«Уволить школу» и геймифицировать образование: рассказываем, как строить бизнес в EdTech

Собрали мнения 6 российских онлайн-школ.

«Уволить школу» и геймифицировать образование: рассказываем, как строить бизнес в EdTech

В Yandex.Cloud мы много работаем с проектами из EdTech-индустрии. Поговорили с представителями шести edtech-компаний и узнали, не поздно ли запускать образовательный продукт в 2021 году, каких ошибок важно избежать на старте и на какие тренды обращать внимание.

EdTech в 2022 году: стоит ли выходить на рынок с новым продуктом

Современная школьная система устарела. Технологии, которые вынуждают нас менять наш быт и поведение, неизбежно должны сдвинуть и поведение людей в сфере образования. Государству сложно быстро это сделать, но частные компании более гибкие и быстрее двигаются в этом направлении. Продакт-менеджеры часто рассуждают с позиции «уволить» школу и «нанять» кого-то другого (метод исследования пользователей JTBD — Jobs To Be Done). Но современный мир дает право выбора: всегда есть альтернатива.

Кирилл Данилов, CTO, Maximum Education

Александр Черкасов, руководитель продуктовой разработки, «Цифриум»: Сейчас в B2C-сегменте высокая конкуренция среди стандартных форматов курсового обучения. Это большой рынок, на котором много пользователей и уже есть лидеры. Но в EdTech будут появляться новые бизнес-модели, которые начнут распространяться на другие рынки. Например, мы ушли в сегмент B2G — работаем с государством, так как государство — главный «образователь» в стране. Практически 90% денег в этой сфере тратится на государственное образование. При этом почти всё обучение проходит на бумаге. Есть успешные проекты цифровизации, но в первую очередь они касаются отчетности (дневники, контингент). Еще существуют отдельные производители и поставщики образовательного контента, начали появляться маркетплейсы образовательных материалов. Мы решили зайти со стороны контента и встроить его в современную цифровую платформу с готовыми бизнес-процессами и аналитикой.

Если ниша свободна — возможно, это никому не нужно: каких ошибок избегать при запуске

В 2008−2010 годах, когда мы только начинали, мы сразу создали огромное количество видеоуроков. Конечно, процесс был не до конца отработан, поэтому что-то вскоре пришлось переснимать. К тому же видеоуроки нужно периодически обновлять — учитывайте это при планировании бюджета. Мы обновляем базу видеоуроков раз в пять лет — сейчас у нас их более 5 тысяч по всем школьным темам. Соответственно, работы идут непрерывно.
Еще есть распространенная техническая ошибка, которую допускают маленькие стартапы: они не прогнозируют рост сервиса и не оценивают возможности выбранной платформы с точки зрения масштабируемости. Например, запускают курсы в LMS (learning management system, система управления обучением), а потом с развитием продукта вынуждены переносить всё в новую систему или разрабатывать собственную платформу. Поэтому надо четко понимать возможные стадии развития продукта. Это не значит, что следует отказываться от сторонних платформ и сразу закладывать собственную сложную систему, но многое нужно взвесить.

Ксения Марсова, Руководитель отдела по связям с общественностью, «ИнтернетУрок»

Олег Голубев, академический директор, Kodland: Перед запуском нового проекта необходимо определить целевую аудиторию и ее потребности. В случае с детским EdTech стоит учитывать, что важно одновременно отвечать интересам детей и родителей. Чтобы создать востребованный продукт, надо как можно больше узнать об особенностях своей аудитории. Например, многие ошибочно полагают, что сегодня ребенок владеет цифровыми навыками с раннего детства. Да, каждый малыш видел телефон, держал его в руках. Но сколько детей знают, как пользоваться компьютером, как он может быть им полезен? По нашему опыту, не так много: зачастую наши ученики на первом занятии не знают, как пользоваться мышкой или печатать. Мы выстраиваем курсы так, чтобы охватить те области знаний, которые будут наиболее полезны для ребенка.

Заранее стоит задуматься и о масштабируемости бизнеса. Мы кратно выросли за последний год, и пришлось много работать над технической стороной своей образовательной платформы, чтобы она выдерживала растущий поток пользователей. Сейчас мы улучшаем узкие места и повышаем качество продукта. Еще важно продумать варианты действий на случай форс-мажоров. Настоящим сюрпризом для нас однажды стала DDoS-атака, во время которой мы срочно поднимали зеркало основного сайта, чтобы не отменять уроки.

Арам Белинский, менеджер спецпроектов, «Алгоритмика»: Если кажется, что ниша свободна — в первую очередь выясните почему: возможно, это решение просто никому не нужно. Спрашивать лучше напрямую у целевой аудитории. И когда выясните, что спрос есть, — как можно быстрее делайте продукт, поскольку конкуренция очень высокая и если идея крутая — вас легко могут обогнать.

Александр Черкасов, руководитель продуктовой разработки, «Цифриум»: Мы переоценили скорость принятия решений и запуска проектов в госсекторе: его масштабы не позволяют внедрять новые продукты так же быстро, как в B2C. Нужно терпение, методичная работа с заказчиком, наработка опыта — просто так, с ходу не получится. Приходится встраиваться в систему, убеждать, что решение работает. Нам помог карантин 2020 года. В начале пандемии мы не знали, что делать, и, чтобы разобраться, бесплатно подключили к «Фоксфорду» более миллиона детей из всех регионов. Они занимались дистанционно вместе с учителями. Именно тогда мы поняли, как на самом деле работает система образования: нужно готовиться к тому, что цифровизация займет много времени.

Кирилл Данилов, CTO, Maximum Education: Многим компаниям свойственна проблема приоритизации, когда нужно выбирать, во что вкладываться в первую очередь: в технологии, качество продукта или маркетинг. Компании, которые только рождаются, много внимания уделяют технологиям, но у них нет денег, чтобы эти инновации развивать. Нужно находить баланс между продумыванием технологии, которая потребуется завтра, и выживанием сегодня.

Экономить ресурсы можно за счет managed-сервисов. Они позволяют сократить количество DevOps-инженеров: например, в нашей компании два DevOps обслуживают команду из 40 инженеров. Если сравнивать затраты на такие сервисы с затратами на зарплаты сотрудников, то выходит дешевле.

Как составлять материалы и как их подавать

Ксения Марсова, руководитель отдела по связям с общественностью, «ИнтернетУрок»: При составлении уроков мы ориентируемся на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), привлекаем методистов и опытных учителей, которые знают, как разрабатывать образовательные программы. А еще в целом думаем о том, как должен выглядеть современный видеоурок, например, как сделать наглядную графику и анимацию. Примерно каждые пять лет мы ощущаем значительный скачок в этих технологиях.

Для разработки курсов мы собираем команды из методистов, учителей, психологов, а также экспертов по тем технологиям, о которых мы рассказываем на уроках. Дополнительно обращаемся к представителям высшей школы и просим их дать обратную связь по нашим образовательным материалам: учитываем разные мнения и адаптируем их под потребности учеников.
Мы стараемся создать не только современный продукт, но и актуальную подачу материала. Основной фокус делаем на преподавательском составе. Именно учитель отвечает за комфортную атмосферу на занятиях и вовлеченность учеников. Мы сделали упор на молодых преподавателей, которые проходят внутреннее обучение и постоянно находятся под контролем супервизоров. Они легко находят общий язык с ребятами и быстро адаптируются под формат онлайн-занятий — наши уроки сильно отличаются от классических, поэтому школьному учителю бывает непросто перестроиться.

Олег Голубев, Академический директор, Kodland

Кирилл Данилов, CTO, Maximum Education: У нас большая команда собственных методистов, и мы постоянно отслеживаем изменения в экзаменах и школьной программе.

Что касается преподавания курсов, мы разработали собственную методику подготовки специалистов. Детям проще общаться с молодыми преподавателями, поэтому мы отбираем мотивированных людей, которые хорошо сдали ЕГЭ, и учим их подавать материал с учетом современных подходов: как держаться в камере, жестикулировать, обращаться к каждому ученику, расставлять акценты. Это не обязательно выпускники педагогических вузов. Некоторые преподаватели — наши бывшие ученики.

Наше самое известное направление — проведение олимпиад и подготовка детей, которые хотят развиваться в олимпиадном движении. Для разработки программ мы привлекаем преподавателей, которые разбираются в олимпиадных заданиях: они сильно отличаются от школьной программы, требуют другой методики, другого мышления. Например, работаем с преподавателями из университетов, членами предметно-методических комиссий олимпиад, составителями заданий для олимпиад разного уровня. Далеко не каждый школьный учитель может работать в этой области.

Александр Черкасов, Руководитель продуктовой разработки, «Цифриум»

Тренды в разработке образовательных продуктов

Основные тренды — разработка чат-ботов, кроссплатформенное обучение, создание образовательных маршрутов для пользователей с применением больших данных, использование разных инструментов коммуникации: видео, аудио, тестов, VR и AR, игровых механик. Также многие проекты идут в микролернинг — обучение «небольшими порциями»: делят материал на отрезки, постоянно дают обратную связь, проверяют знания и повторяют пройденное.

Татьяна Тен, Руководитель департамента по управлению продуктами, «ИнтернетУрок»

Олег Голубев, академический директор, Kodland: Мне нравится идея с микролернингом. Но я считаю, что тренд на короткое потребление, который задали TikTok и Instagram, — эпизодический. В таком формате сложно научить чему-то серьезному. Важно искать новые подходы к обучению детей на более фундаментальных уровнях. В 2021 году мы запустили продуктовую линейку, идея которой заключается в том, что ребенок может сам выбирать свой путь. Мы создали систему образовательных треков, где ученик вместе с преподавателем определяет набор курсов, которые помогут воплотить его мечту и с разных сторон изучить интересующую его сферу.

В детском образовании важны вовлекающие методики. У детей концентрация внимания ниже, чем у взрослых, поэтому материалы должны быть хорошо оформлены с точки зрения дизайна и методически правильно поданы, чтобы ни одна часть эмоционально не проседала.
Еще один вовлекающий элемент — геймификация. Ее использовали давно: например, когда учитель задавал вопрос и кидал мячик, а ученик отвечал и кидал обратно. Это совсем простая, но эффективная геймификация. Сейчас можно делать более сложные вещи, используя наработки игровой индустрии, которая за десятки лет существования накопила исследования о том, как работает восприятие у детей и взрослых, как вызывать эмоциональный отклик. Когда мы внедрили геймификацию на своей платформе, это не только повысило метрики вовлеченности, но и увеличило активность учеников во внеурочное время.

Арам Белинский, Менеджер спецпроектов, «Алгоритмика»

Кирилл Данилов, CTO, Maximum Education: Мы видим, что растет мобайл: более 70% наших лендингов посещают с мобильных устройств. Но есть зависимость между длительностью сессий и устройством: с мобильного — короткие сессии, с десктопа — длинные. И еще одна связанная зависимость — между длительностью погружения в материал и тем, как он запоминается. При работе на десктопе учебный процесс проходит более эффективно, чем на мобайле. И тот, кто найдет баланс между использованием этих форматов — а скорее, совместит обучение там и там — станет победителем. А ведь еще есть умные колонки, планшеты. В идеале образовательный процесс должен быть бесшовным между всеми устройствами. Так уже работают интернет-магазины: вы начинаете покупку на работе с компьютера, а заканчиваете — в метро с мобильного.

Второй тренд связан с обработкой данных и открытыми данными. Потребители начинают больше ценить приватность, и стартапы должны найти баланс между выполнением требований законодательства и сохранением доверия к сервису. Например, пользователь не хочет, чтобы на работе узнали, что он сдал какой-то курс на тройки. Но общество меняется, и, скорее всего, появятся проекты, которые будут делать ставку на открытость данных, то есть на то, что пользователь не должен скрывать уровень знаний, который получил в ходе обучения. Работодатели могут начать платить за открытые данные об обучении, потому что это влияет на принятие решения о найме и снижает риск получить некомпетентного сотрудника. В свою очередь, каждый захочет ответственнее подходить к образованию, если хорошая успеваемость напрямую поможет устроиться на работу или поступить в университет.

В EdTech, как и в других отраслях, наблюдается тренд на переход в облако. Но компании, у которых закуплены свои сервера, как правило, долго не решаются перейти на облачную модель. Проблема может заключаться и в политике организации — это особенно характерно для госструктур, которые обязаны хранить данные в закрытом контуре в собственных дата-центрах. Для бизнеса, у которого нет таких особенностей, в облачных решениях одни плюсы.

Сергей Лысенко, Руководитель IT-отдела, «ИнтернетУрок»

Примерно половина наших серверных мощностей находится в облаках. Перенос пользовательского контента в облачные S3-хранилища значительно снизил расходы на хранение данных и снял с команды задачи по поддержке self-hosted-решений. Мы уже закладываем в архитектуру своих сервисов возможность работы с облачными managed-решениями, так как они идеально дополняют концепцию infrastructure-as-code, которой мы придерживаемся. Однако пока не переходим на них, поскольку во многих странах, где мы работаем, серверная инфраструктура сильно отстает от российской. В регионах, где нет надежных локальных поставщиков облачных решений, приходится использовать системы, которые можно развернуть и на голом железе.

Андрей Чернышев, CTO, «Алгоритмика»

Олег Голубев, академический директор, Kodland: В 2021 году наши показатели кратно увеличились по сравнению с 2020-м: мы обучаем 16 тысяч ребят из 40 стран. Рост — одна из ключевых целей компании на данном этапе, поэтому нам важно использовать решения, которые помогают быстро тестировать гипотезы и масштабировать бизнес. Облачные технологии — одно из таких решений. Мы стали применять их, когда запускали онлайн-занятия в 2019 году (до этого работали в офлайне). Мы понимали, что облачные технологии позволят предложить более качественный сервис, а значит, быстрее вырасти. Облако помогает нам экономить ресурсы и уделять больше внимания пользовательскому опыту и развитию продукта, например, совершенствованию собственной учебной платформы.

Резюмируя, скажем, что входить на рынок точно не поздно. Важно только найти нужную нишу, спрогнозировать скорость разработки и time-to-market, которые различаются в зависимости от направления, а также учесть тренды, включая мобильный формат, геймификацию и микролернинг.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

66
Начать дискуссию