{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как развивается российский EdTech в 2023 году: влияние кризиса и обзор главных трендов

За последние три года рынок EdTech в России неоднократно перестраивался — во время пандемии спрос на онлайн-образование резко вырос, а в 2022 году упал ниже доковидных показателей. Финальным потрясением для EdTech-компаний стали антироссийские санкции.

С чем связано падение рынка ДПО, как живет российский EdTech в условиях кризиса и почему IT-сфера стала главным трендом онлайн-образования? Разбираемся в этой статье.

Как обстоят дела в России

Рынок онлайн-образования переживает спад. В 2022 году суммарная выручка крупнейших российских компаний выросла на 17,95% и составила 87 млрд рублей. Думаете, это много? А вот и нет — эти значения почти в четыре раза меньше показателей предыдущего года.

В мае 2023 г. результаты изменились в лучшую сторону. Суммарная выручка топ-10 EdTech-компаний за I квартал года составила 26 млрд рублей, что на 23% больше аналогичных показателей 2022 года. Чего-то большего не ждите: по прогнозам игроков рынка, среднегодовая динамика роста в 2023 г. не превысит 10–30%.

Что привело к обвалу рынка

Причина 1 — геополитическая обстановка и экономический кризис

Генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирева отмечает, что у населения страны резко снизилась платежеспособность. По сути, людям стало не до онлайн-образования: они пересмотрели приоритеты и переключились на более важные потребности. Например, на оплату лекарств и медицинских услуг — так, средний аптечный чек в 2023 г. вырос на 15%.

Причина 2 — уход зарубежных онлайн-площадок

До введения санкций статистика использования популярных соцсетей выглядела так:

*признаны экстремистскими и запрещены в России

Именно в Instagram и Facebook игроки EdTech занимались продвижением и разворачивали рекламные кампании. Когда доступ в соцсети стал ограничен, произошел мощный отток аудитории.

Также уход зарубежных площадок повлиял на востребованность курсов по SMM, таргетированной и контекстной рекламе.

Основные силы SMM были направлены на западные каналы продвижения, а 80% рекламного бюджета уходили на таргет в Facebook и Instagram.

В первый же месяц после блокировки соцсетей число вакансий для SMM-специалистов сократилось на 26% — а значит, спрос на профильное обучение тоже упал.

Причина 3 — конец пандемии

Карантин пошел на пользу рынку EdTech. В 2020 г. он вырос на 60% по сравнению с предыдущим годом — доковидный рост составлял всего 20%. В 2021 г. спрос продолжил расти: согласно исследованию Tinkoff Data, на категорию «образование» тогда пришлось больше всего расходов россиян.

Зато в 2022 г. рынок EdTech ожидаемо обвалился — пандемия закончилась, люди вернулись на очную работу, и востребованность дистанционного образования сократилась.

Аналитика сегментов

Российский EdTech состоит из четырех основных сегментов: дополнительного профессионального образования (ДПО), детского образования, языковых школ и бизнес-образования.

ДПО считается лидером российского EdTech: на этот сегмент приходится почти половина от всего рынка, а образованием взрослых людей в России занимаются более 6,2 тыс. различных учреждений.

За 2022 г. сегмент ДПО увеличился на 25,8% — до 30,8 млрд рублей. В конце 2022 г. выручка компаний, занимающихся ДПО, составила 10,2 млрд рублей — на 44% больше, чем в третьем квартале того же года.

Игроки рынка считают, что в 2023 г. рост сегмента сохранит позитивную динамику. Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education, уверен, что ДПО вырастет на 25–30%. Основная причина — тенденции рынка труда, а именно высокий спрос на квалифицированных IT- и диджитал-специалистов: программистов, дизайнеров, маркетологов.

Данные для гистограммы взяты из EdTech-дайджеста за январь 2023 года

Второй крупный сегмент — детское образование. Показатели этого сегмента не отстают от ДПО: по данным Smart Ranking, к концу 2022 г. темпы роста детского образования и вовсе обогнали ДПО, достигнув 28,9%, — примерно 26,8 млрд рублей. Прогнозы на текущий год у детского образования тоже положительные — игроки рынка предсказывают стабильный рост сегмента на 20–30%.

Языковой сегмент удерживает средние показатели — за 2022 г. он вырос на 10,9% до 9,4 млрд рублей. Теперь людей интересует не только международный английский — так, Skyeng отметил спрос на курсы китайского языка. Несмотря на это, Маргарита Арановская, аналитик Smart Ranking, считает, что рост языкового сегмента в 2023 г. не превысит 10–15%.

Больше всего в результате кризиса досталось сегменту бизнес-образования: его востребованность упала, а рост снизился до 21,7% — 9,7 млрд рублей.

А что по инвестициям?

2023 год не может похвастаться крупными вложениями в рынок EdTech: наоборот, еще в 2022 г. объем инвестиций упал в 3,5 раза. Если в 2021 г. на финансирование онлайн-образования ушло 14 млрд рублей, то в 2022 г. — только 4 млрд.

Причины. На резкий спад финансирования повлияла геополитическая ситуация. Инвесторы боятся вкладывать деньги в неизвестность — они не знают, какие перспективы ждут EdTech в новых условиях, сумеют ли игроки к ним адаптироваться или прогорят.

Кроме того, онлайн-образование потеряло зарубежное финансирование. Раньше иностранцы с удовольствием инвестировали в российский EdTech — в 2021 г. доля их инвестиций составила 33% от всех вложений. К сожалению, после событий 2022 года западные фонды ушли из России.

Сделки. Всего за 2022 г. было совершено 16 значимых сделок. Самая крупная из них — это покупка МТС компании Webinar, разработчика решений для видеовстреч, за 2 млрд рублей.

Последняя сделка произошла 20 февраля 2023 г., став самой крупной в истории российского EdTech, — VK выкупила 75% компании «Учи.ру». Сумма выкупа превысила 8,7 млрд рублей. Теперь VK единственный и полноценный владелец платформы — другие 25% компания приобрела еще в 2020 г.

Прогнозы. Несмотря на санкции, вероятность восстановления инвестиционной активности по-прежнему сохраняется. По прогнозам Арсения Даббаха, основателя аналитической компании DSight, кризис в образовательном секторе продлится до середины 2023 г., после чего начнется постепенное восстановление. Кроме того, на помощь российскому EdTech могут прийти азиатские инвесторы, — об этом сообщает EdTech-дайджест со ссылкой на агентство Smart Ranking.

Лидеры рынка

Аналитики агентства Smart Ranking создали рейтинг крупнейших игроков рынка EdTech, который регулярно обновляется. Вот так выглядит десятка лидеров на момент написания статьи:

Топ-10 в российском EdTech по состоянию на 13 мая 2023 года

А теперь познакомимся с ключевыми игроками рынка поближе.

Skyeng

Сайт: Skyeng, Skysmart, Skypro

Специализация: иностранные языки, онлайн-школа для детей и подростков, ДПО в сфере IT

Годовой объем выручки за 2022 г.: 9,7 млрд рублей

Группа компаний Skyeng изначально была одноименной школой английского языка. В 2019 г. открылась детская школа Skysmart, а еще позже — онлайн-университет IT-профессий Skypro. Основной драйвер компании — Skysmart, на которую приходится почти половина от общей выручки.

В I квартале 2023 г. Skyeng поднялся на лидирующую позицию с выручкой 3,4 млрд рублей. Рост компании составил 12,2%.

Skillbox Holding Limited

Специализация: ДПО в сфере IT, дизайна, финансов и технологий

Годовой объем выручки за 2022 г.: 10,6 млрд рублей

Ранее группа компаний состояла из платформы Skillbox, но позже разрослась и присоединила к себе GeekBrains и SkillFactory. Также в холдинг входят бразильская онлайн-школа Mentorama и платформа корпоративного обучения Lerna.

В I квартале 2023 г. Skillbox уступил привычное первое место и переместился на вторую строчку рейтинга с выручкой 2,94 млрд рублей — по сравнению с прошлым годом показатели упали на 6,3%.

«Яндекс.Практикум»

Специализация: ДПО в сфере IT, менеджмента и маркетинга

Годовой объем выручки за 2022 г.: 5,57 млрд рублей

Сервис онлайн-образования «Яндекс.Практикум» специализируется на обучении IT- и диджитал-профессиям. С момента открытия в 2019 г. в компании наблюдается ежегодный рост дохода — наибольших показателей платформа добилась в 2022 году. По словам Ильи Курмышева, СЕО «Яндекс.Практикума», на рост повлиял акцент на трудоустройстве студентов.

В I квартале 2023 г. компания заняла четвертое место в рейтинге с выручкой 1,7 млрд рублей — результат схож с результатом 2022 года.

«Нетология»

Специализация: ДПО в сфере IT, дизайна, управления, маркетинга и финансов

Годовой объем выручки за 2022 г.: 2,813 млрд рублей

«Нетология» — одна из старейших онлайн-школ, основанная в 2014 году и до сих пор не теряющая лидерских позиций.

Сейчас платформа входит в топ-10 EdTech-компаний и занимает восьмое место. Выручка «Нетологии» за I квартал 2023 г. выросла на 37,4% и составила 756 млн рублей.

«Учи.ру»

Сайт: https://uchi.ru/

Специализация: дополнительное детское образование для 1–11 классов

Годовой объем выручки за 2022 г.: 3,3 млрд рублей

Онлайн-платформа занимается обучением детей по школьной программе, а также подготовкой к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Стабильно положительную динамику роста платформа демонстрирует еще с 2020 года.

По состоянию на конец I квартала 2023 г. «Учи.ру» занимает пятую строчку в общем рейтинге с выручкой 950 млн рублей и ростом на 11,7%.

Также среди лидеров в детском сегменте выделяются «Умскул» и «Фоксфорд»: им принадлежит шестая строчка рейтинга с выручкой 860 млн рублей и девятая строчка с 704 млн соответственно.

Тренды в EdTech-2023

Тренды в EdTech бывают долгосрочные и краткосрочные. Последние постоянно меняются в зависимости от внешних факторов — например, от кризиса в стране, который во многом определил последние тенденции онлайн-образования.

Собрала для вас только актуальные инсайты — получилось семь трендов рынка EdTech в 2023 году.

Короткие видео

В период расцвета Reels, YouTube Shorts и TikTok удерживать внимание зрителей становится все сложнее. Пользователи потребляют короткий динамичный контент, поэтому быстро начинают скучать на долгой лекции. Кроме того, короткие обучающие видео создают меньшую когнитивную нагрузку на мозг, что позволяет лучше обрабатывать и запоминать информацию.

Ссылка на исследование

Но что делать онлайн-школам, которые по определению упаковывают обучающий материал в семинары и лекции?

Например, использовать микрообучение и разбавлять большие модули короткими видео или геймификацией. Обычно таким способом преподносят простую информацию, которую легко уместить в инфографику и рассказать за пять минут.

Часто микрообучение используется в соцсетях — в виде викторин, развлекательных постов или обучающих карточек. Также встречаются отдельные EdTech-компании, которые полностью перешли на микрообучение, — например, российская платформа SkillCup.

Сейчас там представлены 15+ программ по маркетингу и бизнесу, в том числе курсы небезызвестного Максима Ильяхова для копирайтеров и прочих контент-мейкеров. Обучение состоит из коротких видео по 5–10 минут и чередуется с текстами, дополнительными материалами и проверочными тестами.

Бум на IT-специалистов

В конце 2021 г. на российском рынке труда возник дефицит IT-специалистов — не хватало от 0,5 млн до 1 млн человек. В январе 2023 г. количество открытых вакансий для айтишников на hh.ru выросло до 58,7 тыс., что на 63% превысило количество вакансий прошлого года. Тогда-то соискатели и решились войти в IT — сказались востребованность направления и количество открытых вакансий.

Среди прочих причин для массовой любви к IT-сфере:

удаленная работа из любой точки мира;

востребованность на рынке труда — стабильно высокий спрос на новые кадры, особенно в аналитике, информационной безопасности и разработке;

нескучная профессия — появляются и развиваются новые технологии, поэтому IT-специалисты обучаются всю жизнь;

высокие зарплатыпо данным Хабр Карьеры, средняя зарплата по всем IT-специальностям за первое полугодие 2023 г. составляет 179 026 рублей в месяц;

возможность карьерного роста в более востребованных и высокооплачиваемых middle- и senior-специалистов.

Бум на обучение не заставил себя ждать, и уже весной 2022 г. представители EdTech-компаний отметили повышение спроса на IT-курсы на 30%.

В феврале 2022 г. «Нетология» опросила респондентов и определила самые популярные категории онлайн-курсов: тогда IT-профессии заняли третье место, второе место досталось хобби, творчеству и личностному развитию, а первое — иностранным языкам.

Ландшафт поменялся уже к концу 2022 года. Самыми востребованными продуктами «Нетологии» стали IT-профессии — их выбрало 35% студентов. Схожая тенденция наблюдалась у «Яндекс.Практикум»: 59% студентов прошли курсы по программированию, а 21% — по аналитике данных.

Популярные сегодня айтишные направления — информационная безопасность, разработка и тестирование ПО, геймдев и диджитал-дизайн. Востребованность гейм-индустрии заметили в Skillbox: во второй половине 2022 г. спрос на курсы по разработке видеоигр вырос на 12%.

Карьерная поддержка

Большая часть аудитории ДПО приходит на курсы потому, что хочет сменить профессию и найти новую работу. Вот только многие специалисты-джуны, получившие диплом, не умеют грамотно презентовать свой опыт и заваливаются на первом собеседовании.

На помощь пришли онлайн-школы и их Центры карьеры — такой есть, например, у «Нетологии», SkillFactory, Skillbox или Skypro.

Как это работает: после окончания курса студент получает карьерные бонусы. Например, посещает дополнительные вебинары или встречается с HR-специалистом, который помогает подчеркнуть в резюме свои сильные стороны и пройти CV-скрининг.

Также Центры карьеры соединяют выпускников с компаниями-партнерами, организовывают собеседования и сопровождают на всех последующих этапах общения.

Сотрудничество с государством

У EdTech и государства есть общая цель: снижение дефицита кадров и обучение новых квалифицированных специалистов.

Что сейчас делает государство, чтобы приблизиться к этой цели:

Проводит госфинансирование. Правда, число EdTech-компаний, получающих поддержку государства, совсем небольшое: в детском сегменте — 20%, а в сегменте ДПО — 30%.

Поддерживает обучение IT-специалистов. Так государство пытается ликвидировать дефицит кадров, образовавшийся из-за массовой миграции российских специалистов и ухода с рынка зарубежных компаний.

Чтобы обучаться могли даже люди, у которых нет финансовой возможности приобрести курс, был запущен госпроект «Цифровые профессии 2022». Суть проекта — возможность освоить IT-специальность со скидкой 50–100% в зависимости от льготной категории. Сумму, равносильную скидке, оплачивает государство.

Среди образовательных программ «Цифровых профессий» представлены курсы «Нетологии», «Яндекс.Практикума» и Skillbox.

Стимулирует школьное образование за счет создания государственных информационных систем. Наглядный пример — «Сферум», бесплатная платформа для коммуникации учеников и учителей, разработанная при поддержке Минпросвещения и Минцифры.

Старшая целевая аудитория

Новый тренд у работодателей — востребованность специалистов в возрасте 40+. Тенденция быстро отразилась на аудитории курсов ДПО и привела к приросту новых студентов от 35 до 48 лет. В тренд уже влились многие EdTech-компании направления B2C.

Буткемпы

2022 год запустил тренд на ускоренное обучение: люди хотят зарабатывать здесь и сейчас, а не через год после окончания курса. Так на рынок онлайн-образования вышли буткемпы — короткие образовательные интенсивы. Обучение на экспресс-курсе длится 2–5 месяцев, но учиться придется в соответствующем темпе — не менее восьми часов каждый день.

Особенность буткемпов — ориентация на практику. В «Яндекс.Практикуме», например, после окончания буткемп-курса «Специалист по Data Science» портфолио пополнится сразу 16 кейсами.

В прошлом году свои буткемпы запустили «Яндекс.Практикум», «Нетология» и SkillFactory. После запуска буткемпов в «Практикуме» спрос на них вырос в два раза. В 2023 г. тренд продолжит активно развиваться: и если «Яндекс.Практикум» ждет увеличение спроса на интенсивы, то российский рынок EdTech — открытие новых буткемпов.

Экспансия в Юго-Восточную Азию

Даже в текущих геополитических условиях EdTech-компании продолжают рассматривать возможность экспансии за рубеж. Но куда двигаться, когда западные страны четко дали понять, что к ним путь закрыт? В сторону Юго-Восточной Азии: в Индию, Вьетнам, Филиппины, Индонезию и Таиланд.

Индийский стартап есть, например, у основателей SkillFactory — их проект Coding Invaders был запущен еще в 2021 году и с тех пор помогает индийцам найти свою первую работу в IT-сфере.

У российского образования есть шанс закрепиться и в других странах, сохраняющих политический нейтралитет, — в Латинской Америке, Африке или на Ближнем Востоке. Такой кейс уже есть у GetCourse — в прошлом году компания локализовала и продвигала свою платформу в Индонезии, Бразилии и странах Латинской Америки. На 2023 г. у GetCourse большие планы: усиление влияния и укрепление на рынках Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии.

0
1 комментарий
Александр Ульев

Рынок онлайн-образования переживает спад. В 2022 году суммарная выручка крупнейших российских компаний выросла на 17,95% и составила 87 млрд рублей.

Спасибо, сегодня я узнал, что рост это спад.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда