(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94767757, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94767757, 'hit', window.location.href);

Управление знаниями: тренды 2022 года

Только что закончилась Ежегодная Российская неделя менеджмента знаний 2022. Самые свежие уникальные практики, лёрнинги, успехи и факапы – тут обсуждают всё, чтобы российская культура управления знаниями в компаниях росла и была образцовой. Спешим поделиться тезисами интересных докладов!

Создаем бренд менеджмента знаний компании

Родион Нагорнов, сертифицированный knowledge manager, об имидже менеджмента знаний компании.

Налаженная работа по управлению знаниями помогает формировать бренд: имидж продукта и репутацию работодателя. Качество проведенной работы команды по управлению знаниями подтверждает профессионализм сотрудников и в конечном итоге отражается на репутации.

Создавать бренд knowledge management компании нужно для того, чтобы из множества других конкурентных продуктов выбирали и рекомендовали именно вас.

Чтобы люди узнавали бренд, у них в сознании должна возникнуть связь между продуктом, этикетками и слоганами. Важно всегда напоминать, что ваш качественный продукт – не стечение обстоятельств, а результат кропотливой работы, в том числе и в деле управления знаниями.

4 столпа продвижения knowledge management:

  • во всем маркетинговом контенте должен быть отображен менеджмент знаний;
  • 100% качество KM-продукта, мероприятия;
  • железное выполнение обещаний в полном объеме и точно в срок;
  • желание помочь остальным сотрудникам и клиентам.

Подробнее о формировании бренда KM компании читайте в нашем блоге

Управление знаниями в Philips

Филипп Таратынов, стратег KM в компании ASML, рассказал, как внедрял управление знаниями в компании-гиганте

В штате медицинского подразделения Philips работает 80 000+ человек, но долгое время там не было глобальной корпоративной синхронизации в сфере KM. Знания кое-как накапливались внутри отделов, но бессистемно. То, над чем билась одна команда, давно было решено в другой – но первые об этом не знали и изобретали велосипед.

Команда по внедрению knowledge management создала стратегию из 8 шагов. Филипп назвал её «8 коробок с лего». Важным этапом стратегии стало создание платформы для обмена знаниями, которая покрывала бы все эти блоки.

Новая база должна была автоматически структурировать все типы контента для управления знаниями: уроки, решения, проекты, документы, ссылки и др. Все эти блоки объединили на общей платформе для обмена знаниями, чтобы разрозненные базы знания объединить в один поисковик. Так родился Philips Knowledge Hub.

Инсайты от Филиппа Таратынова:

  • На уровне стратегии критически важно выбрать язык коммуникации, который будет понятен и менеджеру, и сотруднику.
  • Сначала – стратегические результаты, после – рассмотрение технологий для внедрения.
  • Прицельная работа со средним управляющим звеном компании, который своим примером показывал бы важность управления знаниями.

Подробнее об этом кейсе можно почитать в нашем блоге

Knowledge management для цифровой трансформации

Евгений Викторов, вице-президент Ассоциации “КМ Альянс”, о ситуации на российском рынке софта и IT-решений для управления знаниями.

Все продукты на рынке можно разделить на 4 типа:

  • продукты-плагины, которые работают «поверх» основного продукта и требуют его предварительного развертывания;
  • продукты-комбайны, которые покрывают максимум функционала;
  • продукты-конструкторы, которые покрывают минимум, но дают возможность собственной разработки;
  • продукты-вики, представляющие собой просто энциклопедию знаний.

Некоторые компании дистанцируются от социального функционала: используются только внутри компании и не дают возможности для коллабораций. Большинство решают только одну задачу:

  • вопрос-ответ;
  • корпоративные поисковики;
  • визуализация знаний;
  • мессенджеры.

При этом российский рынок стал просторнее – ушли международные компании, но далеко не все российские решения зарегистрированы в Реестре ПО Минкомсвязи.

Это хорошая почва для активного развития отечественного софта в деле управления знаниями. Единого решения, закрывающего все потребности, всё еще нет. Тем не менее, уже есть российские IT-решения, способные конкурировать на международном рынке.

Поиск на коленке

Игорь Цупко, главред проекта “Прагматичный гайд по управлению знаниями”, а также член программных комитетов KnowledgeConf и DevOpsConf, о тонкостях внедрения поисковика в базу знаний.

Для управления корпоративными знаниями не нужен поисковик уровня Google.

В основе корпоративного поиска должна поддерживаться морфология русского языка. Для этого важно:

  • приводить слова к начальной форме;
  • использовать синонимические ряды, в том числе, профессиональный и внутрикорпоративный сленг;
  • учитывать опечатки;
  • распознавать кириллицу.

Ещё важно научить сотрудников пользоваться всеми процессами поиска, тогда поиск действительно поможет:

  • ускорить поиск информации;
  • стимулировать сотрудников активно пользоваться накопленными в базе знаниями;
  • также стимулировать их активнее пополнять базу.

Противостояние: ИИ vs Онтология в управлении знаниями

Дискуссия между приверженцами проверенных решений и новых технологий. На стороне классиков — Эльвира Гринберг, руководитель специального проекта Исследование “КМ Индекс”. Её оппонент — Владимир Лещенко, председатель Экспертного совета конференции.

Очевидно, что сейчас без цифровых решений уже не обойтись, и нейросети хорошо помогают упорядочить весь контент и наладить автоклассификацию. Но без онтологии машинное обучение (пока) невозможно. Она как раз занимается переводом человеческого опыта на машинный язык.

В ходе дискуссии, обсуждения кейсов и «свободного микрофона», выявили такие минусы обоих подходов:

  • сбор онтологии – трудоемкий и долгий процесс;
  • информация в онтологии быстро устаревает;
  • искусственный интеллект пока не так совершенен, чтобы целиком доверять ему задачи управления знаниями.

Таким образом, сейчас лучше всего работает связка: «онтология + искусственный интеллект» – они хорошо дополняют функции друг друга.

По итогу конференции можно сделать вывод, что в уходящем году сфера управления знаниями активно развивалась. Провал на фоне внешних событий уже нивелирован, а компании переходят на отечественный софт по управлению знаниями.

0
2 комментария
Маруся

Чистым русским языком нельзя было написать?

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Статья сгенерирована ИИ.
Полезной информации нет.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда