Почему мы должны забыть советскую школу + 3 мифа об образовании в СССР, в которые до сих пор верят

Давайте начистоту. Классическая система школьного образования в советское время была предназначена для того, чтобы сделать из людей хороших работников заводов.

65

Мы должны не забыть, а вспомнить советскую систему образования! И к ней вернуться. Эта система не о телесных наказаниях и вседозволенности учителя. Не о сидушках на унитаз, и не о подавлении мысли.
В 60-х годах СССР вышел на первые строчки самых образованных стран мира. Что неоднократно (подчеркиваю!) отмечалось западными экспертами.
Вот отрывки из доклада 1959 года для комитета по вопросам науки НАТО от Исследовательской Службы Конгресса США:
"Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории…».

«На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить ещё больше специалистов. Преподавание — хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США — 3,5%, в Великобритании 2,5 — 3%)».

«С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования».

«На уровне постдипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании всё указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено».

«Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях».

«На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов".

Наши специалисты были нарасхват в самых сложных отраслях. Например, в атомной энергетике и военной промышленности (мы строили атомные электростанции не только в своей стране).
Первые в космической!
Мы были востребованы и конкурентоспособны во многих областях. Не берем сельское хозяйство, поскольку здесь мы, конечно, отставали от других развитых стран. В легкой, пищевой и машиностроении тоже не сильно преуспели. Но это не от уровня образования, а от условий социалистического рынка. Будь у нас тогда капиталистические амбиции, мы бы и тогда показали себя на высоте, 100%. Но наши специалисты физико-математического уклона находили себя в любой, самой сложной инженерии, программировании и, к сожалению, уезжали в другие страны.

Существуют также гуманитарные критерии. Советский Союз был самой читающей (следовательно, самой начитанной) страной. При всей сложности русского языка, большая часть бывших школьников до сих пор помнит правила, грамотно пишет и излагает мысли, в отличие от... Нас растили на классической литературе, чтобы развить духовность. Общая гуманитарная образованность ведет пониманию и любви ко всем видам искусства: поэзии, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, балету, хорошему кино, театру, литературе...
Наше образование было отличным от "стандартов образования" западных стран. Зато сейчас мы как раз пришли к этим самым стандартам. И что имеем на выходе? Массы неграмотных середнячков, "серость", не имеющую ни принципов, ни приоритетов. Будто выхолощенную от знаний, эрудиции и интеллекта. Не все, конечно, но в массе.
Советское образование начиналось с чистописания, отсюда развитие мелкой моторики, усидчивости, терпения и доведения начатого до совершенства.
В наши времена существавали классы и целые школы с физико-математическим уклоном, и дети преуспевающие в этих дисциплинах, могли в них обучаться, и в итоге составляли цвет советской науки. Поэтому неправомерно говорить, что уравниловка делала всех одинаковыми. А при развитой внешкольной программе, дети также находили себя и в других интересах: спорте, секциях, кружках и т.д. Причем все это было бесплатно. Конечно, капитализм диктует свои условия, поэтому то, что раньше было доступно большинству, сейчас могут позволить себе не все.
В целом, по моим личным наблюдениям, уровень образования не просто снизился, а катастрофически упал. Я читаю статьи современных журналистов (некогда цвет и оплот лингвистики), слушаю выступления современных учителей, и меня коробит от их безграмотности и косноязычия.
Но восхищают достижения наших ребят на международных Олимпиадах по физике.
Значит, не все потеряно.

12
Ответить

В 60-х годах СССР вышел на первые строчки самых образованных стран

Совкодрочеры забывают один нюанс - остальные были не образованные тогда.

А теперь что? Лучшие школы и университеты в США, Англии, Финке, Франции. Люди едут за знаниями и научной реализацией не в "первые строчки самых образованных стран", а туда, где дают лучшее образование.

Отчасти потому, что холопов грамоте учили, а не как в штатах, на плантации гоняли. Но, как видим, современный мир обогнал эти первые строчки, перегнал и ушел на десятилетие вперед.
А тупые совки все еще пытаются откатить время вспять.

Ответить