Как поддерживать вузовские стартапы: опыт интенсивов Университета 2035

Одна из главных «болей» университетских стартапов – это отсутствие поддержки после интенсивов или акселераторов. Часто бывает так: команда участвует в образовательной или акселерационной программе, работает над проектом, создает прототип, презентует решение заказчикам и потенциальным инвесторам, программа заканчивается и дальше ничего не происходит. Команды не знают, что делать с проектами и оставляют их до лучших времен. Но некоторым стартапам все же удается превратить свои студенческие проекты в реальные бизнесы или продать свои технологические решения крупным игрокам. Мы поговорили с организаторами проектно-образовательных интенсивов Университета 2035 и собрали истории о том, как развивать проекты команд после окончания программ.

Инна Федулова, начальник отдела сопровождения научно-инновационной деятельности Алтайского ГАУ:

«В этом году Алтайский ГАУ участвует в проектно-образовательном интенсиве уже пятый раз. Очень хорошо помню первый наш запуск — осень 2020. Главный вопрос, который начал мучить меня с приближением финала: есть ли жизнь после интенсива, и какая она? С уверенностью могу сказать — есть, но другая.

За это время команды нашего университета работали над 15 проектами наиболее близкого нам рынка FoodNet. Система дальнейшего продвижения и развития наиболее успешных проектов у нас на стадии формирования, но определенные результаты есть. Например, финалист весеннего интенсива 2021 года, проект по созданию “Ультразвукового пастеризатора молока”, получил дальнейшее развитие и отмечен дипломом третьей степени в финале Международного конкурса научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодежь. Наука. Бизнес», в рамках Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее», прошедшего в апреле. Дипломом второй степени здесь же был отмечен еще один проект-участник интенсива — «Разработка системы автоматизированного поддержания микроклимата малогабаритной теплицы для выращивания шпината».

Еще два проекта, разработанных в рамках интенсива, были зарегистрированы на крауд-платформе форума «Сильные идеи для нового времени» — «Брайль для товаров» и «Оптимизация цепочки поставок фермерской продукции». Над обоими проектами работала одна команда, и ребята решительно настроены на продолжение и дальнейшее продвижение своих разработок. В данный момент эти проекты участвуют в четвертом конкурсе стартапов на Международной платформе AgTechInventum.

Мы стараемся не упускать ребят и проекты из поля зрения и постоянно предлагаем студентам разные активности, позволяющие прокачать свой проект и внести в него коррективы. Также два наших проекта — «Брайль для товаров» и «Йогурт с тагатозой» — принимали участие в предакселерационной программе «Навигатор инноватора» Алтайского края. В планах на этот год пробовать свои силы в конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям.

Интенсив формирует у студентов и преподавателей серьезный базис знаний о проектной деятельности, участники проектных команд получают шикарный опыт публичных выступлений перед серьезными экспертами.

Дальнейшее развитие проектов зависит только от желания самих ребят, так как возможностей в настоящее время достаточно. Мы стараемся максимально отслеживать анонсы мероприятий по технологическому предпринимательству и ориентировать ребят на участие в них. Результаты участия в данных активностях отражены в критериях на получение повышенной академической стипендии за научные достижения».

Алтайский ГАУ рекомендует:

  • Помогать студентам участвовать в конкурсах стартапов и научно-технологических и социальных предпринимателей;

  • Учитывать результаты участия студентов в мероприятиях по технологическому предпринимательству в критериях на получение повышенной академической стипендии за научные достижения;

  • Побуждать студентов к участию в акселераторах и предакселерационных программах;

  • Регистрировать проекты на крауд-платформе (пример: платформа форума «Сильные идеи для нового времени»);

  • Предлагать студентам разные активности, позволяющие прокачать свой проект и внести в него коррективы.

Анжела Литвинова, заместитель директора по предпринимательству и инновациям ВШППиП РУДН:

«В общей сложности до финала интенсива осени-2021 у нас дошли пять команд. Одна из них — команда с проектом «Newfound — студия кастомных настольных игр» — продолжила активно работать над ним дальше.

Студенты разных факультетов университета объединились вокруг идеи создания настольной игры «Welcome to RUDN». Это игра включает в себя все особенности университета, вовлекает в игру участников и стимулирует к набору высоких баллов, способствует коммуникациям и взаимодействию всех участников. В игру ребята добавили массу информации о сотрудниках и преподавателях вуза, их «крылатых фразах», дисциплинах, внутреннем устройстве университета и его активностях. Продукт получился действительно стоящим, поэтому мы поставили цель: сделать MVP и выпустить первую партию.

С реализацией цели студентам помог университет. Мы с командой пригласили на Демодень интенсива нашего проректора. Ему понравился питч и он «дал добро» на развитие проекта при поддержке РУДН. Студенты загорелись идеей, сами нашли издателя, изучили все требования и подготовили документы для выпуска первой партии. Командам всегда нужна поддержка и поэтому на всем их пути я была рядом. Я помогла им правильно выстроить бизнес-отношения с производителями игры и с руководством вуза, выявить и оформить ОИС. Хочется отметить, что с моей стороны были лишь рекомендации, а действовали ребята самостоятельно.

Финансирование выпуска первой партии игры мы «упаковали» в рекламную деятельность университета. В бюджете вуза как раз была статья на изготовление мерча и другой рекламной продукции. Мы с командой выпустили 350 экземпляров игры и использовали ее в качестве раздаточных материалов на мероприятиях для абитуриентов (дни открытых дверей и др.), а также предлагали сыграть в нее школьникам — тоже в рамках рекламной кампании.

На мероприятии «Ночь в универе» команда испытывала радость от интереса многих студентов, которые с удовольствием включались в процесс игры и боролись за выигрыш, чтобы получить экземпляр в подарок. Делегации из разных стран, которые посещают наш университет, очень рады такому особенному подарку, позволяющему без лишних презентаций углубиться и узнать особенности нашего университета, его особенности и традиции. С целью поощрения и стимулирования члены команды получили материальную помощь от университета и благодарность за проявленную инициативу.

Кстати, в одной из школ нам предложили сотрудничество: изготавливать подобные настольные игры на их издательском оборудовании. В будущем команда мечтает открыть свое издательство. А сейчас ребята — прекрасная команда. Они подают заявки в разные фонды и акселераторы. Стоит отметить, что они успешно вошли в акселератор «Сбера». Сейчас команда работает над смыслами новой экологической игры, и думают над проектом цифровизации. Реакция внешнего рынка также радует, так как ребята уже получили заказ на создание настольной игры для ФК «Спартак».

Я всегда нахожусь на связи с командами. У нас есть общий чат, где мы обмениваемся информацией о доступных грантах и акселераторах. Наши команды участвовали в Архипелаге и акселераторе от «Сбера». Сейчас авторы настольной игры работают над созданием малого инновационного предприятия, и им часто нужны консультации по повседневным и юридическим вопросам.

Мы с ребятами решили пойти дальше и организовать бизнес-клуб на базе РУДН — студенческое сообщество предпринимателей и инноваторов. В него как раз вошли выпускники интенсива «От идеи к прототипу». Для нас интенсив — «начальная школа» предпринимательства. До этой «школы» у студентов взгляд на работу в команде и бизнес не был структурированным — просто обобщенное представление. Теперь они ясно видят свои пути и могут вести конструктивный диалог в рамках нашего бизнес-клуба».

РУДН рекомендует:

  • Оказывать командам консультативную помощь по разработке проекта и бизнес-отношениями с партнерами;
  • Создать внутри вуза студенческое бизнес-сообщество для обсуждения и популяризации идей технологических проектов и решений;
  • Вести общий чат с активистами проектной деятельности: отвечать на вопрос студентов и распространять информацию о конкурсах стартапов и акселераторах.

Оксана Кузина, старший преподаватель кафедры сельскохозяйственных мелиораций, лесоводства и землеустройства РГАУ-МСХА:

«Из осенней волны интенсива в нашем вузе с прототипами вышли около десяти команд. С дальнейшим развитием нам помогли мероприятия и встречи с экспертами в Точке кипения «Тимирязевка». Эксперт наиболее близкого нам рынка FoodNet Алексей Брумин подсказал, к какому специалисту и в какое время команда может обратиться за советом. Он также помог студентам определиться с рынком реализации их продукта — датчиков влажности. С этим проектом мы решили пойти в интенсив весны-2022.

После интенсива мы продолжили общаться со специалистами, с которыми познакомились на поддерживающих мероприятиях (Хакатоне, Трубе экспертов). Команде порекомендовали выйти на потенциальных потребителей и узнать, что конкретно нужно им в хозяйстве. Студенты составили опросный лист, с которым направились к представителям сельхоз-компаний. По итогам опроса мы решили немного изменить изначальную разработку и двигаться вперед уже с ней.

В своем институте я постоянно нахожусь на связи со студентами. Они могут написать мне или прийти на встречу лично с вопросами по существующему проекту или с идеей нового. Я даю им рекомендации, как специалист отрасли, а также помогаю с коммуникацией с НИИ (для получения экспертных заключений) и фермерами-производителями. Все это необходимо студентам для внедрения разработки, которую мы проводим через свой вуз. Цели и этапы проекта нам удобно отмечать на доске в Trello.

Студенческие команды также участвовали с проектами в программе Фонда содействия инновациям «УМНИК» (вышли во всероссийский финал), акселераторе от Россельхозбанка и интенсиве «Архипелаг». Мы планируем подать заявку в Фонд Бортника на развитие стартапа».

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева рекомендует:

  • Взаимодействовать с экспертами тематического рынка НТИ;

  • Вести общий чат с активистами проектной деятельности: отвечать на вопросы, делиться информацией о конкурсах и акселераторах;

  • Помочь командам составить опросный лист для потенциальных пользователей их разработки;

  • Оказывать студентам консультативную помощь по проекту как эксперт отрасли и по вопросам взаимодействия с партнерами (НИИ и производители);

  • Помогать студентам участвовать в конкурсах на получение грантов и акселераторах («УМНИК», «Фонд Бортника», «Архипелаг»).

Сейчас университетским проектным командам и стартапам доступно большое количество программ и инициатив, направленных на развитие и поддержку студенческого предпринимательства. Среди них проектно-образовательные интенсивы Университета 2035, интенсивы формата “Архипелаг”, мероприятия федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”, акселераторы технологических компаний и институтов развития и др. Программы рассчитаны на стартапы разных стадий зрелости, и команды могут получить бесшовную поддержку в развитии своих проектов.

44
Начать дискуссию