{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему российские школьники не говорят на английском после 10 лет изучения языка в школе?

Немного цифр

По статистическим данным, только 1% школьников в России говорит на английском языке свободно, 12% - имеют начальный уровень знания, 34% могут прочесть или написать на английском небольшой текст, но не могут поддержать разговор в нем. По данным исследования НИУ ВШЭ языковые навыки почти половины (49%) отличников в школе на начальной стадии.

В соответствии с учебным планом ФГОС, на изучение английского ученикам 5-9 классов выделено 525 академических часов в год, это три занятия в неделю. Переводим на часы человеческие и получаем 367 часов в год и 1835 часов за пять лет обучения в школе. В соответствии с информацией, предоставленной Cambridge University Press, чтобы достичь уровня А2, достаточного для бытового общения, учащимся в возрасте от 10 до 15 лет потребуется до 450 часов, до уровня B2, подразумевающего беглую речь, потребуется до 950 часов.

Получается, времени выделенного на освоение программы должно быть достаточно.

В чем же может быть причина таких скудных результатов у наших школьников?

Одной из главных причин низкого уровня владения английским языком в России является неэффективность образовательной системы. Возможно, не существует однозначного и прямого пути для эффективного изучения языка, но чрезмерно формальный подход, который существует в учебных заведениях, приводит к тому, что большинство школьников не могут свободно общаться на английском языке.

Это может быть связано с несколькими факторами:

1. Отсутствие практики.

В школе ученики часто учатся только грамматике и написанию, но не получают достаточно практики устной речи. Они могут знать правила языка, но не уметь использовать их в реальной жизни.

2. Устаревшие методы обучения.

Многие школы до сих пор используют устаревшие методы обучения, которые не способствуют развитию устной речи студентов.

3. Большие группы.

В большинстве Российских школ, английский учат по группам. Класс, как правило, делят на две группы по 10-15 человек. Для такого количества не самых замотивированных учащихся 45 минут урока катастрофически мало: возможность уделить внимание каждому на уроке отсутствует.

4. Отсутствие мотивации.

Школьники часто не видят практической пользы в изучении английского языка и не имеют достаточного мотива для его изучения.

Главный вопрос - что делать в сложившейся ситуации?

Уже сейчас организации и частные лица, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, разработали сотни различных подходов и методик обучению иностранным языкам. Это тот самый случай, когда спрос порождает предложения. Английский язык стал востребован в большем количестве профессий и сфер жизни и нам приходится искать способы быстрого и эффективного обучения.

Несомненно, уровень владения английским языком российскими школьниками вызывает недоумение и требует существенных изменений системы образования. Применение коммуникативных методик в преподавании и акцент на практической подготовке поможет учащимся добиться успеха в усвоении важных языковых навыков: говорение, письмо и чтение. Освоение же грамматики языка должно стать проводником к красивой и беглой речи, а не самой целью курса.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Дарья Михайлова

Про устаревшую систему образования - согласна на 150% процентов. Моё мнение - большую роль в изучении английского играет страх делать ошибки, «скажу неправильно, не буду говорить совсем» - это блокирует адекватную практику и опыт. Очень понравилась статья, продолжайте, Юлия ❤️🤌🏻

Ответить
Развернуть ветку
Горделивый Сербский Патриот

У нас учительница чуть ли матом не орала на нас за ошибки, в итоге английского как огня боялись все одноклассники

Потом пошел в универ, на первом же курсе у нас была молодая девушка, которая сама только-только универ закончила. Итог? К концу первого курса я уже самостоятельно начал большую часть учебной литературы по моей профессии (я программист) изучать только на английском языке, начал потихоньку сериалы смотреть с субтитрами, выписывать какие-то выражения и так далее и так далее - а все потому, что она в нас интерес к английскому заронила и оочень спокойно относилась к ошибкам; в результате даже самые отъявленные долбонавты из моей группы что-то пытались из себя на английском выдавить, порой даже домашние задания делали

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Круто! Спасибо за вашу историю! Отлично иллюстрирует взаимосвязь между преподавателем и рвению к знаниям 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Анна Келсо

Есть даже мем про молодую англичанку, которая ушла в декрет)) Такая у всех была походу🤣 Может в этом дело)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Да, думаю у многих! )) из декрета они чаще всего не возвращаются 😅

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

Может, кого-то обижу, но зачастую учителя английского сами с трудом могут общаться на нем. Там уровень знаний очень низкий. Насчёт системы устаревшей это так себе аргумент. Да, новые методики эффективнее, но старые тоже вполне рабочие, учились ведь люди успешно. А сейчас в самом деле ужасно всё с иностранными языками.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Я согласна, не всегда уровень учителей соответствует заявленному. Критерии отбора преподавателей сильно упразднены в последние годы, а все потому, что желающих работать в общеобразовательных учреждениях мало.
Что касается методик, не могу полностью согласиться с вами. Подход в преподавании следует менять. У сегодняшних детей, особенно подростков, уровень концентрации и фокус внимания отличаются от тех, что были ранее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

Автор - пишите ещё.
У вас получается.
_________________________
Без практического приложения едва ли можно развить устную речь.
Мы ж не в ЕС где не границ и в семье у обоих родителей родным может быть язык не той страны где родились дети - внутри экс-СССР русский по факту универсален.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Благодарю за обратную связь и поддержку!

Да, у нас за пределами школы возможность практиковать изучаемый язык есть лишь у единиц, выезжающих заграницу. Этот фактор влияет в том числе и на мотивацию учащихся: нет смысла вкладываться в то, что не принесет практической пользы.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

8/10

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Благодарю ! Высокая оценка для первого раза!

Ответить
Развернуть ветку
Ян Мухин

если бы каждому ученику уделялось нужное количество времени и требовали бы как следует ,то может толк и был бы от этого изучения

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Семёнов

Интересная статья, спасибо!
9/10

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Благодарю за обратную связь!!!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Благодарю за поддержку!!! 🫶🏼❣️
Часто этот страх и зарождается в школьный период: система оценки знаний и исправлений в школе не подразумевает поощрений за то,что получилось хорошо. Внимание учащихся всегда обращено на ошибки!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Левченко

Абсолютно согласна с автором. Сама учила язык в школе, но там был как раз акцент на письменные задания, переводы текстов и грамматику. Сейчас на слух понимаю и могу прочитать, но изъясняться устно очень сложно

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Академик сын академика, говорил: языку должен учить отец за обедом.
Если ближе к практике: внуку семь лет скоро, два года учит английский, почти говорит.
Год учит китайский, до разговора далеко, но с большим интересом и въедливо, похоже, скоро потянет уровень до английского.

На следующий год, в соответствии с анекдотом, планирует учить автомат Калашникова.

Ответить
Развернуть ветку
Olga

Пытаюсь вспомнить хотя бы одного человека, освоившего язык в школе... Нет таких)) Исключение: дети из последнего поколения, обучавшиеся в школах с языковым уклоном.
В 80-90-е об изучении языка вообще можно не вспоминать.Спасибо самой первой учительнице в 4 классе - благодаре ей выучили алфавит, научились читать транскрипции, и поняли основы произношения. На этом изучение английского, собственно, и закончилось. Учителя менялись каждые 2-3 месяца, и английский особо не знали. Мотивации у детей -ноль ("а нафига нам английский"). Учебник- один на 3-4 человек (Да и тольку от него никакого, он был полностью на английском и на 90% состоял из упражнений, которые понять без учителя невозможно).

Таки, да. Нужны грамотные педагоги, адекватная программа обучения, и мотивация для учеников. В школах с этим до сих пор беда. Разве что желание изучать языки у отдельных ребят появилось.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Герап
Автор

Согласна! Сейчас ко мне приходят заниматься взрослые студенты, как раз те, кто застал школу в 90е. Мало кому удалось заложить даже базовые знания в тот период.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимировна

Интересно, во многом согласна.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда