно много всего привлечь. Человек проводит время в такой соцсеточке и хотя бы случайно наткнётся на что-то поумнее и глядишь может заинтересоваться.

С другой, меня очень пугает это своеобразное поощрение быстрых форматов потребления контента. Сможет ли ребенок вдумчиво заниматься какой-то аналитической работой, если он будет потреблять только быстрый контент? Вроде бы, исследования утверждают - не сможет, на что натренируется с детства/юности мозг - так и будет работать.
Конечно, там дальше по тексту интервью присутствует идея, что обучение это труд и им надо заниматься. Но все ли это заметят? Все ли потом вспомнят о переходе к более сложной интеллектуальной деятельности?
Я только к тому, что переживаю дабы люди совсем не привыкли к быстрому формату, отвыкнув от иного, но просвещение в любом случае это прекрасно.

Ответить

Очень приятный мужчина, всегда с удовольствием его видео смотрю! Очень полезный контент

Ответить

Здравствуйте! Я проживаю в г. Одессе. Подскажите пожалуйста как в нынешних условиях возможно получить доступ к книгам Петра Александровича Земскова?

Ответить