Учиться, слушая истории: сторителлинг в образовании

Если мы переведём слово storytelling с английского языка получится рассказывание историй. Но в контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для повышения эффективности процесса обучения.

Учиться, слушая истории: сторителлинг в образовании

При этом истории могут быть «вкручены» в программу как частично, так и быть основой всего курса.

Представьте, вы сидите на уроке информатики в школе. Только учитель не просто рассказывает о логарифмах, а начинает повествование с сюжета фильма «Игра в имитацию», знакомит вас с историей Алана Тьюринга и о том, как его взлом машины Enigma повлиял на ход Второй Мировой войны. Поинтереснее, правда?

Учиться, слушая истории: сторителлинг в образовании

Может, если бы большинство учителей владели навыком сторителлинга, им бы приходилось меньше жаловаться на отвлекающихся школьников, которые так и норовят залезть в свой смартфон? Да и чего ограничиваться школой, корпоративное образование при помощи сторителлинга тоже превращается в более интересный и эффективный процесс.

Зачем и для чего

Сторителлинг внедряют, преследуя 4 цели:

Сделать обучение интересным — вовлечь учеников так, чтобы им хватило мотивации не бросить курс и не заскучать на какой-нибудь сложной теме. Это особенно важно, когда речь идет о долгих курсах. История, пронизывающая каждый модуль, в итоге становится чем-то вроде мостика, который соединяет всю полученную информацию воедино.

Завладеть вниманием учеников. Все-таки мы говорим про онлайн-образование, поэтому отвлекающих факторов у обучающихся в таком случае особенно много. Тут и соцсети под рукой, и новая серия любимого сериала, и трейлер к новому человеку пауку. Так вот сильная история как раз поможет удержать внимание.

Говорить с учениками на одном языке. Через рассказы даже самую сложную информацию можно рассказать простыми словами. Да и отождествляя себя с персонажами, ученик лучше усваивает информацию.

Создать приятную атмосферу. Когда во время лекций и онлайн-уроков ученик скучает или чувствует тревожность, это состояние уже ассоциируется у него с занятиями. Возвращаться к курсу, конечно же, после такого не хочется. Поэтому методологам важно задуматься над тем, чтобы обучение вызывало интерес.

Чтобы вам было лучше понятно, как может выглядеть сторителлинг в образовании, оставляем ссылки на примеры:

Почему именно история и как сделать ее сильной

Дело в том, что история вызывает больше эмоций, чем какой-то простой информативный текст.

А еще она хороша тем, что не решает за слушателя, а наоборот, дает ему возможность сформировать свое мнение. Знания, полученные таким образом, лучше усваиваются и больше ценятся.

Чтобы выбрать актуальный сюжет для истории, можно воспользоваться 36 сюжетами от драматурга Жоржа Польти. Он проанализировал 1200 литературных произведений и выделил повторяющиеся ситуации, актуальность которых не чувствительна ни ко времени, ни к языку, ни к культуре. Они учитывают психологию аудитории, основаны на врожденных моделях поведения, инстинктах и страхах.

Учиться, слушая истории: сторителлинг в образовании

Важно понимать, что хорошая история всегда основывается на сильной идее. В киноиндустрии для этого, например, используются синопсисы и логлайны — краткие аннотации. А чтобы идею можно было назвать сильной, она должна быть понятна, близка и актуальна для целевой аудитории.

Зачем? Все просто: когда в сюжетах мы видим себя и можем представить себя на месте главного героя, информация откладывается еще лучше. Такого отождествления можно добиться, поставив героя в непростую ситуацию, в которой может оказаться каждый.

Отождествлению помогает и наличие у героя мечты. Покорить сердце возлюбленной или выиграть соревнование — неважно. Иногда для этого даже вводят искусственный предмет. Он называется макгаффин. Это то, чем хотят обладать герои. Например, сундук Дэви Джонса в фильме «Пираты Карибского моря» или философский камень в первой части поттерианы.

Учиться, слушая истории: сторителлинг в образовании

Виды сторителлинга

В образовании сторителлинг делится на два вида: классический и активный. В первом варианте история рассказывается преподавателем самостоятельно.

Так он может передавать некие правила, теорию по дисциплине или какие-либо советы. Изначально не самая интересная информация подается ярко и увлекательно.

А вот активный сторителлинг не оставляет учителя в одиночестве. Он задает только «скелет» истории: основные события, проблемы, цели и задачи. При этом студенты тоже причастны к рождению истории, меняя ее на свой лад.

И тут речь идет уже о передаче не только теоретического материала, но и практических навыков, ведь активный сторителлинг подстегивает к действиям.

Чтобы облегчить создание сторителлинга в онлайн-формате, мы подготовили список инструментов, которые вам помогут:

Closr – создает истории на основе изображений.

Powtoon.com – сервис для создания анимационных роликов и презентаций.

UtellStory – онлайн-сервис для создания цифровых историй на основе изображений, аудио и видео.

ZooBurst – цифровой инструмент повествования, который позволит создать собственную книжку 3D pop-up.

StoryJumper – удобный инструмент, который поможет вам писать и иллюстрировать рассказы.

Slidestory – позволяет создавать цифровые рассказы, используя слайд-шоу с голосовым повествованием.

Подводя итоги

Сторителлинг в современных реалиях скорее необходимость, чем очередной тренд. Особенно, когда мы говорим об онлайн-образовании, где отслеживать концентрацию внимания сложнее вдвойне. Главное, не совершить ошибки при его использовании. К самым распространенным мы относим:

  • Непопадание в целевую аудиторию;
  • Скучная история, которую решили рассказать, «чтобы было»;
  • Бесцельное внедрение истории в обучение;
  • Перегруз — когда одну и ту же историю рассказывают либо слишком долго, либо слишком часто.

На сегодня все. Спасибо, что остаетесь с нами. Желаем вам интересных историй и самых внимательных учеников :)

P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании - https://t.me/ed_digital

3
Начать дискуссию