Почему российские школьники не говорят на английском после 10 лет изучения языка в школе?

Почему российские школьники не говорят на английском после 10 лет изучения языка в школе?

Немного цифр

По статистическим данным, только 1% школьников в России говорит на английском языке свободно, 12% - имеют начальный уровень знания, 34% могут прочесть или написать на английском небольшой текст, но не могут поддержать разговор в нем. По данным исследования НИУ ВШЭ языковые навыки почти половины (49%) отличников в школе на начальной стадии.

В соответствии с учебным планом ФГОС, на изучение английского ученикам 5-9 классов выделено 525 академических часов в год, это три занятия в неделю. Переводим на часы человеческие и получаем 367 часов в год и 1835 часов за пять лет обучения в школе. В соответствии с информацией, предоставленной Cambridge University Press, чтобы достичь уровня А2, достаточного для бытового общения, учащимся в возрасте от 10 до 15 лет потребуется до 450 часов, до уровня B2, подразумевающего беглую речь, потребуется до 950 часов.

Получается, времени выделенного на освоение программы должно быть достаточно.

В чем же может быть причина таких скудных результатов у наших школьников?

Одной из главных причин низкого уровня владения английским языком в России является неэффективность образовательной системы. Возможно, не существует однозначного и прямого пути для эффективного изучения языка, но чрезмерно формальный подход, который существует в учебных заведениях, приводит к тому, что большинство школьников не могут свободно общаться на английском языке.

Это может быть связано с несколькими факторами:

1. Отсутствие практики.

В школе ученики часто учатся только грамматике и написанию, но не получают достаточно практики устной речи. Они могут знать правила языка, но не уметь использовать их в реальной жизни.

2. Устаревшие методы обучения.

Многие школы до сих пор используют устаревшие методы обучения, которые не способствуют развитию устной речи студентов.

3. Большие группы.

В большинстве Российских школ, английский учат по группам. Класс, как правило, делят на две группы по 10-15 человек. Для такого количества не самых замотивированных учащихся 45 минут урока катастрофически мало: возможность уделить внимание каждому на уроке отсутствует.

4. Отсутствие мотивации.

Школьники часто не видят практической пользы в изучении английского языка и не имеют достаточного мотива для его изучения.

Главный вопрос - что делать в сложившейся ситуации?

Уже сейчас организации и частные лица, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, разработали сотни различных подходов и методик обучению иностранным языкам. Это тот самый случай, когда спрос порождает предложения. Английский язык стал востребован в большем количестве профессий и сфер жизни и нам приходится искать способы быстрого и эффективного обучения.

Несомненно, уровень владения английским языком российскими школьниками вызывает недоумение и требует существенных изменений системы образования. Применение коммуникативных методик в преподавании и акцент на практической подготовке поможет учащимся добиться успеха в усвоении важных языковых навыков: говорение, письмо и чтение. Освоение же грамматики языка должно стать проводником к красивой и беглой речи, а не самой целью курса.

1313
20 комментариев

Про устаревшую систему образования - согласна на 150% процентов. Моё мнение - большую роль в изучении английского играет страх делать ошибки, «скажу неправильно, не буду говорить совсем» - это блокирует адекватную практику и опыт. Очень понравилась статья, продолжайте, Юлия ❤️🤌🏻

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Есть даже мем про молодую англичанку, которая ушла в декрет)) Такая у всех была походу🤣 Может в этом дело)

3
Ответить

Да, думаю у многих! )) из декрета они чаще всего не возвращаются 😅

Ответить

Может, кого-то обижу, но зачастую учителя английского сами с трудом могут общаться на нем. Там уровень знаний очень низкий. Насчёт системы устаревшей это так себе аргумент. Да, новые методики эффективнее, но старые тоже вполне рабочие, учились ведь люди успешно. А сейчас в самом деле ужасно всё с иностранными языками.

2
Ответить

Я согласна, не всегда уровень учителей соответствует заявленному. Критерии отбора преподавателей сильно упразднены в последние годы, а все потому, что желающих работать в общеобразовательных учреждениях мало.
Что касается методик, не могу полностью согласиться с вами. Подход в преподавании следует менять. У сегодняшних детей, особенно подростков, уровень концентрации и фокус внимания отличаются от тех, что были ранее.

1
Ответить

Автор - пишите ещё.
У вас получается.
_________________________
Без практического приложения едва ли можно развить устную речь.
Мы ж не в ЕС где не границ и в семье у обоих родителей родным может быть язык не той страны где родились дети - внутри экс-СССР русский по факту универсален.

1
Ответить