Умственное развитие ребенка эпохи цифровой социализации

Фото с сайта https://cyberpsy.ru/
Фото с сайта https://cyberpsy.ru/

Сегодня психологи, социологи, философы России, Британии, Германии, Италии, США, Франции, Японии и других стран говорят о возникновении нового типа детства, появлении поколения «цифровых аборигенов». При этом оценка влияния цифровых устройств на развитие детей противоречива.

  • Каково оно на самом деле?
  • Отличается ли психическое развитие современны детей и тех, что росли вне влияния цифровых устройств?

Для того чтобы это выяснить, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета был реализован проект «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации».

В ходе исследования была проведена диагностика умственного развития 420 детей в возрасте 5-7 лет, посещавших дошкольные отделения школ и детские сады г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015-2020 гг. Затем, при помощи методов математической статистики, было проведено сравнение уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников, с детьми, посещавшими детские сады в последней трети ХХ в.

Оказалось, что между развитием способностей детей цифровой и доцифровой эпох есть различия и сходства.

Полученные данные свидетельствуют о том, что умственные способности современных детей по некоторым параметрам отличаются от способностей их сверстников в ХХ в. Например, их способность соотносить эталоны формы с предметами развита значимо ниже. Уровень развития наглядно-образного мышления (умение ориентироваться в пространстве по схеме) и словесно-логического мышления (способность к логической сериации) у старших дошкольников в ХХI веке значимо выше, чем у их сверстников в доцифоровую эпоху. Уровень развития творческих способностей (креативности) не связан с частотой использования детьми гаджетов. Сходство отмечено лишь в уровне овладения действиями перцептивного моделирования.

Была проведена новая стандартизация тестов оценки умственного развития детей 5-6 и 6-7 лет. Предыдущая стандартизация данных методик была сделана 25 лет назад! Теперь российские ученые смогут использовать более эффективный инструмент, позволяющий оценивать уровень развития старших дошкольников.

Гостем выпуска #простоопсихологии стала Денисенкова Наталия Сергеевна, профессор кафедры социальной психологии развития МГППУ, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Смотрите интервью о современных детях и об исследовании «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации», автором которого является наша гостья.

Таймкоды:

1:25 современный ребёнок, кто это

2:54 эпоха детоцентрирования

4:47 современный родитель

5:40 доступность информации для родителей

7:08 ответственность порождает тревожность

9:07 как воспитать у ребёнка ответственность, не перегружая его

11:54 к психологу приходят хорошие родители

12:10 отношения между родителями и детьми. Современная специфика

13:34 про исследование

14:13 какие вопросы возникали у соавторов исследования

14:48 отзывы педагогов о современных детях

15:59 что важно было исследовать?

16:46 про исследования прошлых

18:00 про методики исследования

19:34 про выборки исследования

20:00 подробно про методики

23:36 про гипотезу исследования

27:00 наблюдения

30:00 про количество детей, принявших участие в исследовании

31:36 результаты исследовании: чем современные дети отличаются от своих

42:44 обращение к родителям

44:11 три совета родителям

44
4 комментария

Статья интересная, видеоролик тоже интересен!
Спасибо автору за интересный контент!

1
Ответить

Наташа, будем стараться выкладывать актуальные интервью, статьи и видео по вопросам психологии и педагогики.

Ответить

Благодарю за статью!

1
Ответить

в современном мире умственные способности детей конечно же намного выше ,да и возможностей для их развития намного больше

Ответить